«Об опыте работы предприятий и организаций Приволжского федерального округа по созданию, модернизации и технологическому развитию производства лекарственных средств и медицинских изделий».


 «Об опыте работы предприятий и организаций Приволжского федерального округа по созданию, модернизации и технологическому развитию производства лекарственных средств и медицинских изделий».4 октября в Нижегородском государственном университете имени Н.И.Лобачевского прошла конференция «Об опыте работы  предприятий и организаций Приволжского федерального округа по созданию, модернизации и технологическому  развитию производства лекарственных средств и медицинских изделий». Организаторами конференции выступили Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности и Комиссия РСПП по индустрии здоровья. В мероприятии приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, Минпромторга России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, общественных организаций, крупных отечественных и зарубежных компаний. От РСПП в конференции приняли участие: В.М.Черепов — Исполнительный вице-президент – Управляющий директор по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями, первый заместитель председателя Комиссии РСПП по индустрии здоровья. Ю.Т.Калинин – член Правления РСПП, заместитель председателя Комиссии РСПП по индустрии здоровья, президент Ассоциации «Росмедпром»; В.А.Дмитриев — член Комиссии РСПП по индустрии здоровья, генеральный директор Ассоциаций российских фармпроизводителей; С.И.Колесников — член Комиссии РСПП по индустрии здоровья, заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ.

В ходе конференции главным стоял вопрос производства высокотехнологичной медицинской техники и качественных российских лекарств, а также общая ситуация в российской фармакологии. Сегодня серийное производство лекарственных средств и медицинских изделий значительно уступают лучшим зарубежным достижениям. По-прежнему развитие отрасли сдерживается отсталостью научной, экспериментальной и технологической базы, несовершенством законодательства, регулирующие обращение медицинской продукции, наличием административных барьеров, препятствующих вывод ее на рынок, а так же действующей системой государственных закупок. По эффективности системы здравоохранения Россия занимает 130 место (ВОЗ). Подушевым расходам бюджетов на здравоохранение на 55-60 месте в мире. Неудовлетворенность населения и врачей здравоохранением более 60%.  Для 77% населения России покупка лекарств наносит ощутимый удар по бюджету семьи. 69 % населения иногда или частично отказывались от приобретения лекарств из-за дороговизны. Наиболее часто это делают серьезно больные люди. Лекарственными средствами в амбулаторных условиях население РФ  обеспеченно в 5,5 раз меньше чем страны ОЭСР в доле ВВП – в 4 раза меньше

Основные задачи, стоящие перед медицинской промышленностью на данном этапе это перевести предприятия на производство продукции в соответствии с национальными правилами GMP и ИСО-13485. Программа перевода оценивается в 45-50 миллиардов рублей. Подготовить высококвалифицированных специалистов, ориентировочная потребность на данный момент 5000специалистов. Необходимо усовершенствовать законодательную базу, регулирующую разработку, производство и реализацию лекарственных средств и медицинских изделий. Согласно федеральной программе по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года 90% препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых лекарств, а также  до 50% медицинского оборудования на рынке страны должны быть отечественного производства.

 «Об опыте работы предприятий и организаций Приволжского федерального округа по созданию, модернизации и технологическому развитию производства лекарственных средств и медицинских изделий».Проблемы нашего здравоохранения сегодня в том, что нет единой системы охраны здоровья (автономные системы и различные типы учреждений), несбалансированны гос. гарантии и финансовые ресурсы оказания бесплатной медпомощи, преимущественно финансируется стационарная помощь, нарастает объем платных услуг. Нет стимулирования инвестиций и платежей в здравоохранении для физических и юридических лиц, что не позволяет легализовать платежи. Кроме того, неразвитость общественных институтов контроля за системой здравоохранения решается медленно и неэффективно. Частично решается проблема развития современной отечественной фарм. и мед.промышленности. На данный момент участие граждан в сохранении своего здоровья минимально и нет эффективной системы воспитания пропаганды и стимулирования здорового образа жизни, отсутствие реальной ответственности властей за состояние здоровья населения. Для преодоления кризиса здравоохранения в период с 2004-2011г была проведена модернизация льгот, реформирование законодательства и нормативно-правовой базы. Повысились страховые взносы и модернизация здравоохранения. Был разработан национальный приоритетный проект «Здоровье» и программа поддержки фарм. и мед.промышленности.

В рассмотрении вопроса о приоритетах государства в системе обеспечения населения лекарственными средствами и медицинской техники были представлены данные программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников. Существующая с 2005 года программа направлена на то, чтобы сделать сегодня более доступной и качественной медицинскую помощь населению и объединить деятельность органов власти, медицинских учреждений, и фармпредприятий. В 2005 году  было выделено 25 млрд. руб., в 2006 – по плану 34,8 млрд. руб. по факту 73 млрд. руб. 2007 -35 млрд. руб. В 2008 передача полномочий по обычному ассортименту субъектам федерации увеличение финансирования дополнительного лекарственного обеспечения до 70 млрд. руб. в том числе 33 млрд. руб.  на дорогостоящий ассортимент для 7 нозологий. В 2009 и 2010 годах было выделено 80 и 88 млрд. руб. соответственно, а в 2011 году средства на дополнительное лекарственное обеспечение возросло до 90 млрд. руб.  Ближайшие перспективы финансовых изменений – это увеличение неснижаемых страховых взносов на неработающее население предлагается 5 тыс. руб., но необходимо 10 тыс. рублей, а с 2013 ежегодное увеличение этих платежей на 25% до 2015 года. Включение в ОМС (без обеспечения) скорой помощи, высоких технологий, федеральных клиник и национального проекта «Здоровье».


Стратегической целью является поддержка инновационных разработок в области биологических и медицинских технологий. Минздравсоцразвития и Минобразнауки разрабатывают так называемую технологическую платформу «Медицина будущего» в области осуществления совместных научно-исследовательских проектов, а также в сфере торгово-закупочной деятельности, что бы разработать механизмы постоянного взаимодействия технологической платформы «Медицина будущего» и Министерств в реализации мероприятий платформы. В ста метрах от Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского должен появиться центр по разработке высокотехнологичной медицинской техники и изделий медицинского назначения. 6-этажное здание в 25 тысяч квадратных метров начнут строить уже в следующем году. Такие медицинские центры должны появиться еще в 10 российских городах. Главная цель каждого — разработать новые лекарственные средства и повысить качество российских медикаментов не без участия зарубежных партнёров. Основательно затронули и вопрос законодательного обеспечения обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Были озвучены законы и поправки принятые в период 2009-2010.  Помимо этих вопросов на конференции обсудили перспективы развития производства лекарственных средств и медицинских изделий, опыт работы Нижегородской области по государственным закупкам лекарственных средств и медицинских изделий, фармкластеры — модель оптимального инвестиционного климата, проблемы модернизации предприятий по производству лекарственных средств и медицинских изделий и другие.