Вот рождается новый человек — отрада для родителей. Он открывает глазки, начинает ощущать мир вокруг себя. Но одно единственное слово врача-педиатра способно навсегда разрушить представление о, казалось бы, прекрасном будущем этой маленькой жизни. «Ваш ребенок — инвалид, он никогда не сможет самостоятельно ухаживать за собой»… И будто бы и не было этой жизни двоих для жизни одного… Но благо, что современный цивилизованный мир научился решать проблемы по мере их появления. Для семей с детьми-инвалидами в нашей стране и в частности Республике Татарстан функционируют лечебные учреждения, реабилитационные центры, которые оказывают помощь не только детям, но и их родителям. «Вера. Надежда. Любовь» — вот основные постулаты, на которых строится работа в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Во многом это заслуга человека, который поднимал центр со дня его образования, который знает все основы и тонкости социальной педиатрии, и идет вперед за новыми направлениями в реабилитации детей с ограниченными возможностями — заслуженного врача РТ, доктора медицинских наук, директора Центра Зульфы Мидхатовны Аминовой. Она рассказала о том, как должен осуществляться процесс реабилитации детей-инвалидов и каких принципов стоит придерживаться в работе с ними.
— Происходит ли в последние годы увеличение количества детей — инвалидов в РТ и с чем это может быть связано?
— Численность детей-инвалидов растет повсеместно, и это не только проблема Татарстана или России, но и всего мира. Хочу отметить, что Татарстан является достаточно благополучным регионом, показатели инвалидности детского населения не превышают среднероссийских показателей. Безусловно, у нас есть районы, где численность детей с ограниченными возможностями достаточно высока. Есть множество факторов, приводящих к инвалидности. Например, ранняя половая жизнь 13-14 летних подростков влияет на рождение недоношенных детей с критической массой тела. Рост инвалидизации связан и с приобретенными патологиями при ДТП или в результате перенесенных тяжелых нейроинфекций, соматических заболеваний, например сахарного диабета и др. Также есть проблема, волнующая врачей всего мира — ранний детский аутизм. Как правило, у ребенка кроме основного инвалидизирующего заболевания на практике наблюдается еще около 7-10 сопутствующих.
— Какие проблемы возникают у детей с ограниченными возможностями?
— Проблемы могут быть разного плана: двигательные, умственные, речевые и др. Детский организм находится в постоянном развитии. Поэтому важно, чтобы он рос в социуме. Больные дети резко ограничены в этом, так как их родители не могут свободно выйти погулять, пойти в гости и тому подобное. Реабилитационные центры стали тем оазисом, где больных детей не будут сравнивать с другими. Еще одна проблема — не каждый ребенок, получивший образование, сможет реализовать свои знания на практике и получить профессию. Ведь инвалиды относятся к той категории лиц, которые не защищены законодательно. Следовательно, велика вероятность что то, к чему стремился ребенок на протяжении всего времени обучения — потерпит фиаско. Мы стремимся, чтобы воспитанники центра были трудоустроены.
— Что включает в себя реабилитационный процесс?
— Работа специалистов центра многогранна, и одним из приоритетов является социализация ребенка, чтобы он научился жить полноценной жизнью. Два отделения Центра занимаются социальной адаптацией и медико-социальной реабилитацией. Важно, что при реабилитационном центре осуществляется образовательная деятельность СОШ №78. Безусловно, обучающий этап — важное звено в цепи реабилитационных мероприятий. Ведь есть понятие «этапности» реабилитационных мероприятий: госпитальный, поликлинический, санаторно-курортный, где осуществляется преимущественно восстановительное лечение. Все это должно быть непрерывным. Основным компонентом реабилитации на всех этапах является комплексность предоставляемых услуг. Так, диагностическая работа включает в себя лабораторные исследования, функциональную диагностику (электрокардиография, компьютерная стабилометрия). Специалисты отделения медико-социальной реабилитации используют лечебный массаж, лечебную физкультуру, в том числе механотерапию — велоэргометры, тренажеры, кинезотерапию, игры, аппаратную физиотерапию (электролечение, светолечение и другие). Консультативную деятельность осуществляют специалисты: педиатры, неврологи, физиотерапевты, врачи ЛФК, ортопеды, психиатры, массажисты, инструкторы ЛФК.
— Как построена работа с родителями?
— Самую важную роль в реабилитационном процессе играет семья. Если на ранних этапах родители научатся ухаживать за больным ребенком, будут знать о критических моментах в течение данного заболевания, они смогут правильно справляться с той или иной ситуацией, тем выше эффективность реабилитации. Важно, чтобы родители с первых дней реабилитации стали партнерами специалистов Центра. Ведь именно родители постоянно находятся рядом с больным ребенком. Построение партнерских отношений с семьей ребенка-инвалида — ключевой этап реабилитационного процесса. На практике часто приходится сталкиваться с равнодушием и нежеланием помогать своему ребенку — только 50% родителей придерживаются наших рекомендаций.
— Какие инновационные методы реабилитации детей с ограниченными возможностями используются в Центре?
— В центре внедрены современные технологии коррекции двигательных нарушений: метод PNF — проприоцептивное нервно-мышечное облегчение, лечебные нагрузочные костюмы, войтатерапия, ботулотерапия — используют ботулотоксин типа А в лечении детей-инвалидов, страдающих ДЦП, метод биологической обратной связи — достаточно новый вид лечения, кинезиотерапия и другие. Вот уже три года мы используем метод канистерапии (вид анималотерапии с использованием дрессированных собачек) в лечении детей с нарушениями интеллектуального развития.
— Помогает ли Центр вырабатывать социально-бытовые навыки у детей-инвалидов?
— В центре широко используется метод кондуктивной терапии. Функционируют различные кружки, способствующие развитию коммуникативных навыков. Например, работает кукольный театр — «Маленькие артисты», где они развивают мелкую моторику: мастерят куклы, разучивают роли, ставят спектакли. Мастерская прикладного искусства «Алтын куллар» привлекательна для детей более старшего возраста. Мальчики с удовольствием трудятся в столярно-слесарной мастерской. Художественные работы, которые создаются в ИЗО-студии, выставляются на всевозможных выставках.
За 16 лет деятельности центра, сделано многое, но еще больше предстоит сделать.
— В перспективе хотелось бы стать научно-методическим центром. Ведь в плане методологии центр осуществляет колоссальную работу для всего Поволжья. Есть огромное желание достроить здание медико-социального корпуса. Создать инновационную площадку для отработки модели комплексной реабилитации с хорошей нейрофизиологической лабораторией, специализированными кабинетами для оказания стоматологической, офтальмологической и др. видов помощи. Хочется отметить, что по Приволжскому федеральному округу Татарстан выбран площадкой в плане разработки проблем реабилитации как детского, так и взрослого населения. В этом заслуга нашего центра. В 2002 году нас посетил Комиссар Совета безопасности Европы по правам человека Альваро Хиль Роблес, который в своем докладе дал высокую оценку деятельности нашего Центра.
— Какими качествами должен обладать детский реабилитолог?
— Самое главное — высокий профессионализм. Детский реабилитолог должен ориентироваться и во всех направлениях социальной работы: быть и психологом, и педагогом, и специалистом по социальной работе и самое важное — уметь работать в команде. Он должен быть кладезем знаний, чтобы давать правильные советы родителям.
Осуществляя деятельность в направлении современной реабилитации детей с ограниченными возможностями, можно с уверенностью сказать, что Центр вносит ощутимый вклад в педиатрию в целом. Система мероприятий по реабилитации детей-инвалидов, разработанная на базе Центра является положительным примером для подобных учреждений страны. Комплексная реабилитационная помощь — важнейший компонент не столько медико — социальной работы, сколько нравственного аспекта жизни.
Альфия Хасанова