Организационные подходы к совершенствованию амбулаторно-поликлинической службы крупного города (на примере г. Москвы)


Р.Х. ЯГУДИН, О.В. ГРИДНЕВ, Л.И. РЫБКИН

Республиканская клиническая больница МЗ РТ, г. Казань

Департамент здравоохранения, г. Москва 

Ягудин Рамил Хаевич

кандидат медицинских наук, кандидат экономических наук, заместитель главного врача РКБ МЗ РТ


420064, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, д. 138, тел. (843) 2555-50-71, е-mail: rkb_nauka@rambler.ru 

В публикации рассмотрены отдельные аспекты совершенствования структуры амбулаторно-поликлинической службы г. Москвы при переходе на трехуровневую систему оказания данного вида медицинской помощи.

Ключевые слова: амбулаторно-поликлинические объединения, трехуровневая система организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

 


R.H. Yagudin, O.V. Gridnev, L.I. Rybkin

Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, Kazan

Health Department, Moscow

Organisational approaches to updating of outpatient service of a large city (Moscow as an example)

This article considers certain aspects of updating the structure of outpatient service in Moscow when passing to a three-level system of providing this type of medical care.

Key words: outpatient associations, a three-level system of providing outpatient care. 

Одним из наиболее важных направлений реформирования отечественного здравоохранения становится развитие амбулаторно-поликлинической службы, от состояния которой зависит решение многих медико-социальных проблем [1, 2]. В данной статье приводятся особенности реорганизации существующей амбулаторно-поликлинической службы города Москвы в условиях перехода на новую модель оказания данного вида медицинской помощи на примере сети ЛПУ в Северо-Восточном административном округе.

В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы № 38 от 20.01.2012 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы» разработана трехуровневая система оказания медицинской помощи, в результате создания которой лечебные учреждения могут быть отнесены к одному из трех уровней:

— первый уровень представлен поликлиниками или филиалами амбулаторных центров, которые являются амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оказывающими первичную доврачебную помощь, первичную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи;

— второй уровень представляют амбулаторные центры, которые оказывают первичную доврачебную медико-санитарную медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь и в основном первичную специализированную помощь;

— третий уровень — это специализированные консультативно-диагностические центры, являющиеся структурными подразделениями стационарных лечебных учреждений, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие консультативную и лечебно-диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара [3].

В целях перехода на новую модель организации амбулаторно-поликлинической помощи проведена информационная кампания по оповещению населения об открытии амбулаторных центров и сформирована система взаимодействия амбулаторных центров и их филиалов через каналы электронной связи с соблюдением требований по защите персональных данных пациентов.

С целью подготовки материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений СВАО г. Москвы для работы в новых условиях начаты работы по проведению капитального и текущего ремонта амбулаторных центров и предусмотрено оснащение лечебных учреждений современной медицинской техникой и оборудованием, что позволит обеспечить доступность в различных видах медицинской помощи.

Для эффективной организации движения пациентов в трехуровневой системе амбулаторно-поликлинической службы в СВАО г. Москвы также разработаны и реализуются следующие основные принципы межуровневого взаимодействия:

  • непрерывность уровневого взаимодействия, поскольку такая система представляет собой замкнутый круг;
  • упорядоченность, так как движение пациента не может быть хаотичным;
  • целесообразность, то есть комплексное использование медицинских возможностей каждого уровня;
  • контролируемость как прозрачность всех этапов движения пациентов;
  • финансовая заинтересованность всех уровней;
  • удобство потребителя.

Определены основные функции подразделений трехуровневой системы и контингент соответствующих категорий пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений первого, второго и третьего уровней.

Структура учреждения первого уровня или филиала амбулаторного центра СВАО г. Москвы представлена на рис. 1.

На первом уровне трехуровневой системы оказывается первичная медико-санитарная и неотложная помощь, проводятся профилактические осмотры и противоэпидемические мероприятия, диспансерные наблюдения, экспертиза временной нетрудоспособности, осуществляется отбор на санаторно-курортное лечение и санитарно-просветительская работа среди следующих категорий пациентов:

Рисунок 1.

Структура учреждения первого уровня или филиала амбулаторного центра СВАО г. Москвы

 1

—        здоровые пациенты для проведения профилактических мероприятий;

—        пациенты диспансерных групп;

—        пациенты с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии для контроля за течением болезни и получением лекарственного обеспечения;

—        первичные пациенты с острой патологией;

—        пациенты, наблюдаемые на дому;

—        пациенты дневного стационара.

 

Структура учреждения второго уровня или амбулаторного центра г. Москвы представлена на рис. 2.

Рисунок 2.

Структура учреждения второго уровня или амбулаторного центра СВАО г. Москвы

2

На втором уровне трехуровневой системы в амбулаторных центрах организована первичная специализированная медицинская помощь пациентам с острой патологией, направленным из филиала для дальнейшего ведения больного и уточнения диагноза; диспансерным больным трудоспособного возраста, состоящим на учете у врачей-специалистов; пациентам, которые проходят обследование перед направлением в центры третьего уровня, перед плановой госпитализацией и получением высокотехнологичной помощи.

Лечебные учреждения третьего уровня представлены на базе существующих стационаров городских клинических больниц, имеющих возможность оказания консультативно-диагностической помощи в амбулаторном режиме, также они принимают решение по направлению на стационарную специализированную помощь и обеспечивают возможность получения медицинских услуг и диагностических исследований, отсутствующих в амбулаторных центрах, пациентам, нуждающимся в высокотехнологичных видах медицинской помощи, и пациентам дневного стационара. Выполнение данной задачи позволяет в полном объеме использовать дорогостоящее оборудование и медицинскую технику, а также снизить сроки ожидания медицинской помощи и компенсировать дефицит врачей — специалистов по необходимому профилю.

Таким образом, на основе проведенных изменений в структуре амбулаторно-поликлинической службы столичного здравоохранения предусматривается:

  • обеспечивать непрерывность и комплексное использование медицинских возможностей каждого уровня на основе рационального использования и развития материально-технических, информационных и других видов ресурсов;
  • проводить анализ структуры сети ЛПУ для организации упорядоченности и прозрачности всех этапов движения пациентов в трехуровневой системе.

Представленные в работе инновационные аспекты совершенствования и перестройки амбулаторно-поликлинической службы могут быть рекомендованы к внедрению в городах-миллионниках республиканских, областных, краевых центров (таких, например, как Казань, Самара, Новосибирск и др.) и крупных городах Российской Федерации.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахитов Ш.М., Блохина М.В., Мубаракшин Ф.Б., Залалдинов Р.С. Перспективы развития амбулаторно-поликлинической службы // Казан. мед. журнал, 2004. — Т. 85, № 1. — С . 64-67.

2. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 38 от 20.01.2012 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы».

3. Постановление Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 114-ПП «О программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы».