Национальный проект «Здравоохранение». Ориентир – интересы пациента


Контент страницы

В 2017 году Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь".

Создание новой модели предполагает выполнение комплекса мероприятий, предполагающих приоритет интересов пациента, организацию медицинской помощи с учетом рационального использования его времени, повышение качества и доступности помощи, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, сокращение нагрузки на медперсонал за счет повышения эффективности деятельности медорганизации.

С 2019 года приоритетный проект становится частью федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" национального проекта "Здравоохранение».

О том, как новая модель медицинской организации реализуется на территории Республики Марий Эл, рассказывает руководитель Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи И.Н. Ходырева.


— Когда в нашей республике началось внедрение новой модели медицинской организации в амбулаторном звене?

— Мы приступили к созданию и тиражированию новой модели поликлиники в 2019 году. Начали с пяти медицинских организаций, в 2020 году к ним присоединились еще 14, и в последнем квартале прошлого года — взрослая поликлиника № 2 города Йошкар-Олы. В 2021 году все 20 организаций продолжат эту работу. Помимо преобразований на уровне входной группы (в частности, изменения облика регистратур), будут реализовываться проекты по новым направлениям.

— Как воспринимают новшества пациенты?

— Сначала – настороженно, поскольку изменения предполагают некоторую сумятицу (рисуются новые маршруты пациентов, проводится хронометраж, ведутся ремонтные работы), но когда проект отрабатывается, тогда оценка иная, поскольку видны благоприятные результаты, улучшающие доступность медицинской помощи, комфортность пребывания в поликлинике.


— А как сами сотрудники поликлиник оценивают новый уровень работы?

— Честно говоря, это требует усилий. Есть, конечно, примеры творческого отношения, интереса к новациям. В основном это касается организаций, где руководители сами горят желанием все изменить к лучшему и активно участвуют в подготовке и реализации проектов, обсуждении планов и анализе сделанного. Так обстоит дело в поликлинике Медсанчасти № 1, Йошкар-Олинской детской городской больнице, Сернурской, Мари-Турекской ЦРБ. Совместными усилиями стараемся преодолеть старое мышление, учим. В прошлом году удалось организовать выездные циклы Казанского медицинского университета по программе «Бережливое производство в медицинской организации» для 52 человек. На «Фабрике процессов» в Кировском медицинском университете прошли обучение 10 наших представителей. Это мало, если учесть, что именно там обучение построено на тренингах и отработке практических навыков. Надеюсь, в нас
тупившем году руководители медицинских организаций будут активно направлять своих сотрудников в Киров.

— Ираида Назарьевна, пока поликлиники занимались только перестройкой регистратур?

— В общей сложности разработано 73 проекта, в среднем каждая организация реализовала по четыре проекта. Это неплохо. Львиная доля проектов посвящалась именно улучшению работы регистратур – 61 проект. Кроме того, четыре проекта направлены на улучшение лечебно-диагностического приема врача, еще четыре – на улучшение проведения диспансеризации, два — организации вакцинации, один – на улучшение санитарного содержания помещений. Восемнадцать проектов полностью не реализованы, работа по ним продолжается в 2021 году.

— Пандемия коронавирусной инфекции сильно повлияла на осуществление планов?

— Конечно. Нам сложно было общаться воочию с представителями медицинских организаций, многое пришлось делать дистанционно. На своем сайте мы размещаем нормативные документы, методические материалы, образцы и наработки коллег из медицинских организаций нашей республики и соседних регионов. Создали группу в WhatsApp для оперативной связи с региональным центром. Ежеквартально (и даже чаще) проводили видеоселекторные совещания, показывали образцы удачной работы и разбирали ошибки. И все же удлинились не по нашей вине сроки проведения ремонтов, исполнение заказов навигационных и информационных стендов.

— Как оцениваете сделанное медицинскими организациями за год?

— Прежде всего, они сами оценивают свою работу, а затем уже мы выходим к ним с аудитом. В первую очередь смотрим блок показателей, характеризующих разведение потоков пациентов. Во всех детских поликлиниках разведены потоки здоровых и больных детей, сделаны отдельные входы и раздевалки. Там, где предоставляются платные медицинские услуги (Детская республиканская клиническая больница, Сернурская ЦРБ), максимально сокращены пересечения потоков пациентов, получающих платные и бесплатные услуги.

Второй блок показателей характеризует качество пространств — создание комфортной среды, доступной навигации и информирование пациентов. Зоны комфортного ожидания выделены во всех поликлиниках. Сложнее представить необходимую информацию в доступной форме и в нужном месте. Пока в этом направлении предстоит еще поработать — общим недочетом является слишком мелкий шрифт текстов и отсутствие наглядных схем. Что касается навигации – оценивается, как быстро пациент определяет необходимое направление движения. Скажем, человек вышел из лифта, и за 30 секунд он должен по элементам навигации (указателям) принять решение, куда ему двигаться. Точно такой же подход должен быть в любой точке разветвлений — при входе в поликлинику, при подъеме на этаж, пересечении коридоров. Если медорганизация занимает несколько зданий, навигация должна быть предусмотрена сразу при входе на терр
иторию больницы, как это сделано, скажем, в Куженерской ЦРБ, где прямо на фасаде одного из зданий расположена навигационная разметка.

Оценивается также доступность медицинской помощи – это несколько показателей, характеризующих организацию предварительной записи на плановый прием. Не менее 50 процентов посещений должны осуществляться по предварительной записи, и не менее 50 процентов записей – дистанционно, без обращения в регистратуру (посредством интернета, колл-центра, через инфомат и непосредственно на приеме врача- для повторного посещения). Более 80 процентов больных должны быть приняты в установленное по записи время. Допустимое отклонение – плюс-минус 15 минут, исключение составляют случаи оказания неотложной помощи и при приеме пациентов, имеющих право по законодательству на внеочередное обслуживание. Все показатели контролируются в медицинских организациях, в этом помогает наша медицинская информационная система.

— Что планируется на 2021 год? Работа ведь не останавливается.

— Надеемся на снижение остроты ситуации с пандемией и возможность активнее работать на местах в медицинских организациях. Предстоит и дальше работать над маршрутизацией потоков пациентов: пока без внимания остаются пациенты, идущие на экспертизу трудоспособности, для получения справок, больничных листов, оформления санаторно-курортных карт, обеспечение лекарственными препаратами, не везде отработана вакцинация. Нужно улучшать качество пространства на всех без исключения рабочих местах – они должны соответствовать системе 5S — принципам рациональной организации рабочего пространства.

Предстоит поработать над вовлечением персонала в улучшение процессов, проходящих в поликлинике; над эффективностью использования медицинского оборудования, качеством предоставляемой медицинской помощи.

Мы очень рассчитываем, что пациенты нам помогут сориентироваться, где самые «узкие» места в организации работы. В каждой поликлинике есть листы замечаний и предложений, где можно оставить запись, которую обязательно проанализирует рабочая группа и выберет новые направления и новые проекты.