Предложенная исходная матрица SWOT-анализа для муниципальных стоматологических поликлиник позволяет получить довольно полную и объективную информацию о деятельности стоматологических лечебно-профилактических учреждений, а систематизация полученной информации может быть основой для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.Современный рынок включает в себя многообразие структур с различной организационно-правовой формой, оказывающих населению стоматологические услуги. Следует признать, что среди лицензий на частную врачебную деятельность, выдаваемых в различных регионах Российской Федерации, большинство составляют лицензии именно на оказание стоматологических услуг. Несмотря на то, что определенная часть населения получает услуги в частных организациях, большинство из них из-за низкой платежеспособности продолжает обращаться в государственные (муниципальные) медицинские учреждения [1]. Последние, как правило, имеют существенные ограничения в финансировании, не позволяющие организовать работу врачей на современном уровне с учетом всех требований лицензирующих органов и потребностей населения [2]. Следует также подчеркнуть, что в национальном проекте «Здоровье» стоматология не получила своего развития. Вышеперечисленное вызывает необходимость использования иных методологических подходов по оценке деятельности муниципальных стоматологических учреждений.
На современном этапе в практической стоматологии важную роль играет проблема качества стоматологической помощи, которую следует рассматривать с учетом следующих параметров: технологическое обеспечение ЛПУ, использование разрешенных к применению медицинских технологий, современные ортопедические конструкции, профессиональная подготовка медицинского персонала, создание комфортных и безопасных условий для пациента. Следует также подчеркнуть важность удовлетворенности населения уровнем стоматологической помощи в муниципальных учреждениях [3, 4].
Дальнейшее развитие как муниципальной, так частной стоматологии, невозможно без адекватной реформы управления, предусматривающего определение маркетинговой стратегии и выявление различных компонентов, влияющих на некоторые характеристики стоматологического здоровья [5].
Действующие показатели анализа деятельности стоматологических структур затрагивают в основном количественные и качественные стороны их работы, в связи с чем затрудняется выявление слабых звеньев в организации, не раскрываются причины дефектов в их деятельности. Более того, существующие статистические показатели оценки оказанных медицинских услуг не дают полного представления о медико-социальной и организационной направленности данных учреждений [6]. Вышесказанное вызывает необходимость использования иных методологических приемов, позволяющих проводить изучение и анализ деятельности стоматологических организаций адекватно существующей ситуации для выявления резервов в части улучшения материально-технического оснащения, повышения квалификации кадров и оценки эффективности медицинской помощи.
Выявление резервов удовлетворения потребности населения в квалифицированной помощи требует системного подхода и включает в себя когортный метод в сочетании с методом фиксированного «интервью».
Когортный метод позволяет получить информацию об организации работы и оценке деятельности персонала, характеризующихся рядом одинаковых признаков (возрастно-половые критерии, стаж работы, степень квалификации, характер специализации, место работы, занимаемая должность и др.). С помощью методов фиксированного «интервью» и анкетирования, как правило, изучаются мнение врачей и пациентов об особенностях их взаимоотношений.
Важным условием для разработки комплекса маркетинговых мероприятий и планирования деятельности учреждения является изучение факторов, влияющих на спрос. Учитывая специфические характеристики стоматологических услуг, поведение пациентов имеет свои особенности (их активность, отношение к стоматологическому вмешательству, потребительские риски и т.д.). В связи с этим иногда необходимо использовать особые методы исследований, позволяющие получить максимально объективную и полную информацию. Одним из таких методов является метод фокус-группы.
Фокус-группа — малая группа людей, работой которой руководит инструктор с целью получения информации, необходимой для проводимого исследования. Деятельность такой группы носит нерегулярный характер и должна располагать к открытому обсуждению дискуссионных проблем. Эта дискуссия фокусируется на вопросах, изучение которых при помощи традиционных методов социологического исследования затруднено.
Метод фокус-группы, или фокусированного интервью, был впервые предложен в 1944 американскими социологами Р.Мертоном и Р. Кендаллом. Он относится к качественным методам сбора информации, помогает ответить на вопрос «почему?», т.е. раскрывает мотивы поведения людей при покупке товара или услуги. В то же время, применение указанного метода обусловлено его традиционно широким использованием при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к ранее неизвестным населению явлениям. Это разновидность глубинного группового интервью, направленного на выявление различий в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни между определенными группами людей. Важным его преимуществом является надежное элиминирование фактора неправильного понимания вопроса, позволяющего выявить специфику в отношении к стоматологическому обслуживанию различных социально-статусных групп населения и более глубокому анализу механизма принятия решения при обращении к врачу-стоматологу. Формирование качественного состава групп осуществляется исходя из цели исследования, а также результатов анкетного опроса. Для исследования разрабатывается сценарий беседы, в ходе которой участникам фокус-групп предлагается высказать и обосновать свое отношение к стоматологическим услугам, описать факторы, под влиянием которых происходит обращение за медицинской помощью (в том числе роль рекламы), оценивается уровень удовлетворения запросов потребителей в стоматологии [7].
Оказание стоматологической помощи в современных условиях происходит в рыночных условиях, вследствие чего возникает необходимость проведения сравнительного анализа их конкурентоспособности. Для этого необходимы методы, позволяющие, с одной стороны, оценить деятельность конкретного учреждения, а с другой, создать мотивацию персонала стоматологических поликлиник для улучшения эффективности и качества медицинских услуг. Одним из таких методов является SWOT-анализ [8]. SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Cильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы), то есть SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Методика анализа заключается в сравнении внутренних сил и слабостей своей стоматологической организации с возможностями, которые предоставляет ему рынок. На основании полученных данных определяется направление развития организации и сегментарное распределение ресурсов (табл. 1).
Таблица 1.
Примерная исходная матрица SWOT-анализа для муниципальных стоматологических поликлиник
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Угрозы |
|
|
|
|
Таким образом, сочетание вышеобозначенных методологических приемов позволяет получить довольно полную и объективную информацию о деятельности стоматологических медицинских организаций, об его объемах и качестве, а систематизация полученной информации явится основой для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.
Р.А. Салеев, Э.Н. Новикова
Казанский государственный медицинский университет
Стоматологическая поликлиника №3, г. Красноярск
Салеев Ринат Ахмедуллович — доктор мед. наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии
Литература:
1. Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. / В.К. Леонтьев // Доклад на VIII съезде стоматологов России. — М.: СтАР. — 2007. — 90 с.
2. Шестаков В.Т. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции) /В.Т. Шестаков, О.О. Янушевич, В.К. Леонтьев.- М.:Медицинская книга. — 2008. — 200 с.
3. Данилов Е.О. Изучение состояния сети стоматологических учреждений и возможности использования его результатов для оценки обеспеченности населения стоматологической помощью /Е.О. Данилов //Проблемы городского здравоохранения. — Вып.4 — СПб., 1999. — С. 266-269.
4. Делендик А.И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования /А.И. Делендик // Стоматология. — 2000.-№ 6.- С. 58-60.
5. Шестаков В.Т. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции) /В.Т. Шестаков, О.О. Янушевич, В.К. Леонтьев. — М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.
6. Алимский А.В. Качественные показатели в стоматологии: действительно ли они отражают качество? /А.В. Алимский //Новое в стоматологии. — 1998. — №7. — С.6-7.
7. Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники /А. Страусс, Дж. Корбин. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 376 с.
8. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд-М.: Вильямс, 2007. — 928с.