Регресс сделал Атлантиду неизведанной мифической землей, прогресс — наш мир. Развитие — вот спутник современного существования. Главное, чтобы оно было во благо. Здравоохранение сегодняшнего дня доказывает нам именно это. Пятилетки здоровья, реформы и оснащение лечебных учреждений согласно современным стандартам позволяют повысить продолжительность жизни населения страны. В этой структуре важнейшим звеном, пожалуй, является скорая медицинская помощь.
От оперативности сотрудников «скорой», медицинской техники зависят тысячи жизней. По словам главного врача станции скорой медицинской помощи Управления здравоохранения города Казани Айдара Мухаматнуровича Фатыхова, эта служба сегодня стоит на пороге реформы, которая заключается в разделении скорой помощи от неотложной. Это делается для того, чтобы снизить несвойственную нагрузку на сокрую медицинскую помощь для повышения своевременности оказания экстренной медицинской помощи. О том, какие факторы влияют на это, Айдар Мухаматнурович рассказал в интервью нашей газете.
— В чем, по-вашему, назначение службы скорой медицинской помощи и выполняется ли оно в полной мере?
— Скорая медицинская помощь предназначена для оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями осложнениями беременности и при родах. Все это прописано в приказе № 100 МЗ РФ и приказе № 694 МЗ РТ. Станция скорой медицинской помощи — это лечебно-профилактическое учреждение, которое оказывает помощь на догоспитальном этапе. Естественно, благодаря современным методам подходов в работе станции, назначение ее полностью выполняется. Однако иногда мы сталкиваемся с непониманием со стороны населения, которое считает, что скорая помощь — это «автотранспортное предприятие», основная задача которого привезти пациента в больницу. Это ошибочное мнение. Наша задача — спасти человека, попавшего в экстренную ситуацию, угрожающую его жизни и здоровью.
— Что помогает работникам «скорой» поддерживать высокую профессиональную подготовку в этой нелегкой работе?
— Безусловно, роль играет повышение квалификации, различные аттестации и непрерывное образование. На подстанции №2 в 2007 году был проведен капитальный ремонт и полностью оснащен учебный центр, который укомплектован современными манекенами и тренажерами. Это позволяет сотрудникам станции скорой медицинской помощи постоянно совершенствовать свои практические и теоретические знания. На нескольких подстанциях города созданы отличные условия для того, чтобы между выездами врачи, фельдшера, водители могли отдохнуть, набраться сил. Комнаты оснащены необходимой бытовой техникой. Это тоже является одним из условий для качественной работы.
— Чтобы оказать экстренную помощь важно располагать не только квалифицированными кадрами, но и соответствующей для этого техникой. Как у вас обстоят дела с этим?
— Станции скорой помощи распределены по городу в 20 минутной доступности, конечно с учетом различным сопутствующих факторов (пробки, ремонт дорог и другое). По городу Казани в круглосуточном режиме работают 80 бригад. Из них: 10 — педиатрические, 15 — реанимационные, 25 — общеврачебные, 40 — фельдшерские. В среднем за сутки поступает около 2500 вызовов, на 1100 из них выезжают наши бригады. И конечно, одним из важных условий обеспечения оказания скорой медицинской помощи является бесперебойная и стабильная работа санитарного автотранспорта. В течение 2006- 2007 года по национальному проекту «Здоровье» мы получили 27 единиц санитарных автомобилей марки «Газель» полностью укомплектованные необходимым современным медицинским оборудованием. В 2009 году получено 37 автомобилей марки «Фиат дукато» класса В и С. Надо отметить, что оснащение всех санитарных машин скорой медицинской помощи спутниковой системой навигации позволило в режиме реального времени отслеживать перемещение выездных бригад и направлять в необходимое место наиболее близко находящуюся бригаду, в результате этого время доезда до вызова сократилось почти на 1 минуту. В санитарных автомобилях есть необходимый спектр оборудования для оказания первой срочной медицинской помощи: мониторы, дозаторы, электрокардиографы, глюкометры, и многое другое. «Телеальтон» — система позволяющая дистанционно направлять электрокардиограммы для консультации опытным врачам. Она позволяет снизить количество вызовов «на себя» фельдшерскими бригадами врачебных бригад для консультации и оказания помощи. Также на базе подстанции №8 возможно развертывание резервной диспетчерской для принятия вызовов от населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и выходом из строя оперативного отделения на центральной подстанции.
— Насколько хорошо решен кадровый вопрос и что является преимущественным стимулом в работе персонала станции?
— На сегодняшний день укомплектованность фельдшерско-водительского состава практически 100%. Осуществляется доукомплектование врачами выездных бригад. Сегодня эти цифры составляют 75%. Отрадно, что кадровый потенциал скорой медицинской помощи состоит в большей степени из молодых специалистов, для которых эта работа интересна своей мобильностью. Безусловно, сегодня свою роль в этом играют и укрепленная материально-техническая база и условия работы. Заработная плата наших сотрудников составляет: у врача — 20 тысяч рублей, фельдшера и водителя — по 14 тысяч рублей. Хочу еще отметить, что работники «скорой» не просто профессионалы своего дела, но и активные, позитивные и спортивные люди. В этом мы убедились, когда на предложение провести спартакиаду внутри нашего учреждения откликнулись многие фельдшера, врачи, водители. 15 сентября прошли финальные соревнования. В общей сложности в спартакиаде приняли участие более 200 человек. Все они были настроены на победу, но, как говорится, победил сильнейший.
— Какие новшества планируются привнести в работу скорой помощи?
— С начала сентября внедрен в работу телефон, принимающий смс сообщения от глухонемых. Казань — первый и пока единственный город, который воплотил эту идею в жизнь. Общество глухонемых республики стало идейным вдохновителем этого направления, мы же быстро на него откликнулись. И мы считаем, что не зря. Сегодня человеку с ограниченными возможностями достаточно набрать смс сообщение с указанием жалобы, угрожающей жизни пациента, точный адрес места вызова, номер телефона для связи и если вызов осуществляется в общественное место — то общеизвестные ориентиры, находящиеся рядом с местом вызова на номер 8-987-297-41-36. За это хочется поблагодарить Управление здравоохранения исполкома города Казани за поддержку подобных нововведений.
— Как осуществляется работа в сфере совершенствования скорой медицинской службы на государственном уровне?
— Действительно, для повышения качества оказания медицинской помощи на догоспитальном уровне проводится целый комплекс мероприятий. В 2008 году на подстанции №8 была проведена выездная сессия Государственного совета РТ «о совершенствовании оказания населению скорой медицинской помощи в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». В результате этого были приняты ключевые решения по развитию службы скорой медицинской помощи. К ним относятся: открытие подстанции в Азино, своевременное обновление автомобильного парка, о чем я говорил выше, страхование профессиональной ответственности и здоровья сотрудников выездных бригад, внедрение и развитие современных информационных технологий, повышение заработной платы. Многое из этого уже внедрено и работает в полную силу. В 2009 году была проведена Всероссийская конференция «Скорая медицинская помощь: необходимость и условия совершенствования», посвященная 90-летию службы скорой медицинской помощи города Казани, на которой обсуждались актуальные вопросы совершенствования медицинской помощи на догоспитальном уровне. Эти и многие другие мероприятия по улучшению состояния службы скорой медицинской помощи являются показателями ее высокого качества. Дальнейшее развитие и совершенствование службы являются залогом укрепления здоровья населения города Казани и увеличения продолжительности жизни.
Альфия Хасанова