Новая ступень детской реабилиталогии


d180d0b8d181d183d0bdd0bed0ba1Вот рождается новый человек — отрада для родителей. Он открывает глазки, начинает ощущать мир вокруг себя. Но  одно единственное слово врача-педиатра способно навсегда разрушить представление о, казалось бы, прекрасном будущем этой маленькой жизни. «Ваш ребенок — инвалид, он никогда не сможет  самостоятельно ухаживать за собой»… И  будто бы и не было этой жизни двоих для жизни одного… Но благо, что современный цивилизованный мир научился  решать  проблемы по мере их появления. Для  семей с  детьми-инвалидами в нашей стране и в частности Республике Татарстан функционируют лечебные учреждения,  реабилитационные центры, которые оказывают помощь не только детям, но и их родителям.    «Вера. Надежда. Любовь» — вот основные постулаты, на которых строится работа в  Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.  Во многом  это заслуга человека, который поднимал центр со дня его образования, который знает все основы и тонкости  социальной педиатрии,  и идет  вперед за новыми направлениями  в реабилитации детей с ограниченными возможностями — заслуженного врача РТ, доктора медицинских наук,  директора Центра  Зульфы  Мидхатовны Аминовой. Она рассказала о том,   как должен осуществляться процесс реабилитации детей-инвалидов  и каких принципов стоит придерживаться в работе с ними.

d180d0b8d181d183d0bdd0bed0ba4— Происходит ли  в последние годы  увеличение количества детей — инвалидов в РТ и с чем это может быть связано?

— Численность детей-инвалидов растет повсеместно, и это не только проблема Татарстана или России, но и всего мира. Хочу отметить, что  Татарстан является достаточно благополучным регионом, показатели инвалидности детского населения не превышают среднероссийских показателей. Безусловно,  у нас есть районы, где численность   детей с ограниченными возможностями  достаточно высока.  Есть множество факторов, приводящих к инвалидности. Например, ранняя половая жизнь 13-14 летних подростков влияет на рождение недоношенных детей с критической массой тела.  Рост инвалидизации  связан  и с приобретенными  патологиями при  ДТП или в  результате  перенесенных тяжелых  нейроинфекций, соматических заболеваний, например   сахарного диабета и др.  Также есть проблема, волнующая  врачей всего мира — ранний детский аутизм. Как правило, у ребенка кроме  основного  инвалидизирующего заболевания на практике наблюдается  еще  около 7-10 сопутствующих.

— Какие проблемы возникают у детей с ограниченными возможностями?

—  Проблемы могут быть разного плана: двигательные, умственные, речевые и др.  Детский организм   находится  в  постоянном развитии.  Поэтому важно, чтобы он  рос  в социуме.  Больные дети  резко ограничены в этом,  так как их  родители не могут свободно   выйти погулять, пойти в гости и тому подобное. Реабилитационные центры стали тем оазисом, где   больных  детей не будут сравнивать с другими.   Еще одна проблема —  не каждый ребенок, получивший образование, сможет реализовать свои знания на практике и  получить профессию.  Ведь  инвалиды относятся к той категории лиц, которые не защищены законодательно. Следовательно, велика вероятность что  то, к чему стремился ребенок на протяжении всего времени обучения — потерпит  фиаско. Мы стремимся, чтобы  воспитанники  центра были трудоустроены.


d180d0b8d181d183d0bdd0bed0ba5— Что включает в себя реабилитационный процесс?

— Работа специалистов центра  многогранна, и одним из приоритетов  является   социализация ребенка, чтобы он научился жить   полноценной  жизнью. Два отделения Центра занимаются  социальной адаптацией  и  медико-социальной реабилитацией.  Важно, что при реабилитационном центре осуществляется образовательная деятельность СОШ №78.  Безусловно,  обучающий этап — важное звено в цепи реабилитационных мероприятий. Ведь есть  понятие «этапности» реабилитационных мероприятий:  госпитальный, поликлинический, санаторно-курортный, где осуществляется преимущественно восстановительное лечение.   Все это должно быть непрерывным.   Основным компонентом реабилитации  на всех этапах является комплексность предоставляемых услуг.  Так, диагностическая  работа включает в себя лабораторные исследования, функциональную диагностику (электрокардиография, компьютерная стабилометрия).  Специалисты  отделения медико-социальной реабилитации используют лечебный массаж, лечебную физкультуру, в том числе механотерапию — велоэргометры, тренажеры, кинезотерапию, игры, аппаратную физиотерапию (электролечение, светолечение и другие).  Консультативную деятельность осуществляют специалисты: педиатры,  неврологи, физиотерапевты, врачи ЛФК, ортопеды, психиатры, массажисты, инструкторы ЛФК.

— Как построена  работа с родителями?

— Самую важную роль в реабилитационном процессе  играет семья. Если на ранних этапах родители научатся  ухаживать за больным ребенком, будут знать о  критических моментах  в течение  данного заболевания,   они смогут  правильно  справляться с той или иной ситуацией, тем выше  эффективность реабилитации.  Важно, чтобы родители с первых дней реабилитации стали партнерами специалистов Центра. Ведь именно родители  постоянно  находятся рядом с больным ребенком. Построение партнерских отношений с семьей ребенка-инвалида —  ключевой этап  реабилитационного процесса.    На практике  часто приходится сталкиваться с  равнодушием и нежеланием помогать своему ребенку —  только 50% родителей придерживаются наших рекомендаций.


— Какие инновационные  методы  реабилитации  детей с ограниченными возможностями используются в Центре?

— В центре внедрены современные технологии коррекции двигательных нарушений: метод PNF — проприоцептивное нервно-мышечное облегчение, лечебные нагрузочные костюмы,   войтатерапия,  ботулотерапия — используют ботулотоксин типа А в лечении детей-инвалидов, страдающих ДЦП, метод  биологической обратной связи — достаточно новый вид лечения,  кинезиотерапия и другие.  Вот уже три года мы используем метод канистерапии (вид анималотерапии с использованием дрессированных собачек) в лечении детей с нарушениями интеллектуального развития.

— Помогает ли Центр вырабатывать социально-бытовые навыки у детей-инвалидов?

—     В центре широко используется метод кондуктивной терапии. Функционируют  различные кружки, способствующие развитию коммуникативных  навыков.  Например,   работает кукольный театр —  «Маленькие артисты», где они  развивают мелкую моторику: мастерят куклы, разучивают роли, ставят спектакли. Мастерская прикладного искусства «Алтын куллар» привлекательна для детей более старшего возраста.  Мальчики с удовольствием трудятся  в    столярно-слесарной  мастерской. Художественные работы, которые создаются в  ИЗО-студии, выставляются на  всевозможных выставках.

За 16 лет деятельности центра,   сделано многое, но еще больше предстоит сделать.

d180d0b8d181d183d0bdd0bed0ba7—  В перспективе хотелось бы  стать научно-методическим центром. Ведь в плане методологии центр осуществляет  колоссальную работу для всего Поволжья. Есть огромное желание достроить здание медико-социального корпуса. Создать инновационную площадку для отработки модели комплексной реабилитации с хорошей  нейрофизиологической лабораторией,  специализированными кабинетами для оказания стоматологической, офтальмологической  и др. видов помощи. Хочется отметить, что по Приволжскому федеральному округу Татарстан выбран площадкой  в плане разработки проблем реабилитации как детского, так и взрослого населения. В этом заслуга  нашего центра.  В 2002 году нас посетил Комиссар Совета безопасности Европы по правам человека  Альваро Хиль Роблес, который в своем докладе дал высокую оценку деятельности нашего Центра.

— Какими качествами должен обладать детский реабилитолог?

— Самое главное —  высокий профессионализм.  Детский реабилитолог должен  ориентироваться и во всех направлениях социальной работы:  быть и психологом, и педагогом,  и специалистом по социальной  работе и самое важное — уметь работать в команде.  Он должен быть кладезем знаний, чтобы  давать   правильные советы родителям.

Осуществляя деятельность в направлении современной реабилитации детей с ограниченными возможностями, можно с уверенностью сказать, что Центр  вносит ощутимый вклад в педиатрию в целом. Система мероприятий по  реабилитации детей-инвалидов, разработанная на   базе Центра является  положительным примером для подобных учреждений страны. Комплексная реабилитационная помощь — важнейший компонент не столько медико — социальной работы, сколько нравственного аспекта жизни.

Альфия Хасанова