На протяжении вековой истории всегда первая!


p1140554Включив спецсигнал, карета скорой медицинской помощи опять спешит на вызов. Нельзя медлить, потому что там их ждут. Важны не то что  минуты — даже секунды.  Там нуждаются в их помощи. Там человек находится на грани между  жизнью и смертью.

«Скорая помощь» несколько особняком стоит среди всех медицинских учреждений. Самая первая, самая доступная, самая демократичная. Именно так определяет работу службы главный врач  Станции скорой медицинской помощи г.Казани Айдар Мухаматнурович Фатыхов. В декабре это учреждение  отмечает свое  90-летие со дня образования.

— Наша работа — это жизнь. Здесь мы вырастаем в профессионалов, учимся жить в коллективе, становимся личностями. Чтобы работать на «скорой»,  надо иметь особый склад характера. Нужно иметь высокую степень профессиональной подготовки и обладать такими качествами, как доброта, терепение, такт. Случайные люди, как правило, у нас не задерживаются. А те, кто остаются, остаются надолго.

Какие этапы в истории развития службы, по-вашему, являются самыми важными.


img_0841— 2 декабря 1919 года коллегия Губернского отдела по председательством Капитанского постановила организовать станцию скорой медицинской помощи, которая совместно с гражданским распределителем занимались преимущественно перевозкой больных сыпным тифом в больницы города. Ответственным врачом за скорую помощь был назначен врач Р.А.Лурия.

Средняя проходимость экстренных больных по станции скорой медицинской помощи в течение суток составляла 20 человек. Вызовы обслуживались преимущественно на лошадях, которых остро не хватало.

В октября 1922 году станция скорой помощи выделилась в самостоятельное учреждение. Здесь работали 3 врача, 3 фельдшера, 1 санитар и 2 кучера. С этого времени станция скорой медицинской помощи осуществляла действенную помощь населению при внезапных заболеваниях и травмах. Количество вызовов за год — 1214, то есть  менее 40 вызовов в сутки.

Перейдя на современный этап развития, можно сказать, что за последние десятилетия органы управления здравоохранением обратили  внимание на работу скорой помощи: в 2006 году  была проведена коллегия Управления здравоохранения, посвященная вопросам скорой медицинской помощи. На ней  были определены приоритетные направления развития службы. Также в этот год  получено 27 единиц санитарного автотранспорта, в том числе 23 — по  Республиканской целевой программе и 4 — по национальному проекту «Здоровье». Приобретено гаражное оборудование на сумму 4100 тыс.рублей для обеспечения своевременного и качественного ремонта сошедших с линии по техническим причинам санитарных автомобилей. Закуплено медицинское оборудование на сумму 2322 тыс.рублей. Это 10 дефибрилляторов, 18 электрокардиографов, 8 алкотестов, 50 кислородных ингаляторов. В это же время мы модернизировали телефонные линии. Осуществлен переход на цифровую связь. Приобретены современные средства радиосвязи на сумму 4864 тыс.рублей, начато оснащение машин скорой медицинской помощи спутниковой системой навигации.


img_1893В декабря 2006 года в поселке Мирный открыта подстанция №7 на 2 круглосуточные выездные бригады.

За счет внутренних резервов с января 2007 года количество выездных бригад увеличено до 80. В июне была открыта новая подстанция №2 с учебно-тренировочным классом, оснащенным современными манекенами и тренажерами. Также в 2007 году получена 21 единица санитарного автотранспорта в рамках реализации национального проекта «Здоровье». Проведен капитальный ремонт подстанции №8.

В 2008 году в работу фельдшерских бригад внедрена  система передачи ЭКГ на расстоянии «ТелеАльтон», что позволило повысить выявляемость острой коронарной патологии. Врач на самой станции получает результаты ЭКГ и расшифровывает. Следовательно, внедрение системы позволило  снизить количество вызовов  фельдшерскими бригадами врачебных бригад (бригада интенсивной терапии).

13 ноября 2008 года на подстанции №8  была  проведена  выездная сессия Государственного Совета РТ «Совершенствования оказания населения скорой медицинской помощи в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». В результате приняты ключевые решения по развитию службы. А именно об открытии подстанции в Азино, своевременном и систематическом обновлении автопарка, страховании профессиональной ответственности  и здоровья сотрудников выездных бригад, повышении службы укомплектованности кадрами, внедрении и развитии современных информационных технологий, повышении заработной платы.

img_1896Кроме того, 30 августа 2009 года при поддержке Правительства Республики Татарстан приобретена 31 единица «Фиат Дукато» класса «В». Буквально недавно получены по программе «Безопасности дорожного движения» 7 единиц  «Фиат Дукато» класса «С».

За последние годы в нашей службе сделано очень много. Это безусловно стало реальным при поддержке Правительства, премьер-министра, министра здравоохранения РТ, мэра города, Исполнительного комитета Казани, начальника Управления здравоохранения. Они знают о наших проблемах и понимают, что службе скорой медицинской помощи необходимы новые технологии. Мы активно внедряем их.  Несмотря на кризис, при  поддержке мэрии сделан ремонт на подстанция, идет четкая поставка лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов.  Надо сказать, что не один регион не сделал, наверное, такой подарок своим медработникам, как наш в виде приобретения спецмашин. Республикой получено почти 250 тыс.единиц санитарного автотранспорта, из них 31 автомобиль пришел на скорую помощь г.Казани. Это 30% автопарка, что является большим подспорьем.

Айдар Мухаматнурович, что бы в перспективе хотелось внедрить в работу службы?

— Идей достаточно много. Одна из них — это создание общей информационной сети с лечебно-профилактическими учреждениями города. Не секрет, что до «скорой» дозваниваются в тех случаях, когда не могут позвонить в свою поликлинику.  С помощью этой системы можно было бы через компьютер отправить этот вызов напрямую в поликлинику.  Это бы снизила загруженность скорой и в некоторых неотложных случаях такая дорогая служба как скорая помощь, спасала бы людей, которые находятся на грани жизни и смерти.

img_1903Вообще, сегодня статус сотрудника скорой медицинской помощи стал выше. Наверное, потому, что медработники начали встречаться между собой, делиться опытом. Пришло  понимание специфики работы. Также улучшились условия для работы. Если в начале прошлого века в штате состояли 2 фельдшера, 2 врача, две лошади и из имущества были две летние коляски  и 2 зимние, то сейчас мы имеем более ста единиц автотранспорта, 80 выездных бригад круглосуточно, которые выполняют более тысячи вызовов в сутки. За 2008 год их было более 375 тыс., то есть каждый третий житель обращался в «скорую». Это огромнейший объем работы. В нашей службе работают уникальные люди и, безусловно, им  есть куда стремиться. Я считаю, что на сегодняшний день скорая помощь  и приезжает быстрее,  и оказывает настоящую квалифицированную медицинскую помощь на догоспитальном этапе, диагностируя четко, вовремя, благодаря наличию оборудования.

—  Существуют ли проблемы в аспекте преемственности врачей скорой медицинской помощи и других ЛПУ города?

—  Безусловно, эти проблемы возникают. На сегодняшний день их стало меньше. Это связано с тем, что у нас регулярно происходят встречи, совместные рабочие совещания как с поликлиниками, так и со стационарами, с которыми мы работаем в тесном контакте. Результатом стало то, что, во-первых, значительно уменьшилось количество больных с хроническими заболеваниями, которые часто вызывают скорую помощь. В эту категорию входят больные гипертонической болезнью, бронхиальной астмой. Сегодня списки данных пациентов регулярно передаются в поликлиническую сеть и они более активно стали с ними работать.  Во-вторых, была обсуждена та дефектура, которая у нас есть со стационарами. У нас были вопросы, которые на сегодня уже сняты. То непонимание, которое возникало, значительно уменьшилось.

—  Какие у вас предусмотрены  нормы и требования к времени приезда скорой помощи? Следует ли пересмотреть их в конкретных случаях?

img_1904—  Станция скорой медицинской помощи — это лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное  для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, осложнениями беременности и при родах.

Экстренная медицинская помощь — синоним скорой медицинской помощи. Отсюда исходят и приоритеты, которые мы расставляем по времени приезда.

Специально для Казани мы ввели свои нормативы. которые не имеют юридического значения.  В результате,  время приезда по экстренным вызовам составляет 15 минут. Сюда входят ДТП, огнестрельные и ножевые ранения, удары током. 20 минут рассчитаны на приезд по поводу внезапных заболеваний, куда входят инфаркт миокарда и инсульт. До часу — время ожидания при родах и дети до года (при любых жалобах). Также в эту группу входят перевозки. Здесь надо понимать правильно термин «перевозка» для скорой помощи. Это перевозка больного с внезапным заболеванием из поликлиники  в стационар.

До трех часов — время приезда по поводу обострения хронических заболеваний или неотложная помощь, потому что первый приоритет мы расставляем там, где состояние пациента может угрожать его жизни или когда заболевание может привести к угрозе здоровью.

img_1911В дневное время будние дни с обострениями и неотложными заболеваниями  можно обращаться в поликлинику. У нас же 80 бригад на 1 млн. 115 тыс.населения, в среднем это более 1000 вызовов в сутки. А если рассматривать  эпидемию гриппа и ОРВИ, то вызовов стало 1400 в сутки. Это работа на износ. Наши сотрудники  — экстремалы, которые не боятся сложных ситуаций. Хотелось бы, чтобы наше население отнеслось с пониманием

—  Как распределяют больных по республиканским медицинским учреждениям? Я имею в виду высокие технологии.

—   Сегодня больные, подлежащие применению высокотехнологичных методов лечения,  попадают в РКБ№2 и МКДЦ. Разделение производится по районам Казани, то есть  Вахитовский, Приволсжкий, Советский направляются в МКДЦ, остальные в РКБ№2 в соответствии с действующими приказами.

—   Айдар Мухаматнурович, что бы Вы пожелания сотрудникам скорой медицинской помощи в связи с юбилеем?

—  Уважения к себе, терпения. Не потерять чувства долга, доброты, потому что иногда это притирается в процессе работы. Верить в людей и самим  оставаться людьми. Прежде всего, гордиться тем, кто они есть. Вообще, скорая помощь — это звучит гордо.

Ляйсан Халикова