Говорить об истории Казанской государственной медицинской академии можно много, долго и всегда интересно, но не менее содержательным будет разговор и о настоящем этого учебного заведения. С какими результатами подошла академия к 90-летнему юбилейному порогу — с этим вопросом мы обратились к непосредственному руководителю, ректору Казанской государственной медицинской академии, доктору медицинских наук, профессору Камилю Шагаровичу Зыятдинову.
— Что представляет собой Казанская государственная академия сегодня?
— В настоящее время Казанская государственная медицинская академия Росздрава является вторым в России центром последипломной подготовки врачей, проводящим дополнительное образование по 52 направлениям, общее усовершенствование по 47 специальностям, обучение в аспирантуре по 30 специальностям, в ординатуре по 47 специальностям, в интернатуре по 24 специальностям. В учреждении активно разрабатываются инновационные проекты и проводится научно-исследовательская деятельность.
— Как развиваются новые направления в академии?
Известно, что сердечно-сосудистые заболевания справедливо называют эпидемией XXI века. В последние десятилетия сохраняется тенденция к существенному росту распространенности среди населения острой и хронической патологии сердечно-сосудистой системы. Данная группа заболеваний в значительной степени молодеет, охватывая лиц трудоспособного возраста, и сопровождается большой частотой развития тяжелых осложнений и жизнеугрожающих состояний, а также высокой смертностью этой категории больных. Указанные факторы определяют необходимость увеличения числа врачей, оказывающих кардиологическую помощь. Кроме того, современные требования практического здравоохранения ставят задачу кардинального повышения качества подготовки специалистов-кардиологов.
Организация кафедры кардиологии и ангиологии в 2008 году на базе ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия Росздрава» призвана обеспечить подготовку требуемого числа высококвалифицированных врачей-кардиологов как для работы в профильных отделениях стационаров, так и для амбулаторного приема населения на базе поликлиник. Кардиологи являются востребованными, а специальность пользуется большой популярностью и спросом в отечественном здравоохранении. Ярким подтверждением этому служит тот факт, что в 2009-2010 учебном году конкурс на зачисление в клиническую ординатуру по данной специальности составил 4 человека на 1 бюджетное место.
В рамках современной концепции развития отечественного здравоохранения особое значение придается циклам общего усовершенствования по кардиологии, циклам тематического усовершенствования по актуальным направлениям современной клинической кардиологии и ангиологии, а также циклам первичной профессиональной подготовки по данной специальности. В программах всех проводимых циклов большое внимание уделяется формированию у врачей навыков самостоятельной работы с результатами современных, высокоинформативных диагностических методов.
В связи с интенсивным развитием направления интервенционной кардиологии сотрудники кафедры широко применяют в практике возможности современных хирургических методов лечения хронической ишемической болезни сердца, а также хирургические аспекты коррекции сосудистых поражений. Деятельность кафедры осуществляется под руководством д.м.н., профессора С.Д.Маянской.
Таким образом, современный научный и клинический уровень образовательного процесса, а также его соответствие требованиям практического здравоохранения определяют актуальность учебной работы кафедры и возможность дальнейшего развития данного направления в рамках деятельности академии.
— Что сегодня в работе академии является приоритетным, на что делается основной акцент?
Сотрудниками кафедр постоянно организуются новые циклы усовершенствования, отвечающие требованиям современной медицины и приоритетным направлениям здравоохранения. Среди них — семейная медицина, организация и управление здравоохранением в современных социально-экономических условиях, информатизация здравоохранения, скорая медицинская помощь, специализированная реабилитология, подготовка экспертов для проведения экспертизы качества медицинской помощи в условиях медицинского страхования, урогинекология, андрология и многие другие. С января 2009 года в академии организовано обучение специалистов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по 5 направлениям. Научные исследования учреждения носят комплексный характер, используются возможности ведущих научных и лечебных учреждений республики. Академия участвует в выполнении научных программ, связанных с медико-социальными факторами охраны здоровья матери и ребенка; совершенствованием лучевых методов диагностики заболеваний человека на основе широкого внедрения современных технологий; поиском и внедрением новых лекарственных средств и повышением эффективности фармакотерапии; совершенствованием способов профилактики, ранней диагностики и лечения онкологических и хирургических заболеваний, принимает участие в реализации отраслевой научной программы «Непрерывное последипломное обучение медицинских кадров».
Среди фундаментальных исследований — изучение структурных и функциональных особенностей клеток моноцитарно-макрофагальной системы и лимфоцитов как фактора развития аутоммунных поражений, невральные механизмы патологии опорно-двигательного аппарата, изучение патогенетических аспектов миофасциального болевого синдрома. Поддерживается грантом РФФИ в 2009-2011 гг. фундаментальное исследование, посвященное изучению вопросов эпигенетическая регуляция экспрессии малых G-белков семейств РАС и РО (при воспалении). Проект осуществляется совместно с Институтом Биофизики клетки РАН (Пущино) и Department of Medical Microbiology and Cancer Research Center, U-MAS, Lund University (Malmo, Sweden).
При изучении патогенеза аутоиммунного тиреоидита с использованием атомно-силовой микроскопии и пьезокварцевого биосенсора, разработке новых способов хирургического вмешательства, устройств и конструкций для эндопротезирования; разработке методов операций на слуховой трубе с использованием аргоно-плазменной и радиочастотной хирургии, диагностике аномалий развития плода за счет внедрения комплекса магнитно-резонансной томографии и трехмерной эхографии, диагностике мультифокального атеросклероза с помощью ультразвуковой доплерографии и одномоментной трехэтапной аортографии учеными академии используют возможности высоких технологий.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 20.05.2009 №257 «О перечне научно-исследовательских работ, выполняемых федеральными государственными учреждениями науки и образования, подведомственными Минздравсоцразвития России, в 2009-2011 годах» академия вошла в перечень федеральных государственных учреждений науки и образования с научно-исследовательской работой «Регулируемая самосборка биологических наномолекулярных структур и разработка теоретических основ создания гелевых субстанций для биоинженерных конструкций с целью лечения травм спинного мозга», которая выполняется в настоящее время научными сотрудниками Центральной научно-исследовательской лаборатории.
— Обозначьте, пожалуйста, некоторые «слабые» стороны, или те направления, где необходимо более пристальное внимание?
На сегодняшний день к «слабым» сторонам можно отнести отсутствие непрерывного образования врачей и их дистанционного обучения. В настоящее время врачи повышают свою квалификацию 1 раз в 5 лет и, как правило, ради получения сертификата для работы, а не для самосовершенствования и получения новых знаний.
Непрерывное медицинской образование предполагает внедрение образовательного процесса, с помощью которого медицинские работники обновляют и улучшают свои профессиональные знания и навыки. Цель непрерывного медицинского образования — повышение качества медицинской помощи, оказываемой пациентам.
Следует отметить, что сегодня требование непрерывности медицинского образования, обусловлено существенно изменившимися условиями в здравоохранении: резким увеличением объема медицинской информации и скоростью ее обновления (1 раз в 3-5 лет); появлением новых лекарственных средств и высокотехнологичных методов диагностики и лечения, удорожанием медицинской помощи, а также повышением информированности самих пациентов. В этих условиях, для обеспечения современного, безопасного и экономически рационального лечения пациентов, врач должен непрерывно обновлять и улучшать свои знания и практические навыки, а качество и технологии образования должны отвечать изменившимся условиям. С этой целью в развитых странах государственные органы управления здравоохранением и профессиональные медицинские общества в последние 10 лет активно внедряют систему непрерывного медицинского образования в практику здравоохранения.
В Российской Федерации актуальность внедрения непрерывного медицинского образования в дополнение к вышеизложенному обусловлена необходимостью улучшения показателей здоровья населения: снижению общего коэффициента смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. Этих целей можно достичь только при существенном повышении квалификации медицинских кадров. Следует отметить, что по сравнению с другими мероприятиями, направленными на достижение вышеуказанных целей, например, инвестициями в строительство и модернизацию учреждений здравоохранения, вложения в повышение квалификации медицинских кадров являются наиболее экономически эффективными и дают быстрый результат.
Международные данные свидетельствуют, что система непрерывного медицинского образования способствует не только улучшению результатов лечения, снижению числа врачебных ошибок, но и оптимизации использования ресурсов, а также повышает удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи.
Сегодня во всём мире идёт осмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его миссия, роль и место в укреплении здоровья населения. Образование каждого врача должно быть не на всю жизнь, а «образованием через всю жизнь».
Значимым вопросом в обучении врачебных кадров является внедрение в образовательный процесс дистанционного заочно-очного обучения. Существующие курсы сертификации и повышения квалификации, рассчитанные на один или два месяца, обычно предполагают расход значительных денежных средств, складывающийся из расходов на проезд и проживание специалиста или преподавателя в другой город, необходимости замещения специалиста на рабочем месте с сохранением ему заработной платы.
Внедрение дистанционного обучения позволит обеспечить без отрыва от места работы равные возможности всем медицинским специалистам, независимо от их фактического местонахождения и начального уровня образования, а также снизить общую стоимость обучения за счет отсутствия командировочных расходов.
Обеспечение непрерывности образовательного процесса и постоянная информационная поддержка позволят повысить качество и экономическую эффективность оказания медицинской помощи.
Таким образом, развитие информационно-образовательной среды на основе систем дистанционного обучения является актуальным и востребованным направлением.
— Какова политика руководства академии, какие задачи поставлены на ближайшее будущее?
Политика руководства академии направлена на дальнейшее развитие учреждения, совершенствование образовательного процесса, внедрение инновационных проектов.
Одной из основных задач, стоящих перед академией, является внедрение в образовательный процесс дистанционной заочно-очной формы обучения. Кроме того, мы планируем открыть консультативно-диагностический центр для медицинского обслуживания сотрудников и слушателей академии.
Также в наши планы входит создание в учреждении музея, где будут представлены экспонаты из научной жизни академии, документы, фотографии из истории развития кафедр, выдающихся ученых и другие интересные экспонаты.
17-18 мая текущего года запланировано проведение Международной конференции «Новые концепции механизмов воспаления, аутоиммунного ответа и развития опухолей», а 1-4 июня — научно-практической конференции и выставки «Инновации РАН -2010».
Все это направлено, прежде всего, на повышение качества образовательного процесса, что способствует росту профессионализма врачей, благодаря которым улучшается качество жизни наших сограждан и сохраняется здоровье здоровых.
Екатерина Лобанова