В Российской Федерации постинсультные расстройства занимают первое место среди причин инвалидизации. Около 80% пациентов становятся инвалидами. Приказом Минздрава РТ при РКБ открыт Инсультный центр. Ранним восстановительным периодом в проведении реабилитационных мероприятий занимается мультидисциплинарная бригада (МДБ). В состав МДБ входит специалист по социальной работе, именно он должен объяснять больному или его родственникам о его правах на получение медико-социальной помощи.
Organization of social assistance of postinsult patients
In the Russian Federation post stroke disorders are the most common cause of disability. About 80% of patients become disabled. Order of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan under RCH was open stroke center. Early recovery period in the rehabilitative activities involved a multidisciplinary team (CSBMs). The structure of BMD is a specialist in social work, he should explain to the patient or his relatives of his rights to receive health and social care.
Оказание социальной помощи больным с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) на сегодняшний день является актуальной проблемой. Родственники и больные, даже те, у которых есть стойкая утрата трудоспособности, не осведомлены о своих правах и основах законодательства.
В Российской Федерации постинсультные расстройства занимают первое место среди причин инвалидизации. К труду возвращаются менее 20% лиц, перенесших инсульт, 80% пациентов становятся инвалидами. У 10% больных реабилитационные мероприятия бесперспективны, у 10% наблюдается самостоятельное полное восстановление, 80% больных нуждаются в активном восстановительном лечении, которое позволяет достичь частичной или полной независимости в повседневной жизни и даже вернуть трудоспособность. Согласно статистическим данным, в Республике Татарстан заболеваемость инсультом находится в пределах общероссийских значений, однако смертность, в том числе в условиях стационара, в среднем на 20% ниже, чем в России. Следовательно, такая ситуация ведет к росту инвалидизации лиц, перенесших инсульт, которая в Республике Татарстан составляет 5 случаев на 10000 населения, по Российской Федерации в среднем 3,2 случая.
В нашей стране организована широкая законодательная поддержка людей с ограниченными возможностями. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Признание лица инвалидом осуществляется Федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливается Правительством Российской Федерации. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 № 172-ФЗ).
Статус инвалида позволяет получать определенные социальные льготы. И одна из важных программ, на которую может рассчитывать инвалид, это индивидуальная программа реабилитации (далее по тексту ИПР). Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро МСЭ, главным бюро МСЭ, их филиалами — бюро МСЭ в городах и районах (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.08.2008 № 379 Н — в ред. от 16.03.2009 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.2008 № 12189).
ИПР – программа, разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, куда входит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия и др. (в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с ИПР (в ред. Федерального закона от 29. 12.2004 № 199-ФЗ).
Однако практика показывает, что инвалиды, получающие ИПР, беспомощны, особенно это касается инвалидов, проживающих в сельских районах РТ. Кроме этого, механизм реализации ИПР до конца не отработан, поэтому препятствия возникают на каждом шагу: от момента составления ИПР и до ее исполнения.
Для восполнения этого пробела, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.07.2009 г. № 389н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.02.2010 г. № 44н) по стране организуются Инсультные центры для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. На основании этого приказа, приказом Минздрава Республики Татарстан от 31.12.2009 г. № 1811 открыт Инсультный центр при неврологическом отделении № 2 РКБ № 1. Согласно данному приказу, ранним восстановительным периодом в проведении реабилитационных мероприятий занимается мультидисциплинарная бригада (МДБ). В состав МДБ РКБ № 1 входят: врач-невролог, врач-реаниматолог, врач ЛФК, логопед, специалист по социальной работе, психолог, средний медицинский персонал.
Опыт организации кабинета социальной работы для пациентов, перенесших инсульт, показывает, что больным и их родственникам необходима санитарно-просветительная и социально-консультативная помощь по нормативно-правовым документам, поэтому в настоящее время в МДБ проводится просветительная работа с пациентами и их родственниками.
К настоящему времени, на начальном этапе деятельности специалиста по социальной работе в составе МДБ подготовлен пакет документов (карта наблюдения пациента, методические рекомендации, памятки для пациентов и лиц, их обслуживающих, и др.).
Таким образом, изложенное выше показывает, что включение в состав МДБ специалиста по социальной работе является неотъемлемой частью деятельности Инсультного центра, и в тоже время обосновывает необходимость специализированного обучения этих специалистов на Федеральном уровне, ввиду отсутствия нормативно-правовых актов специалиста по социальной работе в составе МДБ.
А.Р. Аляветдинова, Х.И. Мамедов
Республиканская клиническая больница МЗ РТ, г. Казань
Аляветдинова Айгуль Рашидовна — специалист по социальной работе Инсультного центра