Нужен ли врач общей практики? Мнения по этому поводу различные, и многие представители медицинской общественности скептически относятся в такому направлению, как семейная медицина. Как бы то ни было, позиция Министерства здравоохранения и социального развития РФ по этому поводу однозначна. Она была выражена еще в 1992 году в приказе за номером 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)».
Вопросы организации работы врачей общей практики и на сегодняшний день вызывают волнение, но многое уже сделано, система немного стабилизировалась и началось движение вперед.
Буквально два года назад в разговоре с главным внештатным специалистом-экспертом врачом общей практики МЗ РТ Равилем Максутовичем Латыповым мы рассматривали на примере Клинико-диагностического Центра Авиастроительного района города Казани систему организации первичной медико-санитарной службы по принципу участков врачей общей практики. Увидели собственными глазами, как грамотно ликвидировали очереди в регистратуру. Новая методика работает, но, начинает действовать незыблемый закон жизни — чем глубже вникаешь в какую-либо область, тем больше вопросов встает на пути. И их необходимо решать. О том, что на день сегодняшний волнует врачей общей практики, с какими сложностями приходится сталкиваться в организационной и практической деятельности — в интервью с Равилем Максутовичем.
— Обозначьте, пожалуйста, круг основных проблем, касающихся организации работы врачей общей практики?
— Внедрение общей врачебной практики в городах и районах Республики Татарстан происходит достаточно активно, и в большинстве районов общая врачебная практика уже введена. Даже в советское время. Когда не хватало узких специалистов, участковые врачи брали на себя тот объем медицинской помощи, который ложится сегодня на плечи врачей общей практики.
На сегодняшний день есть база для подготовки врачей первичного звена — кафедра общей врачебной практики Казанского государственного медицинского университета и Казанской государственной медицинской академии. Ранее, как известно, участковый врач-терапевт проходил обучение на клинической базе в условиях стационара.
Безусловно, с некоторыми позициями обучения можно согласиться или не согласиться, но это уже, как говориться, совсем другие вопросы. Главное, что сегодня существует база и определенная программа по подготовке врачей первичного звена.
Практика, которую мы внедрили несколько лет назад, успешно защищена сегодня на уровне кандидатской диссертации на кафедре КГМУ. Первичная медико-санитарная помощь в нашем Центре базируется на системе единого лечащего врача, которая предусматривает непосредственное первичное обращение прикрепленного населения к ВОП.
— Какие изменения были внесены в данную схему?
— Переход на 6 часовой рабочий день. Внедрили групповую практику, где два врача объединены в один участок, и теперь пациенты могут обращаться с восьми утра до семи часов вечера.
Кроме этого, мы перешли на семидневную рабочую неделю с целью обслуживания работающих категорий граждан. У пациентов появилась возможность пройти осмотр эндокринолога, маммолога, гинеколога, стоматолога, врача общей практики, сделать диагностические исследования (рентгенография, УЗИ, лабораторная диагностика) в выходные дни, не отвлекаясь от работы и получить качественную медицинскую помощь.
Но если последует вопрос: «отдыхают ли специалисты?» Отвечу, да. По скользящему графику, согласно положениям трудового кодекса. Это удобно и для пациентов, и для врачей. Большинство людей трудоспособного возраста в будний день не имеют возможности посетить врача. Мы же ставим цель на профилактику, но если, условно говоря, здоровый человек не получает больничного листа, то и не имеет возможности посетить поликлинику. Это неверно, и работа лечебно-профилактического учреждения в субботние и воскресные дни спасает ситуацию.
Все принципы наших действий мы научно обосновали, поэтому сегодня мы можем спокойно применять данную схему.
Количество жалоб от населения в отношении нашего учреждения значительно сократилось, если не сказать, что они сошли на нет.
Результатом проведения профилактических мероприятий стало уменьшение заболеваемости и временной утраты нетрудоспособности, запущенных случаев по онкологии, туберкулезу.
Активно внедрили методику, по которой врачи общей практики имеют вторую специальность. В прошлом году в рамках дополнительной диспансеризации мы провели самый большой объем обследований- 2500 человек. Ни одно медицинское учреждение города Казани и Республики Татарстан такого объема не выполнило. Что касается непосредственно организации службы, то мы проводим работу первичной профилактики онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета. Регулярно проводим профосмотры сотрудников промышленных предприятий. На сегодня это 3400 человек.
Проблема профессиональной вредности достаточно актуальна не только для нашего лечебно-профилактического учреждения, но и для всех поликлиник города, особенно тех районов, где находятся крупные заводы.
— А если говорить о текущих проблемах, что на сегодняшний день является приоритетным?
— С 2010 года мы перешли на подушевое финансирование. В среднем подушевое финансирование по Республике Татарстан составляет 5,5 тысяч на одного человека, но нам на врача общей практики выделил по 500 рублей на пациента. Безусловно, этого не достаточно. Мы вышли с предложением и в Министерство здравоохранения РТ и муниципальные органы, с просьбой профинансироваться в качестве эксперимента по душевому принципу, не в рамках посещений. Но, не случайно существует пословица — первый блин комом — в ходе эксперимента уже выявились недочеты, которые нужно исправлять.
— Какие именно?
— Во-первых, это недостаточность финансирования. Некоторая путаница происходит и в базе данных — не все пациенты, обращающиеся к нам, включены в подушевой принцип финансирования, наблюдается, образно говоря, воровство базы другими лечебными учреждениями.
Но, несмотря на все нюансы, необходимо быть готовыми к подобным переменам, и будет лучше, если мы научимся грамотно работать в таком режиме и по принципу подушевого финансирования. Конечно, система довольно сложная, но будем постепенно осваивать.
— На столе Равиля Максутовича с самого начала разговора находился железный ящик с небольшим замочком. Очевидным было то, что место этого ящика явно находилось не здесь -не гармонировал он с общей композицией рабочего стола. Любопытство было удовлетворено сразу после вопроса: какие еще новые методики внедряются в систему организации работы врачей общей практики?
— Безусловно, работать нужно не только с врачами, но и с пациентами. До пациентов необходимо доводить информацию о лечебном учреждении, о враче, режиме работы учреждения. Для того, чтобы знать недовольства и пожелания пациентов, принято решение об установке ящиков, ключи от которых находятся в руках главного врача. Все жалобы попадают в этот ящик и доходят до непосредственного руководителя лечебного учреждения. Данная методика позволяет добиться быстрого отклика на любую конфликтную ситуацию и ее решения на месте, то есть, в условиях лечебного учреждения, не допуская распространения конфликта и привлечения городского здравоохранения, Министерства здравоохранения. Вся информация должна доходить до руководителя.
Технология в какой-то мере является и стимулом для хорошей работы врачей и среднего медицинского персонала: в случае, если пациент будет иметь жалобы, они обязательно дойдут до главного врача, и будут нарекания, а этого не хочется никому.
— А подобная методика — это индивидуальная разработка для вашего Центра, или же возможно ее применение в других ЛПУ республики?
— Инициатива наша, но внедрить подобную технологию возможно в каждом лечебном учреждении. Работа с пациентами — это важное направление.
— Сегодня повсеместно внедряются электронные системы учета пациентов. Какие сложности, на ваш взгляд, здесь возникают?
— Существует очень хорошая программа ВИТАКАРТА. Но, к сожалению, работа с ней налажена плохо во многих ЛПУ. Есть еще одна программа АС-поликлиника, и если бы обе системы были объединены, то было бы замечательно, но сегодня недоработок очень много.
— Каковы перспективы дальнейшей работы?
— На сегодняшний день существует и успешно функционирует Клинико-диагностический Центр, который оснащен всем необходимым оборудованием. У КДЦ должны быть офисы врача общей практики, или миниполиклиники. У нас, к сожалению, пациент самостоятельно определяет, что ему необходимо сделать компьютерную томограмму головы, например, или сделать УЗИ печени. Когда пациент диктует врачу, эффект лечения снижается до нуля. В офисе врача общей практики должен располагаться процедурный кабинет для забора крови, ЭКГ. Определять, какое исследование нужно проводить дальше, к какому специалисту обращаться и так далее, должен врач общей практики, а не сам пациент. Тогда и нагрузка на поликлинику уменьшиться и качество оказания медицинской помощи повыситься.
Мы сегодня в городе уже открыли такой офис — на улице Чистопольская. Цель — открыть еще один. Время меняется. К этому нужно идти.
Екатерина Лобанова