Основные пути совершенствования профессиональной подготовки студентов по онкологии


Авторами представлена серия электронных обучающе-контролирующих комплексов для подготовки врачей, которая позволит повысить качество подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля, реализовать мультидисциплинарный подход в образовании, стандартизировать подходы к обучению.

Для обеспечения современного уровня преддипломной подготовки по онкологии нами издан первый отечественный электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (изд. 2003 года), учебник «Онкология» (изд. 2004 года), практикум «Онкология» (изд. 2007 года) и атлас по онкологии (изд.2008 года).

Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») состоит из модуля электронного учебника «Онкология» для студентов образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования (по специальностям 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия»), адаптированного к традиционным системам обучения, и модуля приложений к учебнику. Приложениями являются электронные формы практикума по онкологии, атласа, тренажера, тестов, а также пособия для врачей общей практики.

Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») — первый подобного рода комплекс в Российской Федерации, в котором реализована концепция электронного образования в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей (преддипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования).

Актуальность электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» определяется требованиями обеспечения непрерывности образования, необходимостью постоянного обновления знаний по причине появления новых данных, в особенности, в сфере высшего медицинского образования. В комплексе e-learning «ONCOLOGY» реализованы новые принципы и методы обучения, при которых увеличение объема приобретаемых знаний происходит не путем увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет улучшения качества оказываемых образовательных услуг. Научная и практическая новизна электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, повышающих качество и эффективность образовательного процесса. Создано новое поколение интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения.


Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» позволяет обеспечить непрерывность высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса, обеспечивает единое образовательное пространство, академическую мобильность обучающихся, обеспечивает развитие инновационности высших профессиональных образовательных учреждений. Внедрение его в рамках программ Национальных проектов «Образование», «Здоровье» на территории Российской Федерации позволяет повысить качество подготовки специалистов в высших профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля, реализовать мультидисциплинарный подход в образовании, стандартизировать подходы к обучению. Применение контролирующих и тренинговых программ комплекса согласно принципам Международной Федерации медицинского образования повышает качество и эффективность образовательного процесса.

Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» получил признание на уровне решений Проблемной учебно-методической комиссии Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Министерства здравоохранения и социального развития по онкологии в 2005 и 2006 гг., внедрен на территории Российской Федерации.

Учебник «Онкология» издан в 2004 году, переиздан в 2006 году, рекомендован учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов. В соответствии с учебной программой учебник состоит из двух частей. Часть первая, «Общая онкология», содержит сведения об истории, современных проблемах онкологии, организации онкологической помощи, патогенезе клинических симптомов, методах диагностики злокачественных новообразований, принципах лечения злокачественных новообразований и деонтологии в онкологии. Часть вторая, «частная онкология», содержит современные данные об основных нозологических формах злокачественных новообразований, отраженных в соответствующих главах — рак кожи, меланома, опухоли головы и шеи, предраковые заболевания и рак молочной железы, легкого, пищевода, желудка, ободочной и прямой кишки, печени, поджелудочной железы, опухоли костей и мягких тканей, лимфогранулематоз.

«Руководство к практическим занятиям» издано в 2007 году и рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями практической подготовки студентов старших курсов медицинских вузов, иллюстрировано значительным количеством авторских фотографий и рисунков, которые наглядно демонстрируют ряд практических навыков. В руководстве имеется раздел частной онкологии, где освещены статистические данные, вопросы диагностики и лечения злокачественных новообразований. Руководство к практическим занятиям предназначено для студентов 4-6 курсов медицинских вузов, клинических ординаторов, аспирантов.


Для преддипломной подготовки по онкологии предназначен «Атлас по онкологии» под редакцией М.И. Давыдова и Ш.Х. Ганцева, изданный в 2008 году. Атлас признан лучшим атласом России 2008 года. Издание рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. В атласе приведены краткие сведения и многочисленные иллюстрации, позволяющие получить наглядное представление о методах диагностики и лечения злокачественных новообразований, а также статистические показатели, характеризующие онкологическую заболеваемость и смертность в динамике. Материалом для иллюстраций послужили, в основном, собственные клинические наблюдения авторов. Ряд рисунков, посвященных хирургическим операциям, выполнен авторами на основе компьютерных технологий и графических программ. Иллюстрационный материал, представленный в атласе, способствует углублению знаний по онкологии, полученных на лекциях, практических занятиях, из учебников.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в Российской Федерации благодаря усилиям ведущих отечественных школ создана стройная система непрерывного, мультидисциплинарного, качественного и эффективного преподавания онкологии в системе высшего профессионального образования и последипломного образования, обеспечивающая релевантность подготовки специалистов.

Ш.Х. Ганцев, И.Р. Рахматуллина, О.Н. Липатов, А.М. Ханов, К.Ш. Ганцев, Ш.М. Хуснутдинов, В.В. Ручкин, Т.В. Ахметова, Р.Т. Аюпов, Н.Г. Валеева, М.А. Мустафин, Л.Н. Кудряшова

Башкирский государственный медицинский университет

Ганцев Шамиль Ханафиевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургии и онкологии с курсами ИПО Башкирского государственного медицинского университета