М.В. ЛАРСКИХ
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10
Марина Владимировна Ларских — кандидат психологических наук, ассистент кафедры психиатрии с наркологией, тел. +7-950-774-88-93, e-mail: [email protected]
Проанализированы результаты исследования особенностей структуры самоактуализации у студентов с высоким уровнем перфекционизма. Выявлены корреляции между составляющими самоактуализации и параметрами перфекционизма. Результаты исследования позволяют рассматривать самоактуализацию как один из критериев конструктивного перфекционизма студента.
Ключевые слова: самоактуализация, перфекционизм, конструктивный перфекционизм, деструктивный перфекционизм.
M.V. LARSKIKH
N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy, 10 Studencheskaya St., Voronezh, Russian Federation, 394036
Structual percularities of self-actualization in people with constructive and destructive perfectionism types
Larskikh M.V. — Candidate of Psychological Sciences, Assistant of the Department of Psychiatry and Narcology, tel.: +7-950-774-88-93, e-mail: [email protected]
The article represents the investigation results analysis of the structure of self-actualization in the students with high level of perfectionism. The correlation is found between self-actualization and various parameters of perfectionism. The results of this study allow to view self-actualization as one of the criteria of student’s constructive perfectionism.
Key words: self-actualization, perfectionism, constructive perfectionism, destructive perfectionism.
Термин «самоактуализированная личность» является краеугольным камнем современных акмеологических исследований. Многие теории личности рассматривают самоактуализацию как одну из важнейших движущих сил развития человека. А. Маслоу выделил ряд признаков, отличающих самоактуализированного человека от большинства людей. Так, самоактуализированным людям свойственны: а) ориентация на реальность; б) принятие себя, других людей, природного мира такими, какими они являются; в) спонтанность и большие творческие ресурсы; г) центрированность на проблеме, а не на себе; д) автономность и независимость; е) демократичность; ж) глубокие и эмоциональные, а не поверхностные отношения с людьми [1]. В дальнейших многочисленных исследованиях феномены самоактуализации, самореализации, самоосуществления изучались в различных ракурсах: в концепциях развития карьеры; взаимосвязи самоактуализации и когнитивных стилей личности; с точки зрения психологической культуры [2, 3, 4]. Но соотношение самоактуализации с другими характеристиками человека и особенности структуры самоактуализации в зависимости от тех или иных личностных качеств нуждаются в дальнейшей разработке.
Суть противоречия, лежащего в основе проблемы настоящего исследования, состоит в том, что в психологических исследованиях недостаточно раскрыты взаимосвязи самоактуализации личности и ряда личностных свойств. В частности, обращает на себя внимание недостаточность исследований специфики взаимосвязи высокого уровня перфекционизма и самоактуализации.
Следует заметить, что перфекционизм является новым феноменом, который интенсивно изучается только несколько последних десятилетий [5]. Существует достаточно много данных о связи перфекционизма с психологическим неблагополучием. По мнению как зарубежных, так и отечественных ученых, высокий уровень перфекционизма личности имеет прямые корреляционные связи с хроническим эмоциональным дискомфортом и целым рядом психологических и психиатрических проблем [6]. Особенно группой риска являются студенты вузов с высокими образовательными стандартами, где высокий перфекционизм студента формируется, культивируется и всячески поощряется [7]. В частности наши исследования показали, что большинство студентов медицинской академии имеют как высокий уровень перфекционизма, так и высокие показатели по шкалам депрессии и тревоги, а также сниженную стрессоустойчивость и повышенную суицидальную готовность [8-10]. Участившиеся в последнее время суицидальные попытки среди студентов обуславливают проблематику поиска факторов суицидального поведения. В этой связи многоплановое изучение перфекционизма, осмысление его психологической сущности является важной задачей психологической теории и практики. В отечественной науке проведены единичные исследования, посвященные взаимосвязи перфекционизма и самоактуализации. В частности в работе И.Г. Малкина-Пых было выявлено соотношение компонентов перфекционизма и параметров самоактуализации [11]. В данном исследовании перфекционизм рассматривается исключительно как патологический феномен. Но, есть мнение, что существуют и здоровые, нормальные формы перфекционизма [6, 12-15]. Наше предыдущее исследование выявило два типа перфекционизма студента — деструктивный и конструктивный [5]. На основании приведенных теоретических посылок было проведено эмпирическое исследование, объектомкоторого стали студенты медицинского вуза c высоким уровнем перфекционизма, в возрасте от 18 до 24 лет. В исследовании приняли участие студенты медицинской академии им. Бурденко с высоким уровнем перфекционизма в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 88 человек.
В качестве методов исследования использовались русскоязычный вариант Multidcnsionalperfectionismscale (MPS, многомерной шкалы перфекционизма в адаптацим И.И. Грачевой, самоактуализационный тест (САТ), шкала депрессии А. Бека (адаптация Т.И. Балашовой). Для количественной обработки результатов исследования применялись программы Microsoft Excel.
На первом этапе всех студентов с высоким уровнем перфекционизма мы разделили на две группы. В группу деструктивных перфекционистов (далее — ДП) вошли студенты с высоким уровнем перфекционизма и высоким уровнем депрессии. В группу конструктивных перфекционистов (далее КП) вошли студенты с высоким уровнем перфекционизма и низким уровнем депрессии. Так как данные опросника MPS-H измеряющий уровень перфекционизма студента и шкалы депрессии А. Бека приведены в шкалах порядка, выборки независимые, то достоверность значимости различий мы проверяли с помощью параметрического двухвыборочного критерия t-критерия Стьюдента. Распределение соответствующих опросниковых показателей приближается к нормальному по критерию Колмогорова-Смирнова, что позволяет использовать параметричекие критерии.
Таблица 1.
Сравнение средних показателей в группах с ДП и КП
ДПn=45 | КПn=43 | ||||||
перфекционизм | депрессия | перфекционизм | депрессия | ||||
μ | δ | μ | δ | μ | δ | μ | δ |
201 | 15,47 | 37 | 10,65 | 205 | 13,21 | 7 | 1,67 |
μ — среднее арифметическое оценок
δ — стандартное отклонение
Процедура математической обработки позволила утверждать, что различия между группами достоверны и участники исследуемых групп могут считаться принадлежащими к разным выборкам. Эмпирическое значение статистики Стьюдента для уровня перфекционизма (tэмп.=1,5) оказалось меньше критического (tкрит.0,05=1,993), что свидетельствует о незначительности различий в уровне перфекционизма в группах студентов с КП и ДП. Но были выявлены выраженные различия между средними значениями депрессии у КП и ДП (tэмп.=3,16 ≥ tкрит.0,05=1,993). Осуществлено сравнение средних показателей опросника САТ в группах студентов с ДП и КП с использованием t-критерия Стьюдента (распределение соответствующих опросниковых показателей приближается к нормальному по критерию Колмогорова-Смирнова).
Таблица 2.
Сравнение средних показателей структуры самоактуализации у студентов с деструктивным и конструктивным перфекционизмом по t-критерию Стьюдента
Шкалы САТ | ДП | КП | Коэф.t | |||
μ | δ | μ | δ | |||
Основные шкалы | TE (ориентация во времени) | 5,69 | 1,37 | 13,20 | 2,53 | 4,42 |
I (поддержка) | 37,31 | 6,52 | 59,64 | 6,38 | 4,33 | |
Блокценностей | SAV (ценностные ориентации) | 7,03 | 1,26 | 13,44 | 3,07 | 3,07 |
EX (гибкостьповедения) | 9,40 | 2,78 | 10,05 | 2,85 | 1,15 | |
Блок чувств | FR (сензитивность) | 4,10 | 2,26 | 6,78 | 1,04 | 2,86 |
S (спонтанность) | 4,51 | 1,06 | 8,92 | 2,14 | 5,31 | |
Блоксамовосприятия | SR (cамоуважение) | 5,01 | 2,65 | 10,41 | 2,36 | 3,41 |
SA (cамопринятие) | 7,85 | 5,21 | 15,24 | 3,51 | 5,06 | |
Блок концепциичеловека
| NС (представления о природе человека) | 4,08 | 1,06 | 7,31 | 1,56 | 3,01 |
SY (cинергия) | 2,09 | 1,50 | 4,32 | 2,06 | 5,64 | |
Блок межличностнойчувствительности | A (принятиеагрессии) | 6,41 | 2,13 | 9,45 | 2,94 | 3,36 |
С (контактность) | 7,93 | 1,42 | 15,62 | 3,04 | 5,01 | |
Блок отношения к познанию | COG (познавательныепотребности) | 5,04 | 3,26 | 7,23 | 1,15 | 2,87 |
CR (креативность) | 5,44 | 3,09 | 9,26 | 2,41 | 3,18 | |
Общий показательсамоактуализации | 43,00 | 7,89 | 72,80 | 8,91 | 4,27 |
μ — среднее арифметическое оценок
δ — стандартное отклонение
Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе КП превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 13 из 14 шкал (за исключением шкалы «Гибкость поведения»). Усредненные показатели у ДП ниже нормы по всем 14 шкалам. Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α<0,01.
Прояснить соотношение структуры перфекционизма и самоактуализации может корреляционный анализ, демонстрирующий наличие специфических различий в связях между показателями в группах ДП и КП. Данные корреляционного анализа представлены в табл. 3 и 4.
Таблица 3.
Коэффициент корреляции r-Спирмена показателей перфекционизма и показателей САТ в группе ДП
CАТ/ MPS-H | Перф.на себя | Перф. на других | Социал.предпис. перфек.
| Общийперф. | |
Основные шкалы | TE (ориентация во времени) | 0,02 | 0,12 | -0,73 | -0,54 |
I (поддержка) | -0,10 | 0,09 | -0,57 | -0,66 | |
Блокценностей | SAV (ценностные ориентации) | 0,07 | -0,13 | 0,05 | 0,16 |
EX (гибкость поведения) | 0,05 | -0,16 | 0,08 | 0,09 | |
Блок чувств | FR (сензитивность) | -0,11 | 0,13 | 0,14 | -0,18 |
S (спонтанность) | 0,19 | -0,02 | -0,06 | -0,05 | |
Блоксамовосприятия | SR (cамоуважение) | 0,41 | -0,18 | -0,64 | -0,19 |
SA (cамопринятие) | 0,67 | 0,08 | -0,59 | -0,05 | |
Блок концепциичеловека
| NС (представления о природе человека) | 0,12 | 0,57 | 0,17 | -0,13 |
SY (cинергия) | 0,05 | 0,13 | 0,18 | 0,14 | |
Блокмежличностной чувствительности | A (принятие агрессии) | 0,04 | -0,29 | -0,34 | 0,09 |
С (контактность) | 0,13 | -0,23 | -0,36 | -0,12 | |
Блок отношения к познанию | COG(познавательныепотребности) | -0,56 | 0,02 | -0,42 | -0,66 |
CR (креативность) | -0,34 | 0,12 | -0,34 | -0,42 | |
Общий показательсамоактуализации | -0,66 |
Таблица 4.
Коэффициент корреляции r-Спирмена показателей перфекционизма и показателей САТ в группе КП
CАТ/ MPS-H | Перф.на себя | Перф. на других | Социал.предпис. перфек. | Общийперф.
| |
Основные шкалы | TE (ориентация во времени) | 0,74 | 0,01 | 0,20 | 0,32 |
I (поддержка) | 0,63 | 0,13 | 0,26 | 0,21 | |
Блокценностей | SAV (ценностные ориентации) | 0,12 | 0,07 | -0,01 | 0,08 |
EX (гибкость поведения) | 0,08 | -0,06 | -0,13 | 0,11 | |
Блок чувств | FR (сензитивность) | -0,10 | 0,14 | -0,01 | 0,15 |
S (спонтанность) | -0,02 | 0,11 | 0,05 | 0,13 | |
Блоксамовосприятия | SR(cамоуважение) | 0,64 | 0,13 | 0,11 | 0,21 |
SA (cамопринятие) | 0,39 | 0,09 | 0,05 | 0,25 | |
Блок концепциичеловека
| NС (представления о природе человека) | 0,11 | 0,03 | 0,11 | 0,11 |
SY (cинергия) | -0,01 | 0,03 | 0,12 | -0,13 | |
Блокмежличностной чувствительности | A (принятие агрессии) | 0,12 | 0,03 | 0,15 | 0,03 |
С (контактность) | -0,02 | 0,32 | 0,02 | 0,10 | |
Блок отношения к познанию | COG (познавательныепотребности) | 0,62 | 0,17 | 0,04 | 0,22 |
CR (креативность) | 0,54 | 0,13 | 0,04 | 0,27 | |
Общийпоказатель самоактуализации | 0,54 |
Жирным выделены коэффициенты, превышающие критические значения дляα<0,01
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о выраженном различии в структуре самоактуализации у студентов с ДП и КП. Наибольшее количество отрицательных корреляционных связей были получены в группе студентов с ДП между показателями самоактуализации и параметрами перфекционизма. Так, у студентов с ДП имеет место слабая положительная корреляционная связь между общим уровнем перфекционизма и общим уровнем самоактуализации. Кроме того, отмечаются положительные устойчивые корреляционные связи между показателями самоактуализации и параметрами перфекционизма, ориентированного на себя.
Таким образом, результаты исследования позволили подтвердить предположение о структурных различиях в самоактуализации студентов с ДП и КП. Наблюдаются значимые различия в параметрах самоактуализации между группами в 11 из 12 шкал. В группе студентов с ДП имеется выраженная отрицательная корреляционная связь между общим уровнем перфекционизма и общим показателем самоактуализации. В группе студентов с КП имеется, напротив, выраженная положительная корреляционная связь — чем выше уровень перфекционизма, тем больше тенденция к самоактуализации. В группе студентов с ДП имеет место значимые высокие отрицательные корреляционные связи между шкалой «социально-предписанный перфекционизм» и основными шкалами САТ. В частности отрицательная корреляционная связь между шкалой «компетентность во времени» и шкалой «социально-предписанный перфекционизм» свидетельствует о том, что чем выше желание студента с ДП получать одобрение от значимых других, тем меньше он способен жить настоящим. В этом случае имеет место тенденция жизни в будущем (студент строит нереальные планы достижения совершенства, которые являются для него средством достижения любви и признательности других). У студентов с КП корреляционная связь между шкалой «социально-предписанный перфекционизм» и «компетентность во времени» является положительной и не выраженной. В тоже время имеет место устойчивая положительная корреляционная связь между шкалами «перфекционизм, ориентированный на себя» и «компетентность во времени». Это свидетельствует о том, что чем выше у студента с КП требования к себе, тем более он способен рассматривать время в единстве прошлого, настоящего и будущего. Его надежды связаны с поставленными в настоящий момент целями и вера в будущее опирается на реалистичные планы.
У студентов с ДП имеет место выраженная отрицательная корреляционная связь между шкалой «социально-предписанный перфекционизм» и шкалой «поддержка». Это свидетельствует о том, что студенты с ДП перфекционизмом привыкли опираться не на себя, а на значимых других, что обуславливает сверхзависимость их самооценки от мнения значимых людей, что является причиной ее хрупкости и неустойчивости. У студентов с КП связь между шкалой «социально-предписанный перфекционизм» и шкалой «поддержка» выражена слабо и является положительной, а так же имеется выраженная положительная зависимость со шкалой «перфекционизм, ориентированный на себя». Рост притязаний у студента с КП ведет к увеличению независимости и автономности, опоре на свои внутренние ресурсы и потенциальные возможности.
Были получены различия в характере зависимости между параметрами перфекционизма и дополнительными шкалами опросника САТ. Так в группе студентов с ДП были выявлены выраженные отрицательные корреляционные связи между шкалами «перфекционизм, направленный на себя», «социально-предписанный перфекционизм» и блоком самовосприятие (шкалы «самоуважение», «самопринятие»). Т.е. в группе с ДП рост притязаний и тенденция к социально одобряемому поведению ведет к потере самоуважения и снижению самопринятия. Очевидно, это связано с увлечением расстояния между «Я-реальное» и «Я-идеальное». У студентов с КП была выявлена положительная корреляционная связь между блоком «самовосприятие» и шкалой «перфекционизм, направленный на себя». Т.е. рост притязаний повышает самоуважение и самопринятие студента с КП. Вероятно, это связано с преобладанием внутренней мотивации достижения, не навязанной извне, в отличие от так называемого принужденного совершенства [6] студентов с ДП.
У студентов с ДП отмечается выраженная отрицательная корреляционная связь между шкалами «перфекционизм, направленный на других» и «представление о природе человека». Это говорит о низком понимании человеческой природы и за счет этого ожидании совершенства от окружающих людей.
Также у обеих групп были выявлены различия в корреляционных связях в блоке «отношение к познанию». Так у студентов с ДП обе шкалы («познавательные потребности», «креативность») имеют отрицательные значимые корреляционные связи со шкалами «перфекционизм, ориентированный на себя» и «социально-предписанный перфекционизм». Это говорит о невыраженности у студентов с ДП потребности познавать и создавать новое.
У студентов же с КП выраженная корреляционная положительная связь между шкалой «перфекционизм, ориентированный на себя» и шкалами блока «познавательные потребности» говорит о высоком уровне познавательной активности, творческой направленности и креативности.
Полученные результаты позволяют утверждать, что тип перфекционизма влияет на отношение к поддержке, на отношение к себе, а также от типа перфекционизма зависит отношение к познанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб : Евразия, 1999. — 478 с.
2. Иванов Ф.Е. Конформизм в восприятии бренда индивидуальности / Ф.Е. Иванов, Л.М. Россоха // Акмеология. — 2011. — № 2. — С. 14-19.
3. Клевцов А.А. Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и особенностей самореализации личности // А.А. Клевцов // Акмеология. — 2010. — № 1 — С . 51-56.
4. Соколова А.С. Идеи самоактуализации в современной концепции развития карьеры // Акмеология, 2007, № 3 — С. 13-40.
5. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
6. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … докт. психол. наук. — М., 2010.
7. Гаранян Н.Г. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации / Д.А. Андрусенко, И.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. — 2009. № 1. — С. 72-81.
8. Ларских М.В. Влияние типа перфекционизма на учебную деятельность студента медицинской академии / М.В. Ларских, С.В. Ларских, Е.А. Семенова. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов VIII Международной научной конференции (Липецк, 24 декабря 2011 г.). / Отв. ред. А.В. Горбенко. — Липецк: Гравис, 2012. — С. 225-232.
9. Ларских М.В. Феномен перфекционизма как фактор суицидального поведения // С.В. Ларских / Материалы международной конференции «Морфоклинические аспекты безопасности жизнедеятельности». Воронеж, ВГМА им. Н.Н. Бурденко, 23-24 ноября 2012 г. — С. 7-14.
10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / Учебное пособие. — СПб, 2005. — 445 с.
11. Малкина-Пых И.Г. Исследования взаимосвязи самоактуализации и перфекционизма в структуре личности / И.Г. Малкина-Пых // Мир психологии. — 2010. — № 1. — С. 208-218. — Библиогр.: с. 217-218.
12. Chang E. How adaptive and maladaptive perfectionism relate to positive and negative psychological functioning: Testing a stress-mediation model in black and white female college students / A.F. Watkins & K.H. Banks // Journal of Counseling Psychology. — 2004. — Vol. 51. — Р. 93-102.
13. Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology: A Journal of Human Behavior. — 1978. — Vol. 15. — P. 27-33.
14. Stoeber J. Positive conceptions of perfectionism: Approaches, evidence, challenges / K. Otto // Personality and Social Psychology Review. — 2006. — Vol. 10. — P. 295-319.
15. Terry-Short L. Positive and negative perfectionism / G. Owens, P. Slade, M. Dewey // Personality and Individual Diffrences. — 1985. — Vol. 32. — P. 863-865.
16. Ларских М.В. Формирование конструктивного перфекционизма студента. — Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2012. — 153 с.
REFERENCES
1. Maslou A. Motivatsiya i lichnost’ [Motivation and Personality]. Saint Petersburg: Evraziya, 1999. 478 p.
2. Ivanov F.E., Rossokha L.M. Conformism in the perception of the brand personality, Akmeologiya, 2011, no. 2. pp. 14-19 (in Russ.).
3. Klevtsov A.A. Study the relationship of cognitive styles and features of individual self-fulfillment. Akmeologiya, 2010, no. 1, pp. 51-56 (in Russ.).
4. Sokolova A.S. Ideas of self-actualization in the modern concept of career development. Akmeologiya, 2007, no. 3, pp. 13-40 (in Russ.).
5. Petrovskiy A.V., Yaroshevskiy M.G. Psikhologiya. Slovar’ [Psychology. Dictionary]. Moscow: Politizdat, 1990. 494 p.
6. Garanyan N.G. Perfektsionizm i vrazhdebnost’ kak lichnostnye faktory depressivnykh i trevozhnykh rasstroystv: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [Perfectionism and hostility as personality factors of depressive and anxiety disorders. Synopsis of the dis. Dr. med. sci.]. Moscow, 2010.
7. Garanyan N.G., Andrusenko D.A., Khlomov I.D. Perfectionism as a factor in student maladjustment. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2009, no. 1, pp. 72-81 (in Russ.).
8. Larskikh M.V., Larskikh S.V., Semenova E.A. Vliyanie tipa perfektsionizma na uchebnuyu deyatel’nost’ studenta meditsinskoy akademii. Aktual’nye voprosy sovremennoy psikhologii i pedagogiki: sbornik dokladov VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Lipetsk, 24 dekabrya 2011 g.) [Influence of the type of perfectionism on student learning activities Medical Academy Actual problems of modern psychology and pedagogy: Proceedings of the VIII International Scientific Conference (Lipetsk, December 24, 2011)]. Lipetsk: Gravis, 2012. Pp. 225-232.
9. Larskikh M.V. Phenomenon of perfectionism as a factor for suicidal behavior. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii “Morfoklinicheskie aspekty bezopasnosti zhiznedeyatel’nosti”. Voronezh, VGMA im. N.N. Burdenko, 23-24 November, 2012. Pp. 7-14.
10. Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie [Psychology of deviant behavior: tutorial]. Saint Petersburg, 2005. 445 p.
11. Malkina-Pykh I.G. Studies on the relationship of self-actualization and makeovers in the personality structure. Mir psikhologii, 2010, no. 1, pp. 208-218. Pp. 217-218 (in Russ.).
12. Chang E. How adaptive and maladaptive perfectionism relate to positive and negative psychological functioning: Testing a stress-mediation model in black and white female college students. Journal of Counseling Psychology, 2004, vol. 51, pp. 93-102.
13. Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology: A Journal of Human Behavior, 1978, vol. 15, pp. 27-33.
14. Stoeber J. Positive conceptions of perfectionism: Approaches, evidence, challenges. Personality and Social Psychology Review, 2006, vol. 10, pp. 295-319.
15. Terry-Short L., Owens G. et al. Positive and negative perfectionism. Personality and Individual
16. Larskikh M.V. Formirovanie konstruktivnogo perfektsionizma studenta [Formation of constructive makeovers of student]. Voronezh: Voronezhskiy gospeduniversitet, 2012. 153 p.