О совершенствовании онкологической службы и улучшении онкологической помощи населению Российской Федерации


В статье представлены данные о состоянии онкологической службы в Российской Федерации за последние годы, задачах национальной онкологической программы по совершенствованию организации онкологической помощи населению  и регламентирующие документы,  подготовке квалифицированных кадров.

Злокачественные новообразования (ЗНО) являются одной из наиболее сложных медико-социальных проблем современного общества. По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется около 9 млн новых случаев онкологического заболевания. Специалистами Международного агентства по изучению рака (МАИР) к 2020 г. прогнозируется увеличение заболеваемости злокачественными опухолями до 15 млн, при одновременном возрастании смертности с 6 до 9 млн в год [1].

Рост смертности от ЗНО является одним из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения Российской Федерации. В 2007 г. удельный вес ЗНО в общей структуре смертности составил 13,8% и вышел на второе место среди причин смертности населения. Ежегодно выявляется более 480 тыс. новых случаев ЗНО. На конец 2008 г. на учете в онкологических учреждениях состояло более 2,6 млн больных, то есть 1,8% населения страны, показатель распространенности ЗНО составил 1834,6 на 100 тыс. населения. При этом ежегодно более 200 тыс. больных впервые признаются инвалидами от онкологического заболевания (13,5% от общего числа инвалидов) [2].

ЗНО наносят обществу огромный социальный и экономический ущерб, величина которого только в России к 2010 г. может составить около 200 млрд рублей.

Государство уделяет постоянное внимание вопросам повышения эффективности функционирования онкологической службы страны. Правительством Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ были утверждены 2 подпрограммы по онкологии: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003 — 2006 годы.)» (постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. №790) подпрограмма «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации» и «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» (постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280) подпрограмма «Онкология».


Минздравсоцразвития России выступило с инициативой разработки национальной онкологической программы по совершенствованию организации онкологической помощи населению, реализация которой началась с января 2009 г. В качестве основных задач программы определены:

— создание системы оказания онкологической помощи населению, ориентированной на раннее выявление онкологических заболеваний и оказание специализированного противоопухолевого лечения;

— проведение мероприятий по первичной профилактике онкологических заболеваний на основе диспансеризации трудоспособного населения по единому стандарту обследования с целью раннего выявления лиц из групп высокого риска; повышение онкологической настороженности врачей «первичного контакта» и осуществление диспансерного наблюдения за выявленными онкологическими больными;

— разработка и внедрение единых лечебно-диагностических стандартов специализированной медицинской помощи при онкологических заболеваниях;


— совершенствование методов диагностики, лечения, медицинской, социальной и психологической реабилитации, включая коррекцию функциональных расстройств и анатомических дефектов;

— обеспечение телекоммуникационной связи с возможностью передачи изображений между головным региональным онкологическим диспансером, межрайонными региональными диспансерами и онкологическими кабинетами;

— развитие отечественного производства диагностического и лечебного оборудования, противоопухолевых лекарственных средств;

— подготовка и переподготовка специалистов, оказывающих диагностическую, профилактическую, лечебную и реабилитационную помощь больным со ЗНО;

— совершенствование материально-технической базы медицинских учреждений, оказывающих помощь больным со ЗНО;

— эпидемиологический мониторинг заболеваемости, смертности, распространенности и инвалидизации от ЗНО на основании действующего Национального онкологического регистра;

— организация и проведение информационно-просветительских программ для населения о факторах риска и первых признаках онкологических заболеваний с максимальным привлечением средств массовой информации.

Прогнозируется, что реализации государственных мероприятий в запланированном объеме позволит добиться к 2012 г. снижения смертности от онкологических заболеваний на 4%, существенного повышения выявляемости их на ранней стадии, увеличения продолжительность жизни больных и улучшения ее качества, снижения частоты и тяжести инвалидизации.

В России уже более 65 лет функционирует онкологическая служба, представляющая собой систему лечебно-профилактических учреждений, деятельность которых направлена на своевременное выявление и лечение онкологических больных, профилактику ЗНО. Деятельность службы предусматривает выявление и устранение возможности воздействия канцерогенных факторов окружающей среды, формирование групп повышенного онкологического риска с разработкой и реализацией профилактических мероприятий, выявление и своевременную диагностику онкологической патологии, регистрацию больных с впервые установленным диагнозом злокачественной опухоли, проведение им специального адекватного лечения с последующим диспансерным наблюдением, включающим комплекс реабилитационных мероприятий. В своей деятельности онкологическая служба тесно связана с общей лечебной сетью, которая осуществляет выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, симптоматическое лечение онкологических больных IV-й клинической группы

В 2008 г. в Российской Федерации функционировало 120 онкологических диспансеров, 5 больниц онкологического профиля и 2 онкологических отделения в городских больницах, общая коечная мощность которых составляла 30479 коек. 30% онкологических диспансеров располагали коечной мощностью свыше 300 коек, из них 18 — свыше 500.

За годы существования специализированной онкологической службы в России отмечается устойчивая тенденция к снижению смертности населения от ЗНО: стандартизованный показатель смертности, прослеженный за период с 1998 по 2008 гг., ежегодно снижался у мужчин на 1,2%, у женщин на 0,6%. Имело место снижение и одногодичной летальности от всех видов новообразований, особенно визуальных локализаций, в том числе при раке прямой кишки на 18,3%, раке молочной железы на 22,1%, раке шейки матки на 9,6%, раке предстательной железы на 45,1%, раке щитовидной железы на 47,2%, меланоме кожи на 20,2%. При этом наблюдался рост на 21,5% показателя выявляемости ЗНО в I-II ст. заболевания. Прирост регистрировался по всем основным локализациям злокачественного процесса [3].

К сожалению, анализ эффективности профилактических мероприятий показал, что выявляемость злокачественных опухолей при проведении профилактических осмотров в течение последних лет практически остается на неизменном уровне, соответствующем 12,1%. Следует признать, что в настоящее время показатели активного выявления ЗНО в целом по России не соответствуют современным возможностям медицины. Важная роль в этом направлении принадлежит санитарно-просветительной работе с населением, направленной на повышение его онкологической настороженности. Вместе с тем, выявление ЗНО на ранней стадии процесса зависит не только от своевременного обращения пациента к врачу, но и профессионализма и онкологической грамотности врачей общей лечебной сети и в первую очередь диагностов. Поэтому одной из основных проблем неэффективного функционирования онкологической службы остается позднее выявление ЗНО в амбулаторно-поликлинических учреждениях. На наш взгляд, это обусловлено как недостаточным использованием современных методов диагностики на ранних стадиях заболевания, так и недостаточной эффективностью профилактических осмотров. Тревогу вызывает позднее выявление тех нозологических форм новообразований, которые, в основном, и определяют уровень заболеваемости (рак легкого, желудка, толстого кишечника, молочной железы, эндометрия), а также опухолей визуальных локализаций, диагностика которых не требует оснащенности современным диагностическим оборудованием, а зависит от компетентности врача.

В ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий» по представленным отчетам территориальных онкологических диспансеров за 2007 г. был проведен анализ эффективности маммологического скрининга в России. Из 6 043 249 женщин, прошедших физикальное обследование молочных желез, рентгенологическое исследование было выполнено 393 249, то есть 6,51%. По результатам маммографии онкологическая патология была выявлена у 1989 больных (0,5% от числа подвергнутых маммографии или 0,03% от общего числа обследованных женщин).

По данным МАИР, выявление одного случая рака молочной железы при маммографическом скрининге стоит около 2500 долларов. Однако, через 5-7 лет после широкомасштабного внедрения скрининга его стоимость, как и стоимость самого лечения за счет выявления заболевания в ранних стадиях, сокращается в 4 раза. В связи с этим возрастает потребность в создании скрининговых программ массового обследования населения, которые обладают высокой медицинской и экономической эффективностью. Анализ соотношения стоимости и эффективности различных программ скрининга рака молочной железы показывает, что стоимость «спасенного года жизни» колеблется от 3 до 8 тыс. евро в том случае, если скрининг касается женщин возрастной группы 50-69 лет с периодичностью раз в 2 года. Качественно проведенный маммографический скрининг приводит, в конечном итоге, к существенному, до 30%, сокращению смертности от рака молочной железы [4].

По расчетам Маммологического центра Минздравсоцразвития России, функционирующего на базе ФГУ «РНЦ рентгенорадиологии Росмедтехнологий» потребность в рентгеномаммографических аппаратах на 1 млн. населения России составляет 27-30 маммографов и 2-3 аппарата со стереотаксической приставкой, а потребность страны в целом — 3900 и 355 аппаратов в целом [5]. Эти расчеты проведены с учетом алгоритма обследования молочных желез женщин, регламентированного «Методическими рекомендациями по совершенствованию организации медицинской помощи при заболеваниях молочной железы», утвержденными Минздравсоцразвития России 29.12.2006 г. № 7127-РХ.

Мониторинг оснащенности страны рентгеномаммографическими аппаратами свидетельствует, что за 2006 — 2008 годы в ЛПУ было поставлено более 1300 аппаратов, 80% которых поступило в первичное звено здравоохранения [6]. Однако следует отметить, что рост показателя выявляемости, в том числе и активной, рака молочной железы весьма незначителен. Во многом это обусловлено как нехваткой достаточного числа квалифицированных врачей-рентгенологов и рентгенлаборантов, так и недостаточной эффективностью организационных мероприятий по скринингу патологии молочной железы. Следует также учитывать тот факт, что, как показали многоцентровые рандомизированные исследования, эффект раннего обнаружения, например, инвазивного рака проявляется лишь через 5-7 лет после начала скрининга. В противоположность рандомизированным исследованиям, для демонстрации снижения смертности от рака молочной железы в популяционных программах скрининга потребуется значительно более длительный интервал — от 7 лет и более.

С целью повышения эффективности и доступности онкологической помощи населению России, укрепления технической оснащенности ЛПУ первичного звена оборудованием, необходимым для проведения онкологического скрининга, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2009 г. № 105н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2009 г. № 189 «О финансовом обеспечении в 2009 г. за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению» (зарегистрирован в Минюсте России 26 марта 2009 г. № 13599) утвержден перечень оборудования, приобретаемого для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приложение № 1 к приказу).

Приложение 1

к приказу от 11.03.2009г. № 105н

Минздравсоцразвития России

ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования, приобретаемого для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению

N п/п

Наименование оборудования

1

2

Учреждения здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (скрининг)*

1.

Рентгеновский комплекс

2.

Маммограф

3.

УЗИ аппарат

4.

Автоматический ИФА-анализатор с дополнительным оборудованием и компьютерным обеспечением учета результатов анализов

5.

Микроскоп

6.

Центрифуга

7.

Фиброгастроскоп

8.

Фиброколоноскоп

9.

Фибробронхоскоп

Региональный онкологический диспансер** (областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры)

1.

Специализированный КТ (16-срезовый) для онкологии с широкой апертурой гентри или цифровой рентген-симулятор

2.

ОФЭКТ/КТ сканер

3.

Видеоэндоскопический комплекс с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии

4.

Роботизированная система гистологической и иммуногистохимической диагностики с архивированием

5.

Высокоэнергетический ускоритель 20 MB (полная комплектация)

6.

Гамматерапевтический аппарат для дистанционной лучевой терапии

7.

Гамматерапевтический аппарат для брахитерапии

8.

Система 3-мерного дозиметрического планирования

9.

Информационно-управляющая система

10.

Комплект дозиметрической аппаратуры (полная комплектация)

Федеральные учреждения здравоохранения***, окружной онкологический диспансер** (областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры)

1.

МРТ (от 0,4 до 1,5 Тс)

2.

Оборудование для ПЭТ-центра

3.

ОФЭКТ/КТ сканер

4.

Специализированный КТ(16-срезовый) для онкологии с широкой апертурой гентри или цифровой рентген-симулятор

5.

Видеоэндоскопический комплекс с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии

6.

Высокоэнергетический ускоритель 20 MB (полная комплектация)

7.

Гамматерапевтический аппарат для дистанционной лучевой терапии

8.

Гамматерапевтический аппарат для брахитерапии

9.

Набор оборудования для проведения брахитерапии 125J рака предстательной железы

10.

Система 3-мерного дозиметрического планирования

11.

Информационно-управляющая система

12.

Комплект дозиметрической аппаратуры (полная комплектация)

13.

Роботизированная система гистологической и иммуногистохимической диагностики с архивированием

14.

Оборудование для радионуклидной терапии

* Наименование и количество единиц оборудования для учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, приобретаемого за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяются с учетом имеющейся в этих учреждениях материально-технической базы.

** Наименование и количество единиц оборудования для регионального онкологического диспансера и окружного онкологического диспансера, приобретаемого за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению, определяется с учетом имеющейся в этих учреждениях материально-технической базы.

*** Наименование и количество единиц оборудования для оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным и подготовки медицинского и технического персонала учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на базе федеральных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению, определяются с учетом отсутствия (невозможности использования имеющегося в наличии) оборудования и размера средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.

Основополагающая роль в управлении качеством медицинской помощи онкологическим больным принадлежит стандартизации подходов к выбору методов диагностики и лечения с учетом нозологической формы и стадии заболевания. Стандарты диагностики и лечения должны включать наиболее эффективные современные медицинские технологии, обеспечивающие рациональную основу для оказания медицинской помощи и контроля ее качества. Качество медицинской помощи, оказываемой населению России в соответствии с действующими стандартами, обеспечивается сертификацией медицинских услуг и лицензированием организаций и специалистов, оказывающих эти услуги. С 1997 г. по решению коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов ОМС «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении», в Российской Федерации при участии лаборатории проблем стандартизации в здравоохранении ММА им. И.М. Сеченова началась разработка и внедрение системы комплексной стандартизации медицинских услуг.

На основании разработок ведущих онкологических центров Российской Федерации в 2005-2006 гг. приказами Минздравсоцразвития России были утверждены 56 клинико-экономических стандартов лечения ЗНО по двум видам оказания медицинской помощи: стандарты оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи и стандарты оказания специализированной медицинской помощи;   17 стандартов лечения больных с доброкачественными новообразованиями. Стандартизованный подход к выполнению диагностических и лечебных услуг позволяет проводить расчет их стоимости с учетом временных затрат, кадрового потенциала, материально-технического оснащения, медикаментов и расходных материалов, сопутствующего и др. обеспечения оказания медицинской помощи.

Разработка и внедрение в клиническую практику новых медицинских технологий диагностики и лечения ЗНО, оснащение территориальных онкологических диспансеров современным лечебно-диагностическим оборудованием, в том числе и экспертного класса, показало необходимость совершенствования действующих стандартов. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 11 августа 2008 г. №410н «Об организации в министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» научно-исследовательскими онкологическими центрами, подчинения Минздравсоцразвития России и РАМН, проводится работа по инновации существующих стандартов, максимального приближения их к европейским. Разрабатываемые проекты стандартов, в отличие от ныне действующих, приближены к восприятию врача-онколога, по существу представляют собой алгоритмы диагностики и лечения больных со ЗНО, базируются на принципе максимального радикализма лечения и включают следующие позиции: стадия заболевания, метод лечения (хирургический, лекарственный, лучевой, комбинированный), виды оперативных вмешательств, особенности дозирования и виды лучевой терапии, схемы и режимы лекарственного лечения, вид оказания лечебной помощи (ВМП или нет). В настоящее время в Минздравсоцразвития представлено 48 проектов стандартов лечения ЗНО, в том числе и впервые разработанный проект стандарта лечения хронического болевого синдрома онкологического генеза.

Работа по утверждению проектов стандартов и быстрого внедрения их во все профильные медицинские учреждения является первоочередной задачей организаторов здравоохранения в области онкологии. В настоящее время в ЛПУ достаточно часто имеет место грубое нарушение технологии лечения пациентов. А это ни в коей мере недопустимо, поскольку на дальнейшую судьбу онкологического больного существенное влияние оказывают техническая оснащенность и квалификация врачебного персонала. Говоря о лечении больных со ЗНО, следует учитывать, что его эффективность в специализированном учреждении значительно выше, чем в ЛПУ хирургического профиля, не располагающем всеми необходимыми компонентами комбинированного лечения. Сравнительный анализ показал, что 5-летняя выживаемость выше при раке пищевода на 35,6%, раке желудка — на 19,2%, ободочной кишки — на 34,6%, прямой кишки — на 37,0%. При этом процент диагнозов онкологических заболеваний с неустановленной стадией в стационарах общей лечебной сети в 2-3 раза выше, чем в специализированных онкологических учреждениях. Поэтому очень важным является соблюдение принципа единства проведения уточняющей диагностики и лечения на базе специализированных онкологических учреждений.

Отступление от соблюдения стандартов возможно в научно-исследовательских учреждениях в рамках выполнения клинических протоколов, обосновывающих избранную тактику лечения и при наличии информированного согласия пациента, включающего пояснения, причины и целесообразность данного отхода от правил.

Одной из проблем внедрения стандартов является недостаточное материально-техническое и лекарственное обеспечение онкологической службы для реализации протоколов лечения. В связи с этим, разработанные проекты стандартов предполагают реализацию их в медицинских онкологических учреждениях двух уровней. Первый — в учреждениях, имеющих лицензию на оказание специализированной онкологической помощи; второй — имеющих лицензию на оказание высокотехнологичной специализированной онкологической помощи. Очевидным является и то, что действующие индикаторы оценки качества функционирования онкологической службы, такие как распространенность ЗНО, заболеваемость,  смертность, одногодичная летальность, сфокусированы в основном на госпитальном этапе и в меньшей мере отражают этапы диспансеризации.

Кроме того, задачами, выполнение которых необходимо для дальнейшего продвижения стандартизации в области онкологии, являются, во-первых, определение перечня медицинских услуг, которые в соответствии со стандартами  обеспечены государственным финансированием и должны оказываться онкологическим больным;  во-вторых, нормативное утверждение регламентации оказания платных услуг при проведении лечения дорогостоящими препаратами, которые не могут быть оплачены за счет государственных учреждений; в-третьих, разработка необходимого перечня лечебно-диагностического оборудования, составляющего комплектацию онкологического диспансера с учетом его коечной мощности.

Для оптимизации функционирования онкологической службы Российской Федерации в целом, а также повышения эффективности и качества лечения онкологических больных, помимо внедрения в практику ЛПУ стандартов оказания специализированной медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной, большую роль играет подготовка квалифицированных кадров. С учетом требований, предъявляемых сегодня, специалист, работающий в учреждении онкологического профиля, должен иметь сертификат по основной специальности «онкология» — 040126.03, а также, желательно, и сертификат смежной специальности, требующей дополнительной подготовки (например, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, травматология и ортопедия, хирургия и др.). В соответствии с этим врачи онкологических стационаров, имеющих лицензию на оказание ВМП в отделениях хирургического профиля, должны, кроме сертификата по специальности «онкология», иметь сертификат по специальности «хирургия» (отделения торакальной, торако-абдоминальной, абдоминальной, общей онкологии, онкоурологии и др.), отделения «онкогинекология» — по специальности «акушерство и гинекология», отделения «опухоли головы и шеи» — по специальности «оториноларингология» и «челюстно-лицевая хирургия», отделения нейроонкологии — по специальности «нейрохирургия».

Такая сертификация по специальностям определена приказами Минздрава РФ №337 от 27.08.1999 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» и Минздравсоцразвития России №553 от 20.08.2007 г. «О внесении изменений в приказ МЗ РФ №337 от 27.08.99 г.», который расширил номенклатуру основных специальностей и специальностей, требующих дополнительную подготовку. В соответствии с приказом Минздрава РФ №337 от 27.08.1999 г. основную специальность можно получить, пройдя обучение в интернатуре (первичная годичная подготовка), двухгодичной ординатуре и/или аспирантуре; а специальность, требующую углубленной подготовки — через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата специалиста по соответствующей основной специальности.

Однако данный приказ распространяется на врачей и провизоров, окончивших медицинские и фармацевтические вузы (факультеты) в 2000 г. и позднее. Специалисты, получившие высшее медицинское или фармацевтическое образование до 2000 г. и не имеющие документов о необходимой послевузовской подготовке по врачебной или фармацевтической специальности (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация), но допущенные к замещению врачебных и фармацевтических должностей в учреждениях здравоохранения в порядке, предусмотренном приказами Минздрава СССР от 21.10 1974 г. №990 «Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» и от 13.07.1989 г. №418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приказом МЗ СССР от 21.10.1994 г. №990 (приложение №1), могут продолжить работать в должностях тех же наименований при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет (по состоянию на 1 января 2000 г.), сертификата специалиста, квалификационной категории и соответствующих документов о повышении квалификации в течение  последних 5 лет в объеме не менее 144 час в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования. Данная категория специалистов может зачисляться на циклы дополнительного профессионального образования для продления срока действия имеющегося сертификата специалиста.

Таким образом, учитывая перечисленные регламентирующие документы, подготовка специалиста онколога складывается из следующих этапов: высшее медицинское образование (биологическое и др. для сотрудников парамедицинских, вспомогательных отделений); послевузовская интернатура (онкология); клиническая ординатура — онкология, аспирантура по онкологии (очная и заочная).

Порядок совершенствования профессиональных знаний врачами утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 705н от 9 декабря 2008 г. «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2009 г. № 13459). В соответствии с приказом через каждые 5 лет врач должен проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации по различным формам обучения. Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации в объеме от 100 до 500 час. аудиторных занятий. Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет, обучение проводится по образовательным программам профессиональной переподготовки в объеме свыше 500 час. аудиторных занятий. В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 13 марта 2009 г. № 16-4/10/2-1797 дополнительно к сертификату выдается справка (приложение к письму) на бланке учреждения, в котором проходило обучение. Для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональная подготовка организуется в соответствии с требованиями, определенными приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2008 г. № 112н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2008 г. № 11384).

Для повышения квалификации врачей по узким вопросам отдельных специальностей, освоению новых методик лечения, диагностики и др., т.е. в целях совершенствования практических навыков, на базе научных и образовательных учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельность, в качестве одного из разделов учебного плана образовательной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки возможна стажировка специалиста, продолжительность которой определяется учебным планом.

Оптимизация работы в перечисленных направлениях будет способствовать совершенствованию онкологической службы страны и позволит оказывать специализированную помощь населению, соответствующую современному научно-техническому развитию медицинской науки не зависимо от места проживания конкретного больного.

В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Л.М. Александрова, А.С. Лутковский, В.А. Савинов, Г.В. Петрова, О.П. Грецова, Н.В. Борисеева, Е.С. Былкова, Н.В. Харченко

МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий

Чиссов Валерий Владимирович -доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, директор МНИОИ им. П.А. Герцена

Литература:

1. Баррет Д. Материалы VI Рос. онкол. конгресса. М.: ГУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН». 2002. с.16-18.

2. В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Г.В. Петрова. Злокачественные новообразования в России в 2007 году (заболеваемость и смертность. -М.:ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий», 2009. 253 с.

3. Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. Злокачественные новообразования в России в 2006 году (заболеваемость и смертность. М.:ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий», 2008. 248 с.

4. Семиглазов В.Ф. Скрининг рака молочной железы. Материалы VIII Рос. онкол. конгресса. -М.: ГУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН». 2004.

5. Анализ технической оснащенности маммологической службы Российской Федерации. М.:ФГУ «РНЦРР Росмедтехнологий», 2009. 26с.

6. Динамика развития маммологической службы Российской Федерации. М.:ФГУ «РНЦРР Росмедтехнологий», 2009.88с.