Образно-динамическая гимнастика (ОДГ) — это мысленное выполнение движений, упражнений. ОДГ оказывает, почти такое же влияние на центральную нервную систему и организм в целом, как и активное их выполнение, и что очень важно — такие занятия доступны каждому. Поэтому очень важно начать ОДГ как можно раньше, желательно в первые дни после позвоночно-спинномозговой (ПСМТ) травмы, пока сохраняется моторная мышечная память. В случае, когда после травмы проходит несколько лет постепенно разрушается и образ правильных движений, который можно восстановить с помощью формирования мыслеобразов «здоровых» движений.
Поэтому, очень важно, не только грамотно выполнять ОДГ, но и научиться формировать образ правильных движений у людей с такими травмами.
К сожалению, ОДГ уделяется недостаточное внимание и, как правило, не обучают людей с ПСМТ правилам ее выполнения. Вследствие этого многие просто не используют ее в восстановительном процессе или, выполняя ее не правильно, бросают занятия, не добившись результата.
Формирование мыслеобразов движений и ОДГ это те инструменты, которые помогают установить связь между корой головного мозга и парализованными мышцами. Поэтому, очень важно научиться пользоваться этими инструментами правильно.
1. Помечтайте.
Представьте, что вы абсолютно здоровы. Как вы при этом себя чувствуете? Что делаете, как выглядите? Почувствуйте радость от движений от своего здоровья. Произнесите составленные аффирмации. Создайте себе рабочее, оптимистичное настроение.
2. Расслабьтесь.
Прежде чем приступить к ОДГ, необходимо расслабиться.
Для этого можно выполнить несколько дыхательных упражнений, выполнить 7-10 вдохов с задержкой дыхания, описанных в разделе гипоксическая тренировка, принять удобное положение, при котором, мышцы будут максимально расслаблены.
Мысленно «потрогайте» мышцы, постарайтесь почувствовать каждую из них. Запомните свои ощущения.
Эта часть тренировки очень важна. Зажатые, спазмированные мышцы значительно снижают эффективность ОДГ потому, что они препятствуют прохождению нервного импульса. Учитывая, что импульс и так слабый, ему необходимо создать облегченные условия.
3. Выберите мышечную группу, с которой будете заниматься, и четко представьте ее расположение на своем теле.
Направьте все внимание только на этот участок, фиксируйте все ощущения.
4. Посмотрите, как правильно выполняется движение, которое производит выбранная мышечная группа.
Движение может демонстрировать методист или кто-то из близких.
5. Мысленно выполните движения.
Чтобы повысить эффективность мысленного воспроизведения создайте яркий мыслеобраз, который ассоциируется у вас с выполнением этого движения. Активно выполните движение.
Даже если нет произвольного сокращения в мышцах, с которыми вы работаете, обязательно старайтесь их напрягать.
Часто, во время попытки выполнить, какое – либо движение многие, чтобы помочь себе, напрягают сразу все мышцы. Это не только не помогает выполнить задачу, но и блокирует напряжение в тренируемой мышце. Чтобы работа была более эффективной, напрягайте только одну, выбранную для тренировки, мышечную группу. Остальные мышцы должны быть максимально расслаблены.
Дело в том, что пока нервный импульс слабый, он выбирает ту «дорогу» где нервно-мышечный аппарат работает лучше. То есть, если вы тренируете мышцы кисти и пальцев, но при этом напрягаете работающие мышцы, основной поток импульсов уйдет туда.
Попытка активного напряжения это работа точечная и очень кропотливая. Она требует сосредоточения и внимательного отношения к своим ощущениям.
Первое время, за одно занятие выполняйте не более 10 активных напряжений и отдыхайте после каждого, т.к. нервный импульс быстро истощается и может пропадать на несколько часов. Обязательно фиксируйте любые новые ощущения
6. После выполнения активных напряжений, обязательно расслабьтесь.
В занятия необходимо включать не только представление отдельных движений, упражнений, но и привычных, повседневных движений связанных с трудовой деятельностью, работой по дому.
Однако, не следует уделять слишком много времени мысленному представлению. Необходимо больше внимания уделять активному напряжению.
Ю.Г. Михайлова,
к.п.н., доцент кафедры ТиМАФК ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»