Сегодня современная стоматология сочетает в себе новейшие технологии и профессионализм врачей. Однако, как и другие отрасли медицины, требует постоянного обновления нормативно-правовой базы и стандартизации. Стандарт, согласно Толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, — «образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а так же документ, содержащий в себе соответствующие сведения».
Мы беседуем о приоритетном направлении кафедры, нормативно-правовой базе, стандартах оказания медицинской помощи с доктором медицинских наук, профессором кафедры терапевтической, детской стоматологии и ортодонтии КГМА, заслуженным деятелем науки Республики Татарстан, академиком Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, член-корреспондентом Евроазиатской академии наук Хитровым Венидиктом Юрьевичем.
— Венидикт Юрьевич, что сегодня на кафедре терапевтической, детской стоматологии и ортодонтии является приоритетным, на что делается основной акцент?
— Сегодня существуют две позиции, которые мы должны учитывать. С одной стороны, это проблема освоения и внедрения новых технологий, методов. С другой стороны, существует такое понятие как «стандарт оказания медицинской помощи». Данное понятие имеет определенную сложность, которая заключается в том, что, во-первых, по многим заболеваниям нет четко разработанных и утвержденных официальных стандартов российского уровня. Частично, они компенсируются стандартами, которые утверждены на местном уровне. С другой стороны, новые методы лечения и диагностики, профилактики стоматологических заболеваний имеют лицензию Российской Федерации, но не входят в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Мы со своей стороны не можем выходить из рамок ОМС. Пока идет оценка качества работы по системе ОМС — мы не можем говорить о необходимости применения новых методик. С другой стороны, эти новые методы, технологии могут в разы увеличить эффективность лечения того или иного заболевания, что может закрыть затраты, которые ОМС теряет сегодня. В перспективе было бы хорошо, если бы по всем разделам медицины были утвержденные стандарты диагностики и лечения заболеваний, хотя бы на региональном уровне. И огромную лепту в разработку данного направления вкладывают сотрудники нашей кафедры. Так, я являюсь разработчиком организационных основ в оказании стоматологической помощи. Улучшение качества оказания стоматологической помощи по ОМС — одно из приоритетных направлений кафедры.
На кафедре разработаны практические руководства и пособия по аккредитации и лицензированию медицинской деятельности, по специальности «стоматология», аттестации врача-стоматолога, шинированию зубов при воспалительных заболеваниях пародонта и другие.
— На лечение каких стоматологических заболеваний направлены научные направления кафедры?
— Отмечу, что все сотрудники кафедры — это высококвалифицированные специалисты. Научные предложения кафедры направлены на профилактику основных стоматологических заболеваний у детей, страдающих общесоматической патологией; обоснование и разработку новых методов лечения заболеваний пародонта; раннее выявление и реабилитацию детей с нарушениями формирования зубочелюстной системы и другие актуальные проблемы современности.
— С какими трудностями приходится сталкиваться врачам-стоматологам на практике?
— Конечно, трудностей бывает очень много. Одна из важных — это организационно-методическое обеспечение. Можно закупить новейшее оборудование и материалы или направить пациента в диагностические центры, но, к сожалению, нормативно-правовая база отстает от развития современных методик и средств. А поскольку в настоящее время в стоматологии сильно выражено частно-государственное партнерство, то нормативно-правовая база требует ежедневных изменений и дополнений. В итоге, все, что было вчера — сегодня подвергается сомнению. Как поступать врачу и пациенту в том или ином случае? Что действительно является качественно-оказываемой медицинской помощью? За что пациент может предъявить врачу претензии? Каковы права врача? Вопросов может быть масса. Стоматология, как коммерционализированная в настоящее время отрасль медицины, испытывает дефицит нормативно-правовых документов, особенно, во взаимоотношениях «врач-пациент». С другой стороны важно учитывать, что изменение нормативно-правовой базы — тяжелый процесс, так как необходимо согласование с другими отраслями медицины и нормативно-правовыми документами, касающихся здравоохранения и взаимоотношений между врачом и пациентом. Часто приходится сталкиваться с такими случаями, когда пациенты лучше знают свои права, чем обязанности.
Так, на западе договор, который заключает пациент со страховой компанией, является основным документом взаимоотношений лечебного учреждения и пациента, а страховая компания контролирует это дело. У нас, к сожалению, на сегодняшний день получается серьезный разрыв между этими понятиями и возникает такая ситуация, когда врач и пациент в одинаковой степени вроде бы виноваты, а с другой стороны и страховать не за что.
Такие взаимоотношения недостаточно урегулированы. А они могут быть урегулированы в том случае, если будут четко определены стандарты и показатели, по которым можно определить качество оказываемой стоматологической помощи. А мы, в свою очередь, сможем проконтролировать как пациент соблюдает требования и рекомендации, предписанные нами.
Существуют три категории пациентов. Первая группа пациентов говорят «я согласен» и подписывают договор. Вторая группа отвечает «я не согласен». Третья группа говорит «я частично согласен, а частично нет». Поэтому необходимы стандарты оказания медицинской помощи, так как они являются одновременной гарантией как для пациента, который получает соответствующую медицинскую, так и для защиты врача.
— Как слушатели кафедры терапевтической, детской стоматологии и ортодонтии повышают свою квалификацию?
— На нашей кафедре большое значение уделяется повышению квалификации врачебных кадров. Слушатели кафедры повышают квалификации врачей-стоматологов-терапевтов, детских и ортодонтов на циклах общего усовершенствования, имеющих соответствующий сертификат специалиста.
Есть специальные циклы тематического усовершенствования для повышения квалификации врачей-стоматологов-терапевтов, детских и ортодонтов, главных (страших) медицинских сестер стоматологических учреждений, имеющих соответствующий сертификат специалиста.
Отмечу, что кафедра располагает мощной клинической базой. Основной является ГУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника МЗ РТ». Кроме того, в ее распоряжении казанские стоматологические поликлиники (СП) № 2 и 7, филиал СП № 5, стоматологический комплекс № 1, СК № 2.Ю ООО «Сана», «Арт-клиник», «Дантист К». Кроме того, есть базы и в Верхнем Услоне, Набережных Челнах (центральные районные больницы), Азнакаево (ООО «Вильдан»).
Гульнара Абдукаева