О широкомасштабном реформировании скорой медицинской помощи


О широкомасштабном реформировании скорой медицинской помощиГородская станция скорой медицинской помощи обеспечивает экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе, эвакуацию больных и пострадавших в дежурные стационары в соответствии с их профилем. В скорой медицинской помощи, когда счет идет на минуты, необходимо уметь оперативно, четко и быстро оказать первую помощь.

Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) признает  скорую медицинскую помощь в России самой лучшей системой оказания помощи в мире. В статье интернет-издания «Свободная пресса», опубликованной от 5 апреля 2010 года было отмечено, что на основе советской системы организации скорой медицинской помощи была создана система оказания догоспитальной медицинской помощи  в Великобритании.

Об организации скорой медицинской помощи в Казани мы беседуем с главным врачом Станции скорой медицинской помощи Айдаром Мухаматнуровичем Фатыховым.

Расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли  в оказании скорой медицинской помощи?

Начну с того, что в марте текущего года глава Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голикова сообщила на заседании коллегии, что до 2020 года должна быть осуществлена поэтапная модернизация системы оказания скорой медицинской помощи. Поэтому сейчас скорая медицинская помощь находится на стадии реформирования. В 2010 году Татарстан был включен в пилотный проект  развития службы скорой медицинской помощи. Одними из основных направлений развития стало реформирование оказания догоспитальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, станции скорой медицинской помощи и стационарах.


Основная суть такой реформы – разделение службы на скорую и неотложную медицинскую помощь. В итоге получается, что бригада скорой медицинской помощи будет выезжать лишь на экстренные или жизнеугрожающие вызовы. Более простыми проблемами здоровья, например, высокой температурой или скачками давления будет заниматься бригада неотложной медицинской помощи.

20 % вызовов – это долгая езда по стационарам на машине скорой медицинской помощи(СМП). Например, бригаду СМП вызвала женщина с сильными болями в  животе и жидким стулом. В таком случае бригада СМП может посетить инфекционное, гинекологическое и другие отделения. Поэтому больница СМП должна быть многопрофильной с максимальной концентрацией ресурсов для эффективного оказания СМП. По такому принципу орнанизована работа в Больнице скорой медицинской помощи г. Набережные Челны.

Планируется в лечебных учреждениях создать специальные приемные покои, врачи которых будут работать в системе скорой помощи, то есть пациентов будет обслуживать врач СМП широкого профиля, а не узкоспециализированный специалист.

— Какой будет дальнейшая стратегия развития скорой медицинской помощи в Казани?


Одна из основных стратегий заключается в том, что необходимо подключить к проекту передачи неотложных вызовов в поликлинику максимально возможное число лечебно-профилактических учреждений, увеличить количество переданных вызовов по неотложной помощи в поликлиники для их обслуживания участковыми врачами до 10%. Этот перечень мероприятий планируется выполнить до конца первого квартала 2012 года.

Также важно реорганизовать  порядок госпитализации больных в стационарах г.Казани, который заключается в открытии больницы скорой медицинской помощи с пересмотром логистики доставки пациентов в стационары.

Немаловажной задачей является то, что следует подключить к работе депутатов для подготовки предложений в части законодательных инициатив. Провести информатизацию лечебно-профилактических учреждений, участвующих в оказании скорой помощи.

— Что включает в себя этап информатизации?

– Этот этап связан с внедрением информационных систем и средств связи. На базе СМП была создана автоматизированная СМП. Осуществляется прямая связь с милицией, МЧС и поликлиниками города. Создан мобильный телефон для глухонемых, где данная категория граждан с помощью SMS-сообщений может вызвать бригаду СМП. В дальнейшем все лечебно-профилактические учреждения необходимо объединить в единую информационную сеть.

Какими знаниями должен владеть врач СМП?

— Врачам скорой медицинской помощи важно постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы быть готовым к любым экстренным ситуациям.

Врач СМП должен в совершенстве владеть основами реанимации при остановке сердечной деятельности, острой дыхательной недостаточности, коматозных состояниях; знать особенности реанимации и интенсивной терапии новорожденных, диагностики и лечения различных заболеваний.

Ежемесячно, в плановом и внеплановом порядке, на подстанциях проводятся научно-практические семинары по актуальным вопросам организации и оказания скорой медицинской помощи.

Также на базе Станции скорой медицинской помощи г. Казани существует специальный учебный центр, где в зависимости от компетентности проводится обучение всех сотрудников оказанию первой догоспитальной СМП. Например, наши водители способны оказать первую медицинскую помощь.

Айдар Мухаматнурович, расскажите, пожалуйста, о достижениях работы Станции скорой медицинской помощи?

— Во-первых, одним из достижений является создание навигации, которая дает не только экономическую выгоду, но позволяет быстро определить удобный маршрут и проконтролировать выезд бригады СМП на автомобиле.

Следующим преимуществом является дистанционная передача электрокардиограммы и постановка диагноза фельдшером при консультации старшего врача.

С начала 2011 года передача неотложных вызовов в поликлинике происходит в режиме online.

На ваш взгляд, в чем залог эффективной работы?

— Эффективность работы зиждется на трех китах: своевременность, профессионализм и доступность.

— На круглом столе, который состоялся 17 августа, один пунктов вашего доклада был посвящен созданию call-центра? Расскажите об этом?

—     Сall-центр помогает распределить потоки звонков. Из-за большого потока звонков происходят такие проблемные ситуации, что тяжело дозвониться до диспетчеров. Особенно, это случается в вечернее время. Например, на телефоны 8 диспетчеров одновременно поступают 50 звонков. Возникает сложность перенаправлять звонки врачу-консультанту и врачу в поликлинику. Вызовы поступают по любому поводу. Например, из 2700 звонков на выполнение идет 1084. Более половины звонков отсеиваются, не говоря о вызовах по неотложной помощи.

Все планы развития направлены на повышение уровня организации скорой медицинской помощи и на укрепление здоровья населения г. Казани.

Гульнара Абдукаева