До недавнего времени диагноз «рак» звучал как приговор как для самого больного, так и для его родственников. В связи с развитием науки, введением в эксплуатацию новейшего медицинского оборудования, повышением квалификации врачей, коренным образом изменился взгляд на онкологию, а также на подходы к лечению, что привело к радикальности лечения онкобольных и, соответственно, к увеличению продолжительности их жизни.
Продолжающийся рост заболеваемости, инвалидности и смертности населения от онкологической патологии как в Республике Татарстан, так и в России в целом определил актуальность и сложность проблемы, связанной с ними, ввиду их высокой распространенности, тяжести течения и не всегда благоприятного исхода.
Социальные последствия онкологических заболеваний (преждевременная смерть, преждевременный уход на пенсию по инвалидности, длительное лечение по временной нетрудоспособности и др.) составляют около 67% в общей сумме экономического ущерба от рака и увеличиваются по мере роста распространенности заболевания.
Инвалидность, связанная со злокачественными новообразованиями, уступает по частоте только инвалидности вследствие сердечно — сосудистых заболеваний. Особенностью инвалидности онкологических больных является ее тяжесть и сравнительно низкий процент реабилитации. Наряду с объективными причинами этого, обусловленными тяжестью патологии, существует и целый ряд субъективных причин, прежде всего — сохраняющееся отсутствие дифференцированного подхода к оценке клинического и трудового прогноза врачами БМСЭ и КЭК. Роль последних особенно возрастает в связи с введением нового положения по временной нетрудоспособности, согласно которому значительная часть больных с благоприятным прогнозом не подлежит направлению на МСЭ.
Основой такого дифференцированного подхода является индивидуальное клинико-трудовое прогнозирование, основанное на оценке прогностических факторов у каждого признанного инвалидом. Бюро МСЭ проводит освидетельствование лиц, прошедших полное комплексное обследование и лечение в лечебно-профилактических учреждениях.
Одним из основных показателей состояния инвалидности является показатель первичной инвалидности на 10 тыс. населения. В 2009г. показатель первичной инвалидности на 10 тыс. взрослого населения в Республике Татарстан составил 14.9 на 10 тыс. взрослого населения. Несмотря на работу, которую проводят врачи ЛПУ, к сожалению, этот показатель увеличился почти в два раза по сравнению с 2007г. (6.1%)
Одной из причин повышения уровня первичной инвалидности является позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях республики. Это обусловлено недостаточной эффективностью профилактических осмотров населения, диспансерного наблюдения за больными с хроническими и предопухолевыми заболеваниями, а также недостаточной онкологической настороженностью врачей основных клинических специальностей, и прежде всего самих граждан.
Хотя наилучшие результаты на сегодня получены при лечении ранних стадий рака, доля лиц с I и II стадиями заболевания среди больных с впервые установленным диагнозом остается невысокой. У каждого четвертого больного опухоль диагностируется уже при наличии отдаленных метастазов, случаи выявления рака в начальной стадии крайне редки.
Нами был проведен анализ структуры всех онкологических заболеваний за 2009г.
Ранговые места в структуре первичной инвалидности вследствие злокачественных новообразований в 2009 году занимают:
- на первом месте — рак молочной железы ;
- на втором месте — злокачественные новообразования органов дыхания/легких;
- на третьем месте — рак желудка;
- на четвертом месте — рак прямой кишки;
- на пятом месте — рак толстого кишечника.
К сожалению, онкозаболеваниям подвержены в последнее время лица, находящиеся в активном продуктивном возрасте.
Число первично признанных инвалидами среди лиц трудоспособного возраста, проживающих в Республике Татарстан увеличилось с 1968 чел в 2007г. до 2564 в 2009г. Уровни первичной инвалидности вследствие онкозаболеваний различны по районам Республики Татарстан. Представляю Вашему вниманию слайд, который отражает данную ситуацию.
В разрезе районов Республики Татарстан ситуация среди первично признанных инвалидов трудоспособного возраста за 2009г. выглядит следующим образом.
В структуре первичной инвалидности обращает на себя внимание то, что уровни первичной инвалидности повышены как в крупных промышленных городах (г. Казань, Наб. Челны, Нижнекамск), так и в сельских районах (в частности в Спасском, Кайбицком, Апастовском).
Мы считаем, что рост показателей первичной инвалидности в крупных городах связан с наличием в этих районах крупных объектов нефтехимической промышленности, машиностроения, нарушение экологии, что отрицательно влияет на экологическую обстановку и заболеваемость. Тогда как высокий показатель в отдаленных районах Республики Татарстан связан с недостаточной диспансеризацией населения, что не позволяет выявлять как ранние стадии заболевания рака, так и предраковые состояния. В связи с этим предлагаю тщательно изучить ситуацию в отмеченных высоким ростом онкозаболеваний районах совместно со специалистами органов здравоохранения, экологов, промышленности и транспорта для принятия конкретных решений по изменению данной ситуации.
Другими причинами роста заболеваемости и инвалидности являются:
— кризисные явления 2009года — это закрытие отдельных производств сокращение не работе, сложность трудоустройства, несвоевременная выплата заработной платы, низкий ее уровень, рост цен на рынке, что не даёт возможность удовлетворить жизненные потребности человека и приводят к нервным стрессам и срывам;
— недостаточный уровень диспансеризации населения, в том числе работающих на промышленных предприятиях с вредными условиями труда и в сельском хозяйстве;
— неудовлетворительный объем и качество лечебно-диагностических мероприятий, в некоторых лечебно-профилактических учреждениях;
— тяжесть и неблагоприятный прогноз онкологических заболеваний;
— широкая реклама нетрадиционных методов лечения онкологических заболеваний, из-за чего больные лечатся, не обращаясь к врачам, что приводит к неблагоприятным исходам и прогнозам.
С учетом специфики патологий больных рост инвалидности и заболеваемости позволяет сделать вывод о необходимости увеличения объема психологической помощи онкологическим больным, так как каждый из них нуждается в психологическом консультировании, психотерапии, психологическом тренинге.
Все это требует от нас постоянного изучения причин роста инвалидности, проведения углубленного анализа причин невыполнения рекомендаций ИПР, своевременного доведения полученных результатов до органов здравоохранения, социальной защиты, центра труда и занятости населения. Считаю, что нам необходимо межведомственно разрабатывать мероприятия по профилактике инвалидности, ее утяжеления, создания условий инвалидам для их адаптации в быту, на производстве. Шире использовать разъяснительную работу среди инвалидов, нацеливая их на позитивную установку к труду, возможностям самозанятости.
Несмотря на то, что показатели частичной и полной реабилитации повышаются, процесс трудоустройства остается сложным, можно сказать, невозможным из-за отсутствия заинтересованности в труде инвалидов. Хотелось, чтобы был создан механизм, обязывающий и заинтересовывающий руководителей предприятий брать инвалидов на работу.
Важное место в снижении первичной инвалидности занимает профилактика. Она предусматривает проведение мероприятий, направленных на сведение к устранению воздействия канцерогенных факторов.
Основными профилактическими мероприятиями, позволяющими реально снизить заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований, являются:
- борьба с потреблением табака, являющегося причиной 30% всех случаев смертности;
- выявление контактов с канцерогенными агентами в промышленности и других сферах;
- пропаганда рационального питания;
- предупреждение чрезмерного ультрафиолетового облучения;
- ограничение потребления алкоголя;
- пропаганда культуры полового и репродуктивного поведения.
В целях снижения инвалидности от злокачественных новообразований считаем необходимым совместными усилиями:
1. Активизировать санитарно-просветительские мероприятия в средствах массовой информации.
2. Улучшение онкологической помощи онкологическим больным, укомплектование штатов онкологических диспансеров и реабилитационных учреждений психологами.
3. Создание рабочих мест для инвалидов вследствие онкопатологии на предприятиях с целью их рационального трудоустройства.
4. Проводить Министерству здравоохранения регулярное обучение медработников общей лечебной сети основам клинической онкологии, в первую очередь — диагностике рака.
5. Укрепить материально-техническую базу лечебно-рофилактических учреждений общей лечебной сети (фельдшерско-акушерских пунктов, смотровых кабинетов, врачебных амбулаторий, участковых и районных больниц).
Хотелось бы отметить, что непрерывность и этапность реабилитационного процесса может быть обеспечена только при функционировании единой системы: клиника → бюро МСЭ → отделение реабилитации → реабилитационный центр по месту жительства с привлечением местных органов социальной защиты и медицинских учреждений.
Таким образом, только совместные усилия всех организаций, задействованных в работе с онкобольными, инвалидами, позволяет снизить уровень заболеваемости, смертности, первичного выхода на инвалидность и помогут инвалиду адаптироваться в обществе и чувствовать себя полноценным человеком.
Гумерова А.Г.,
руководитель филиала №40 ФГУ
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан»