Меняется Мир — меняется Медицина


Меняется Мир — меняется МедицинаЛидерами не рождаются, лидерами становятся.  А.З. Фаррахов

Здравоохранение сегодня — это не просто оказание необходимой медицинской помощи. Это система, требующая постоянного совершенствования процессов, гибкости, эффективности управления, построения правильной логистики потоков в лечебных учреждениях, внедрения инновационных методик менеджмента. На современном этапе реформирования здравоохранения появилась потребность обмена опытом ведущих зарубежных и российских клиник в сфере управления качеством в здравоохранении. В этой связи Министерство здравоохранения Республики Татарстан совместно с Образовательным центром высоких медицинских технологий организовало  Первую международную конференцию для администраторов здравоохранения «Качество и управление рисками в медицинских учреждениях». Более 300 администраторов здравоохранения России и ближнего Зарубежья собрались в Казани 17 апреля 2013 года.

Важнейшие вопросы управления качеством медицинской помощи и ресурсами лечебно-профилактического учреждения специалисты обсуждали с признанными экспертами в области систем качества из России, Германии и Австрии. Бесценным опытом по вопросам менеджмента качества поделились: Вице-президент организации «TÜV Certification» (Германия) г-н Г.Коль, Генеральный директор ООО «АВА-ПЕТЕР» Глеб Михайлик, Директор ФГБУ «Новосибирский НИИТО» Минздрава России, профессор  М.И. Садовой, руководитель Органа по сертификации систем менеджмента качества Фонда Высоких Медицинских Технологий И.Ю. Бедорева, Исполнительный директор ООО «НМЦ-Томография» М.В.Ястребова, международный консультант по внедрению системы менеджмента качества Gunther Löscher (Австрия) и другие.

Министр здравоохранения РТ Айрат Закиевич Фаррахов подчеркнул, что одним из главных вызовов здравоохранения РФ является вопрос предоставления качественных услуг. «Эта проблема затрагивает большой аспект нашей работы. Тот, кто успешен в этой области и умеет использовать современные технологии в предоставлении качественных услуг будет наиболее конкурентным, иметь хорошую команду и перспективы».

Глеб Михайлик перед началом своего выступления  отметил, что здравоохранение Республики Татарстан является ярким примером внедрения новых подходов в управлении качеством. «Почему появилась необходимость внедрять систему менеджмента качества (СМК)? Это  единственный метод, который позволяет соревноваться с конкурирующими клиниками и получать устойчивый поток пациентов»,- начал свое сообщение Глеб Михайлик. Опыт ООО «Ава-петер» показал, что внедрение СМК  позволяет повысить квалификацию персонала, улучшить взаимодействие подразделений компании, повысить удовлетворённость персонала, специалистов смежных подразделений,  сократить издержки (временные, адаптационные, финансовые), повысить эффективность деятельности подразделений компании. «СМК — это инструмент, позволяющий компании быть эффективной в фазу роста», заключил докладчик.


Меняется Мир — меняется МедицинаПример Германии в управлении качеством и рисками в здравоохранении показал  Г.Коль. С момента внедрения сертификации на рынок медицинских услуг  (1996 год) в системе здравоохранения Германии многое изменилось. Система здравоохранения Германии, стала больше ориентироваться на

принципы рентабельности и экономичности, в настоящее время клинический менеджмент осуществляется преимущественно экономистами, принципы и инструменты менеджмента  из других областей промышленности адаптируются и применяются в здравоохранении, к ним относится как менеджмент качества, так и сертификация.

По мнению докладчика в мировой медицинской практике существуют распространенные заблуждения относительно того, что сертификация является дополнительной нагрузкой для организации, затрудняет развитие, а будучи связанной с документированием каждого шага противоречит требованиям повышения производительности. «Все это так и есть, если система вводится не правильно!», подчеркнул докладчик. По мнению Г.Коля, любая система менеджмента качества/риска должна учитывать

статистические предпосылки, аудит системы управления требует ясного понимания критических пунктов тех процессов, которые подвергаются проверке. «Важно помнить, что система менеджмента качества/риска спроектирована профессионалами для профессионалов, а  проверка осуществляется тоже профессионалами».


В заключении докладчик подчеркнул, что необходимо учиться на позитивном опыте, хотя и негативный может оказаться полезным.

Опытом внедрения инновационного менеджмента поделился М.А. Садовой — директор ФБГУ «Новосибирский НИИТО» МЗ РФ, поскольку  в 2004 году, впервые в истории отечественного здравоохранения именно в Новосибирском НИИТО была сертифицирована Система Менеджмента Качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001.

Альфия Хасанова