07.12.2024

auhadeev2Кафедра реабилитологии и спортивной медицины ГОУ ДПО Росздрава Казанской государственной медицинской академии является признанным в стране научно-методическим и учебным центром развития клинической физиотерапии, лечебной физкультуры, восстановительной и спортивной медицины. В рамках указанных специальностей глубоко изучаются не только медицинские аспекты лечения того или иного заболевания, основные принципы восстановительной медицины, но и различные сферы жизнедеятельности людей — охрана здоровья, социальная служба, спорт, реабилитация, образование. Специалисты кафедры обладают широкими знаниями как в различных областях медицины, так и в ряде многочисленных социологических, психологических дисциплин. Сотрудниками  кафедры создана система научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высшего класса Республики Татарстан, что приобретает особую актуальность в свете подготовки к Всемирной студенческой универсиаде 2013 года в Казани.

О сегодняшней жизни кафедры, стоящих перед ней задачах и новых  направлениях развития мы поговорим с заведующим кафедрой, д.м.н., профессором Аухадеевым Эриком Ильясовичем.

Эрик Ильясович, расскажите, пожалуйста, какие задачи сегодня ставит перед собой кафедра реабилитологии и спортивной медицины КГМА?

—  Кафедра сейчас занимается подготовкой специалистов в разных направлениях: физиотерапия, лечебная физкультура и спортивная медицина,  медицинская реабилитация. Скоро начнется подготовка специалистов по здоровому образу жизни и по медико-социальной экспертизе. Профессиональная переподготовка по каждой из специальности занимает 576 часов (4 месяца). Обучающие программы включают в себя широкий спектр дисциплин, достаточно серьезно и глубоко изучающих вопрос как с точки зрения теории, так и их прикладного значения. Таким образом, увеличивается нагрузка на кафедру, где сегодня работают 4 доктора наук, 8 кандидатов наук. Для сравнения, в 80-е годы кафедра насчитывала лишь 3 кандидатов наук, а обучение было представлено краткосрочными курсами.

Сложность подготовки специалистов на кафедре реабилитологии и спортивной медицины КГМА заключается в том, что специальности, которые здесь получают, являются мультидисциплинарными, от выпускников требуется знание многих клинических дисциплин. Это связано с особенностью деятельности будущих специалистов. Выпускники получают знания не только в области реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, но и в области кардиологии, пульмонологии, неврологии, ортопедии взрослых и детей и во многих других направлениях медицины. К примеру, методы физиотерапии применяются при всех заболеваниях: опорно-двигательных, сердечно-сосудистых, неврологических, гинекологических, урологических, при расстройствах нервной системы, болезнях внутренних органов. И особенности лечения того или иного заболевания должен знать специалист-физиотерапевт. Широк спектр  используемых средств реабилитации и восстановительной медицины, и средства эти не только медицинские, но и психологические, социологические, связанные с организацией жизни человека, с влиянием на окружающую среду, на социальную среду, на семью, если речь идет о реабилитации и т.д. Знание всех этих аспектов и представляет основную сложность при получении той или иной специальности на нашей кафедре. Поэтому сейчас кафедра активно работает в направлении формирования единой методологии обучения, чтобы наш специалист был способен решать сложнейшие задачи, встающие перед ним в процессе составления той или иной программы лечения, профилактики заболеваний, реабилитации, восстановления функций организма, в целях повышения уровня жизни человека. Среди методологических ориентиров можно выделить предложенную в 2001 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, затрагивающую все проявления здоровья и нездоровья человека и факторы контекста, обуславливающие различные нарушения в здоровье. Согласно данной классификации человек рассматривается не только с позиции болезни, а с позиции здоровья — как определенного фундамента, с которым человек рождается, его изначального интеллектуального, физического, нравственного, морального потенциала, который на протяжении всей жизни человека должен раскрыться. Следовательно, любая болезнь рассматривается лишь как часть основной фундаментальной ценности — здоровья. Опираясь на фундамент здоровья мы можем вытеснить болезнь. Это что касается  пространственного отношения к болезням, а во временном отношении для нас нездоровье является эпизодом. Такой подход является неким новшеством. Мы обращаем свои силы не на то, чтобы ликвидировать болезнь, а стараемся вытеснить ее, действуя со стороны потенциала здоровья.

—  А в чем заключается особенность реабилитации спортсменов? От чего на ваш взгляд зависит успех в спортивных достижениях?

—  В свете предстоящей Универсиады-2013 года проблема подготовки спортсменов приобрела как никогда актуальное значение. Не секрет, что наше общество сейчас раздосадовано уровнем подготовки российских спортсменов, выступающих на крупных международных соревнованиях. Возникла тенденция списывать все чаще возникающие спортивные промахи на недостаточное медицинское обеспечение в подготовке спортсменов. Конечно, медицина, на мой взгляд, должна была на это каким-то образом отреагировать. Но я считаю эту точку зрения не оправданной. Российская спортивная медицина всегда была на передовых позициях в мире, ее достижениями пользовался весь мир, в частности Китай, который, как известно, стал абсолютным победителем летних олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Я убежден, что наши проблемы заключаются не столько в спортивной медицине, сколько в спортивной педагогике. Считаю необходимым в этом плане поддержать спортивных врачей, принявших на себя основной удар возмущений и считающих, что они могли бы много чего сделать для поднятия уровня подготовки российских спортсменов. Я думаю, приоритетом в подготовке спортсменов высокого класса все-таки должна стать спортивная педагогика, основанная на глубоких знаниях спортивной биологии, спортивной медицины, а также физиологии, психологии. Спортивная педагогика — это сфера деятельности, в которой проявляются максимальные способности человеческого организма. А то, что спортсмены ссылаются на главенствующую роль спортивной медицины, это на мой взгляд большая ошибка. Сейчас спортивная педагогика перестала быть тем, чем она была раньше. Раньше спорт был романтическим. Молодому поколению прививалась любовь к спорту, молодежь благоговейно относилась к тренеру, который умел вызвать интерес к виду спорта; тренера были заинтересованы в своих воспитанниках и подчас передавали им не только свои знания, опыт, но и отдавали свою душу, заряжали энергией, верой в себя и в высокое предназначение «нации-победителя». Сейчас спорт стал коммерческим, утилитарным, он перестал быть романтическим. Спортсмены игнорируют физиологические, психологические основы своей спортивной деятельности, подчиняют их активности спортивных менеджеров. Надо стремиться с помощью методов педагогики, правильного построения тренировочных процессов готовить спортсменов. В мое время очень бережно относились к спортивным способностям молодых ребят, их пестовали; спортсменов долго и планомерно выращивали, и впоследствии они добивались высоких результатов. Сейчас результаты тоже растут, но почему-то принято считать, что это происходит благодаря допингам, каким-то медицинским средствам. Поэтому если говорить о спортивной реабилитации, то на первом плане должны быть педагогические реабилитационные методы, основанные на своевременной оценке со стороны тренера при помощи различных тестов общей и специальной работоспособности и функционального состояния систем организма спортсмена. Здесь не обязательно идут в ход сложные врачебные методы. На основе полученных результатов тестирования тренер может правильно организовать тренировочный и реабилитационный процессы для того или иного спортсмена, а врачи лишь могут подключиться на каком-то этапе, применив медицинские средства и методы воздействия.

Сам я в прошлом спортсмен, рекордсмен Советского Союза, мастер спорта, возглавлял кафедру теории и методики физического воспитания, был ректором института физкультуры, поэтому всех спортсменов и тренеров хотел бы авторитетно призвать к тому, чтобы они больше ориентировались на собственные реабилитологические, тренировочные методы. В этой связи существуют глубокие теоретические методические предпосылки. На нашей кафедре разрабатывается концепция «О построении движений», предложенная академиком Н.А.Бернштейном. Эта концепция позволяет надеяться на то, что в обход допингов и фармакологических средств, только лишь благодаря методам спортивной педагогики спортсмены смогут достигать выдающихся результатов в спорте, может быть даже таких, о которых сейчас только мечтают. Я лично в это верю и к этому призываю. Призываю тренеров и спортсменов больше рассчитывать на собственную интуицию, квалификацию, нежели на чудодейственное медицинское вмешательство.

Екатерина Кузьмина