Отдельные особенности совершенствования деятельности детских амбулаторно-поликлинических объединений


О.В. ГРИДНЕВ1, А.А. ЗАГОРУЙЧЕНКО2, Н.Л. РЫБКИНА3

1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 113105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 19а

2Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН, 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12/1

3Казанская государственная медицинская академия, 420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 11 

Гриднев Олег Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации и управления в сфере обращения лекарственных средств, тел. (499) 248-05-53, е-mail: zagoranna@mail.ru1


Загоруйченко Анна Анатольевна — младший научный сотрудник, тел. (495) 917-48-86, е-mail: zagoranna@mail.ru2

Рыбкина Надежда Леонидовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии и неонатологии, тел. (843) 237-35-09, e-mail: omo21_rkb@mail.ru3

В публикации показаны отдельные особенности совершенствования детских амбулаторных объединений в столичном регионе на примере Северо-Восточного административного округа города Москвы. На основании проведенного анализа рассмотрена реальная структура посещаемости детским населением различных специалистов, приведены результаты работы врачей с учетом сопоставления плановых и фактических показателей пропорционально установленной стоимости одного посещения.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, детские амбулаторно-поликлинические центры (объединения), трехуровневая система.


 

O.V. GRIDNEV1, A.A. ZAGORUYCHENKO2, N.L. RУBKINA3

1First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, 19а Varshavskoye Shosse, Moscow, Russian Federation, 113105

2National Scientific-Research Institute for Public Health of the Russian Academy of Medical Sciences, 12/1 Vorontsovo Pole St., Moscow, Russian Federation, 105064

3Republic Clinical Hospital, 138 Orenburgskiy Trakt, Kazan, Russian Federation, 420064 

Individual features of improving activities of children’s outpatient associations 

Gridnev O.V. — Cand. Med. Sc., Associate Professor of the Department organization and management in the field of medicines circulation, tel. (499) 248-05-53, е-mail: zagoranna@mail.ru1

Zagoruychenko A.A. — Junior Researcher, tel. (495) 917-48-86, е-mail: zagoranna@mail.ru2

Rуbkina N.L. — Cand. Med. Sc., Associate Professor of the Department of Pediatrics and Neonatology, tel. (843) 237-35-09, e-mail: omo21_rkb@mail.ru3

The publication presents the individual characteristics of improving the children’s outpatient associations in the Moscow region on the example of North-Eastern Administrative District of Moscow. The actual structure of patients’ visits to various doctors is analyzed; the results of the doctors’ work are given, based on comparing the planned and actual performance proportionally to the set cost of a single visit.

Key words: primary health care, children’s outpatient centers (associations), three-level system.

 

Введение

Основу медицинской помощи составляет первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), оказываемая в амбулаторных условиях среди различных групп населения, в том числе детям [1, 2]. В отечественном здравоохранении для снижения уровня госпитализации и средней длительности пребывания в больничных учреждениях детского населения необходим постепенный переход от дорогостоящего стационарного лечения к оказанию максимального объема медицинской помощи на амбулаторном этапе [2-4]. В условиях внедрения инновационных изменений в деятельность амбулаторно-поликлинической службы на первый план выходят проблемные аспекты, связанные с изучением деятельности АПУ, их организационно-экономическими возможностями и принятием управленческих решений, способствующих улучшению качества медицинского обслуживания [2, 3, 5].

Материалы и методы

В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы № 494 от 29 мая 2012 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в г. Москве» сформирована новая трехуровневая система первичной медико-санитарной помощи детям, в результате перехода на которую на основе наделения одной из детских городских поликлиник головным учреждением образованы детские амбулаторно-поликлинические объединения [2, 3]. В данной публикации представлены отдельные особенности совершенствования организации деятельности детских амбулаторных центров в СВАО г. Москвы с учетом структуры посещаемости и финансирования данных АПУ.

К основным задачам детских амбулаторных центров относятся:

— обеспечение детского населения высококвалифицированной и доступной первичной специализированной помощью;

— эффективное использование дорогостоящего медицинского оборудования, расходных материалов и медикаментов;

— организация и проведение мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности детей;

— осуществление организационно-методическо           й деятельности по профилям оказываемой медицинской помощи детям в функционально закрепленных городских поликлиниках [2].

За каждой детской городской поликлиникой, имеющей в структуре детский амбулаторный центр, функционально закрепляются несколько филиалов. В Северо-Восточном административном округе расположены 4 детских амбулаторных объединения, за каждым из которых закреплены в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов):

— амбулаторный центр на базе ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 11 ДЗМ» имеет 2 филиала (бывшие ДГП № 96, № 126);

— амбулаторный центр на базе ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 99 ДЗМ» имеет 3 филиала (бывшие ДГП № 9, № 55, № 71);

— амбулаторный центр на базе ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 110 ДЗМ» имеет 3 филиала (бывшие ДГП № 44, № 75, № 24);

— амбулаторный центр на базе ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 125 ДЗМ» имеет 3 филиала (бывшие ДГП № 8, № 26, № 102).

При этом основаниями для направления пациента из филиала в детский амбулаторный центр являются:

— необходимость уточнить диагноз или стадию заболевания, определяющие особенности лечебной тактики;

— необходимость и возможность осуществить в ходе дообследования специальные инвазивные и неинвазивные лечебные и диагностические мероприятия;

— наличие диагноза у пациента, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, которую можно осуществить амбулаторно или в условиях дневного стационара;

— отсутствие эффекта от проводимого лечения, необходимость коррекции проводимой терапии или индивидуального подбора лекарственных препаратов;

— отсутствие в филиале соответствующего специалиста или вида обследования, которые необходимы больному ребенку [2].

Структура и штатная численность детских амбулаторных центров в Северо-Восточном административном округе сформированы с учетом специальностей по всем профилям специализированной помощи. В процессе организации детских амбулаторных объединений в окружном здравоохранении, а также взаимодействия с филиалами перемещение имеющихся кадровых ресурсов из одних детских городских поликлиник в другие дает равную возможность получения ПМСП жителям одного района, прикрепленным к разным поликлиникам.

Результаты

В условиях перехода на трехуровневую систему первичной медико-санитарной помощи в СВАО г. Москвы финансирование детских амбулаторных центров обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности и государственных источников в виде средств ОМС и бюджетного субсидирования г. Москвы. По сравнению с общей структурой финансирования АПУ второго уровня

На основании проведенного анализа структуры доходов установлено, что основным источником финансового обеспечения детских АПУ второго уровня в 2013 г. является финансирование из государственных внебюджетных фондов ОМС (70,4%), при этом 29,3% профинансировано на основе бюджетного финансирования. В 2013 г. в структуре расходования средств независимо от вида финансирования основными статьями стали заработная плата и начисления на оплату. При этом по сравнению с 2012 г. наблюдается снижение объемов финансирования за счет средств бюджетной субсидии на 48,3%, при этом на 43,4% увеличилась доля доходов, поступающих в виде средств от Федерального фонда ОМС и Территориального фонда ОМС г. Москвы, возросли доходы от платных медицинских услуг.

На следующем этапе исследования пропорционально установленной стоимости посещения проанализирована структура посещений детских амбулаторных объединений СВАО г. Москвы за 2012-2013 гг. на основе сопоставления планово-фактических объемных показателей, что позволит за счет изменения реальной структуры посещений увеличить финансирование амбулаторных объединений.

На основе имеющейся информации выявлено, что в 2013 г. фактическое значение количества посещений в абсолютном и относительном выражении больше планового значения. Для проведения сравнительного анализа работы подразделений приведены результаты работы врачей различных специальностей в сопоставлении с плановыми показателями детских амбулаторных объединений в 2012 г., при этом наглядно показано, как меняется интенсивность посещений пациентов к различным специалистам и стоимость одного посещения (табл. 1, 2).

Таблица 1.

Число посещений, их стоимость в разрезе каждого детского амбулаторного центра, входящего в сеть ЛПУ СВАО гМосквы, за 2012 г.
Наименование учрежденияПрофиль специалистаСтоимость одного посещенияЧисло посещений планЧисло посещений факт
ГБУЗ «ДГП № 11 ДЗМ»Врач-кардиолог354,3259436269
Врач-гастроэнтеролог176,3815 28116 118
Врач-нефролог1498,11686724
Врач аллерголог-иммунолог132,5318 91419 950
Врач-физиотерапевт312,1772077602
Врач травматолог-ортопед399,3218 97320 012
Врач-педиатр204,91242 663255 958
Врач детский хирург259,4111 90912 562
Врач детский эндокринолог124,4265726932
Врач-офтальмолог268,8927 30628 802
Врач-отоларинголог102,6933 29235 116
Врач-невролог291,2226 02427 450
ГБУЗ «ДГП № 99 ДЗМ»— акушерство и гинекология394,2121 45321 511
— аллергология и иммунология384,6323 58223 761
— гастроэнтерология379,3418 25618 954
— гематология368,4838003809
— кардиология389,6743 95343 037
— неврология421,1176 85678 370
— нефрология389,2315 68916 312
-оториноларингология429,3890 42591 475
— офтальмология431,190 23592 700
— педиатрия373,631 054 5951 143 576
— стоматология494,4899 658106 180
— травматология и ортопедия456,1763 15663 946
— урология399,4914 15914 397
— физиотерапия379,6142 35643 459
— хирургия445,8772 11172 405
— эндокринология459,6339 99440 415
— восстановительная медицина и реабилитация387,1830 24732 236
ИТОГО1 800 5251 906 543
ГБУЗ «ДГП № 110 ДЗМ»Аллерголог-иммунолог116,2215 33414 652
Акушер-гинеколог230,6212 17212 302
Гастроэнтеролог136,1432 54532 821
Кардиолог детский127,7331 80333 459
Невролог130,2281 12879 649
Нефролог345,0215521569
Онколог детский126,3478618000
Оториноларинголог103,51124 456122 453
Офтальмолог173,978 30675 923
Педиатр85,96240 527239 892
Педиатр участковый83,01740 938744 992
ЛФК170,281520915 882
Психиатр детский26252646
Сурдолог-оториноларинголог201,333991649
Травматолог-ортопед101,2913 8724141 188
Уролог-ондролог детский109,5411 7009576
Физиотерапевт84,4841 22344 641
Фтизиатр15691586
Хирург детский114,7776 49276 022
Эндокринолог детский116,723043733 664
ИТОГО: 1 688 000,001 692 566
ГБУЗ «ДГП № 125 ДЗМ»— акушерство и гинекология120,5711 03011 845
— аллергология и иммунология108,5917 58318 883
— гастроэнтерология118,5831 70334 046
— детская кардиология131,0660 74665 236
— неврология130,6891 26898 015
— нефрология118,530 95533 243
— отоларингология113,794 477101 461
— офтальмология138,8893 739100 668
— педиатрия136,82766 252822 894
— в том числе педиатрия (участ.)82,39622 426668 448
— лечебная физкультура165,6416 45817 675
— рефлексотерапия98,6862336694
— сурдология271,2523052475
— травматология и ортопедия109,0684 26490 493
— детская урология и андрология109,2110 77611 573
— физиотерапия93,3736 17138 845
— детская хирургия120,6986 49892 892
— детская эндокринология130,4589929657
Итого2 071 8761 556 595

 

Таблица 2.

Число посещений, их стоимость в разрезе каждого детского амбулаторного центра, входящего в сеть ЛПУ СВАО г. Москвы, за 2013 г.
Наименование учрежденияПрофиль специалистаСтоимость одного посещенияЧисло посещений планЧисло посещений факт
ГБУЗ «ДГП № 11 ДЗМ»Врач-кардиолог143,0017 92517 922
Врач-гастроэнтеролог144,7020 21319 776
Врач-нефролог112,9838405746
Врач аллерголог-иммунолог13,2122 64223 120
Врач-физиотерапевт54,9023 64323 733
Врач травматолог-ортопед104,0671 984100 989
Врач-педиатр148,29708 426841 008
Врач детский хирург141,6843 81539 919
Врач детский эндокринолог135,2022 91320 727
Врач-офтальмолог156,7520 54961 278
Врач-отоларинголог139,3274 82576 431
Врач-невролог138,8354 50463 846
ГБУЗ «ДГП № 99 ДЗМ»— акушерство и гинекология263,3734 64136 367
—  аллергология и иммунология245,8545 68647 962
—  гастроэнтерология451,8233 30834 968
— гематология259,6749665213
— кардиология470,6376 18079 976
— неврология249,58157 376165 217
— нефрология13850 66553 189
— оториноларингология254,22103 539108 698
— офтальмология504,9103 087108 223
— педиатрия387,51 098 4841 153 216
— стоматология477,7144 068151 246
— травматология и ортопедия114,42101 671106 737
— урология297,9529 24430 701
— физиотерапия976,6260 72663 752
— хирургия227,01140 851147 869
— эндокринология211,1328 54229 964
— восстановительная медицина и реабилитация913,7428 87230 311
ИТОГО339,122 241 9062 353 609
ГБУЗ «ДГП № 110 ДЗМ»Аллерголог-иммунолог125,6715 37316 142
Акушер-гинеколог114,8114 72515 461
Гастроэнтеролог65,1536 84438 686
Кардиолог детский131,9638 83840 810
Невролог169,3586 56790 962
Нефролог223,263106625
Онколог детский105,2287419178
Оториноларинголог93,9512 4851131 158
Офтальмолог2280,379 47083 507
Педиатр1389,9173 68895 202
Педиатр участковый129,97805 6211 020 786
ЛФК348,5216 82517 666
Психиатр детский
Сурдолог-оториноларинголог540,4626502782
Травматолог-ортопед135,3142 928150 097
Уролог-ондролог детский161,1810 23310 745
Физиотерапевт569,6140 34342 360
Фтизиатр
Хирург детский110,1389 28293 801
Эндокринолог детский107,1535 38237 168
ИТОГО:297,11 1 628 671,001 903 136
ГБУЗ «ДГП № 125 ДЗМ»— акушерство и гинекология161,111 84535 890
— аллергология и иммунология111,6318 88337 103
— гастроэнтерология121,934 04642 263
— детская кардиология134,7365 23663 718
— неврология134,3498 055110 407
— нефрология121,8233 24323 002
— отоларингология116,88101 503115 812
— офтальмология142,77100 694107 184
— педиатрия1 017 0831 254 404
— в том числе педиатрия (участковые)111,04842 9041 014 958
— лечебная физкультура173,5217 67537 845
— рефлексотерапия18066946064
— сурдология215,1424753013
— травматология и ортопедия112,1190 493100 128
— детская урология и андрология112,2711 57330 993
— физиотерапия95,9838 84580 582
— детская хирургия126,4392 919112 528
— детская эндокринология134,1965722 708

 

В структуре посещений детских АЦ преобладают посещения к педиатру (их доля составляет от 39,2 до 65%), что говорит о востребованности первичной медико-санитарной помощи; на втором месте следуют по обращаемости к травматологу-ортопеду (от 3,1 до 7,9%), далее следуют посещения детского населения к неврологу — от 3,5 до 7,0%, к врачу-отоларингологу — от 3,6 до 6,9%, к офтальмологу — от 3,4 до 5,9%. В 2013 г. по сравнению с 2012-м при анализе всех фактических и плановых показателей посещаемости населения снизились значения посещений к специалистам узкого профиля, что говорит о повышении значимости роли педиатра при переходе на трехуровневую систему оказания амбулаторно-поликлинической помощи в управлении потоками пациентов в детских амбулаторных объединениях.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что в зависимости от имеющейся потребности детского населения в первичной медико-санитарной помощи и кадровой структуры учреждения проведенный анализ позволяет выявить резервы повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и для выполнения установленных регламентами функций определить оптимальную структуру посещаемости специалистов в детских амбулаторных объединениях.

 

 

 ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья гра-ждан в Российской Федерации».

2. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 494 от 29 мая 2012 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в г. Москве».

3. Постановление Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 114-ПП «О про-грамме модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы».

4. Шейман И.М., Шишкин С.В. Основные направления модернизации сферы здравоохранения Москвы на среднесрочный период // Москва, 2011. — С. 7-8.

5. Гриднев О.В., Загоруйченко А.А. К вопросу о реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи населению в Москве // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2013. — № 4. — С. 36-38.

 

 

REFERENCES

1. Federal’nyy zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ “Ob osnovakh okhrany zdorov’ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii” [Federal Law of 21.11.2011 № 323-FZ «On the basis of health protection in the Russian Federation»].

2. Prikaz Departamenta zdravookhraneniya g. Moskvy № 494 ot 29 maya 2012 g. “O merakh po dal’neyshemu sovershenstvovaniyu organizatsii okazaniya ambulatorno-poliklinicheskoy pomoshchi detskomu naseleniyu v g. Moskve” [Order of the Department of Health of Moscow № 494 of May 29, 2012 «On measures to further improve the organization providing outpatient care for children’s population in Moscow»].

3. Postanovlenie Pravitel’stva Moskvy ot 7 aprelya 2011 g. № 114-PP “O programme modernizatsii zdravookhraneniya goroda Moskvy na 2011-2012 gody” [Moscow Government Decree on April 7, 2011 № 114-PP «On the program of modernization of Moscow Health for 2011-2012»].

4. Sheyman I.M., Shishkin S.V. Osnovnye napravleniya modernizatsii sfery zdravookhraneniya Moskvy na srednesrochnyy period [Main directions of modernization of the health sector in the medium term Moscow]. Moscow, 2011. Pp. 7-8.

5. Gridnev O.V., Zagoruychenko A.A. On the reorganization of outpatient care to the population in Moscow. Problemy sotsial’noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny, 2013, no. 4. Pp. 36-38 (in Russ.).