Об образовании и педагогике в новом ракурсе


img_113418 ноября 2010 года в рамках акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых-2010» по инициативе Министерства образования и науки РТ в КГМА состоялся круглый стол «Обучающие и обучающиеся: проблемы взаимодействия поколений», на котором были обсуждены вопросы психофизиологии возраста и научной продуктивности, меркантилизма и подвижничества в науке и образовании, возрастного шовинизма, современных эффективных методов подготовки специалистов и проблема возраста в ситуации «учитель-ученик», проблемы и критерии оценки «хорошего» и «плохого» в образовании молодежи и взрослых, вопросы престижа образования  и престижа профессии. В мероприятии приняли участие сотрудники КГМА, КГУ и других образовательных учреждений.

Приветственное слово произнес ректор КГМА, д.м.н., профессор К.Ш.Зыятдинов. Он отметил важность обсуждаемой темы взаимодействия различных поколений не только в процессе образования, но и в рамках отдельно взятой семьи. Это сложнейший философский вопрос и, к сожалению, на сегодняшний день имеется мало научных исследований в области изучения взаимодействия и улучшения взаимопонимания между разными поколениями в передаче накопленного опыта и знаний. «Проблема взаимодействия поколений, преодоление реликтовых видов обучения, организация учебного процесса, ведущего к освоению предмета — всё это зависит от улучшения взаимоотношений преподавателя с обучающимся», — отметил К.Ш.Зыятдинов.

img_1343Д.ф.н., профессор В.И.Курашов представил доклад «Возраст в контексте интеллектуальной истории человечества». Докладчик отметил, что старшее поколение имеет безусловное преимущество, благодаря накопленным знаниям и мудрости в результате многолетнего прочтения «книги жизни», и этими знаниями оно обязано поделиться с младшим поколением. Ретроградство, приверженность консервативным взглядам так же является психологической особенностью человека. Это хорошо иллюстрирует следующий пример, «антисептика» как основа основ медицины в свое время не была воспринята, в том числе профессорами, лишь по причине инновационности идеи. В то же время в молодых меньше консервативности и они способны воспринять новое знание. Примечательно, что в среднем возрасте человек много продуцирует, но из-за многообразия направлений деятельности, он погружается в суету — в этом недостаток цветущего поколения. Таким образом, «возрастной шовинизм» несправедлив и ошибочен в любых вариантах отношений поколений, который сейчас, к сожалению, процветает. Определение профессиональной пригодности по формальному критерию «возраст» ошибочен в практическом плане и аморален в этическом отношении.

Проректор КГМА по учебной работе, д.м.н., профессор А.В.Анохина зачитала доклад «Престиж образования — престиж профессии», в котором отметила исключительную важность высшего образования для россиян, что не наблюдается ни в одной стране мира. В то же время почти для половины выпускников вузов рабочих мест нет, а диплом зачастую связывают с социальным продвижением.

ziatdinov1Одной из проблем здравоохранения, отметила А.В.Анохина, является кадровый голод, который особенно остро ощущается в райцентрах и поселках, где низкие заработные платы и почти круглосуточный труд без выходных дней и отпусков. По данным соцопросов, половина россиян считает уровень квалификации современных российских медиков низким. Сегодня сложно назвать профессию медика — престижной, скорее она уважаема. В медицину идут не из-за сображений достатка, а скорее по призванию или чтобы продолжить династию. Несмотря на это, желающих получить медицинское образование достаточно. Как правило, изучив азы медицины остаются не все. Кто-то понимает, что медицина — это не его, некоторые из материальных соображений уходят в смежные специальности. По официальной статистике только треть выпускников медвузов остается в медицине: платят мало, нагрузка и ответственность врача — высокие, престиж профессии падает. И значительная часть выпускников сразу трудоустраивается в фармацевтические фирмы и компании по продажам медицинской техники.


С другой стороны появились федеральные центры высокотехнологической медицинской помощи, предоставляющие своим сотрудникам квартиры, конкурентную оплату труда. Специалисты стали покидать прежние места работы, как следствие, нарушаются сложившиеся коллективы и ухудшается качество медицинской помощи в отдаленных местностях. По мнению самих медиков для выхода профессии из кризиса необходимо финансовое и материальное обеспечение медицинских учреждений и медработников, немаловажен и такой фактор как в целом содружество хороших руководителей, грамотных специалистов и грамотных пациентов. Об этом говорилось в выступлениях Премьер-министра РФ В.В.Путина, министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голиковой, этому посвящена и концепция развития отечественного здравоохранения до 2020 года. Целью кадровой политики по данному документу является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями, способных обеспечить экономическую, клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики и лечения.

ratnerЗаведующий кафедрой реабилитологии и спортивной медицины, профессор Э.И.Аухадеев представил доклад «Реалии акмеологического потенциала человека», в котором были представлены результаты исследований проблем реабилитации человека, проведенных на базе госпиталя ветеранов войн. Акмеология — наука, изучающая закономерности, факты, технологии, способы развития человека на этапе его зрелости. После состояния акме, достижения вершины, в организме человека наступают биологические процессы, проявляющиеся в ослаблении активных психологических и физиологических функций, в снижении работоспособности. Дискуссионной проблемой акмеологии является индивидуальный акмеологический потенциал человека. Проблематика    индивидуального акмеологического потенциала актуальна в медицинской реабилитологии и спортивной медицине. Медицинская реабилитология изучает акмеологические потенциалы в условиях ограничивающих возможностей их реализации, их расцвета, связанных с нарушениями структур и функций организма. Спортивная медицина изучает возможности наиболее полной исчерпывающей реализации акмеологических потенциалов человека в условиях целостности структур и функций организма. Научно-методологической базой исследования акмеологического потенциала в направлениях реабилитологии и спортивной медицины  выступают теоретические концепции Н.А.Бернштейна и Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Возможности человека, включающие в себя опыт всех предыдущих поколений, ждут своей расшифровки и выражения в достижениях человека, которые могут рождаться от нашего воображения и удачно реализовываться. В современной реабилитологии эти идеи нашли свое выражение в достижениях высоких уровней акме, расцвета способностей и дарований у людей с нарушениями функций организма, в том числе с сохранением периода расцвета интеллектуальной дееспособности в творческих достижениях у пожилых людей. В современном спорте это нашло свое выражение в стремительном возрастании мировых рекордов до уровней, которые в недалеком прошлом представить было невозможно. Существует множество направлений реабилитации: ноо- и психореабилитация (восстановление интеллектуальной способности, психологических свойств), сенсо- и лобореабилитация (восстановление органов чувств, речевых функций), кинезо- и вегетореабилитация (реабилитация внутренних органов и двигательной активности), эргореабилитация (восстановление в человеке способности работать, действовать, обслуживать себя), экореабилитация (восстановление способности человека взаимодействовать со средой обитания),  эгореабилитация (восстановление ядра личности, мотивации, смысла жизни, ощущения человека самим собой). Интересен тот факт, что человек-личность сохраняет свой акмеологический потенциал до глубокой старости, что является величайшей индивидуальной и общественной ценностью.

fattahov2Заведующий кафедрой клинической анатомии и амбулаторно-поликлинической хирургии, д.м.н., профессор В.В.Фаттахов представил вниманию собравшихся доклад «Компетентные технологии в последипломном образовании врачей хирургов». Докладчик проанализировал плюсы и минусы последипломного образования, направления повышения качества образовательного процесса, оригинальные технологии последипломного обучения врачей хирургов.

Также были заслушаны доклады д.п.н., профессора Ф.Л.Ратнер «Формирование отношений творческого сотрудничества как базовое условие эффективного педагогического взаимодействия», доцента Ф.Х.Клюкиной «Возрастной шовинизм в обучении и пути его преодоления», к.ф.н., доцента А.Н.Миннуллиной «Применение методики AIDA для повышения эффективности подготовки специалистов в образовательной деятельности».


По итогам круглого стола планируется издание сборника докладов его  участников, а итоговая резолюция будет разослана в Министерство образования и науки РФ, Министерство образования и науки РТ и другие заинтересованные ведомства для использования в научно-методической работе.

Екатерина Кузьмина