Связи педагогики, психологии и медицины настолько тесные, что в работе педагогов-психологов медицинские знания просто необходимы. Особенно когда речь идет о детях, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики.
В последние годы количество детей с нарушениями физического, психического и поведенческого развития непрерывно растет. И здесь особое, существенное место занимает так называемая «болезнь цивилизации XX века» — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Доктор педагогических наук, профессор Фаина Лазаревна Ратнер – автор статей, в которых с педагогической точки зрения дана подробная характеристика таких детей и показаны приёмы педагогической поддержки и коррекции. Именно к ней мы и обратились за ответами на вопросы, которые могут стать хорошей помощью медицинским специалистам. Ведь, как говорят, «лечить нужно не болезнь, а душу».
— Фаина Лазаревна, скажите, пожалуйста, насколько синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) распространен в России?
— В России он стал диагностироваться не более десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей. Долгие годы этот синдром считался вариантом нормального развития ребенка. Более того, среди таких детей часто встречаются одаренные малыши, чьи нестандартные особенности поведения относят к талантливости и «необычности», мирясь с их проявлениями. Результат этого приводит лишь к тому, что еще дальше уводит от решения сложной, многоаспектной и междисциплинарной проблемы, наносящей вред здоровью ребенка и окружающим его взрослым.
На сегодняшний день количество детей с СДВГ в России достигает 30%, среди которых мальчиков в три раза больше, чем девочек. Столь явная актуальность проблемы определяет то, что сейчас проводятся многочисленные исследования поиска новых перспективных методов диагностики и лечения СДВГ. Это обусловлено также и тем, что своевременное выявление и грамотное лечение детей в дошкольном периоде значительно снижает, а часто и купирует сложности в будущем.
— Какой возраст ребенка считается наиболее актуальным в выявлении заболевания? Расскажите, пожалуйста, о факторах риска.
— Ученые всего мира отмечают, что родителям стоит пристально наблюдать за ребенком в возрастном периоде от 5 до 10 лет (именно тогда отмечается наибольшее число детей с данной патологией). Это нужно делать как самостоятельно, так и с помощью воспитателя, психолога, педагога и врача. Проблема себя проявляет отсутствием концентрации внимания (на что делала особый акцент итальянский врач и педагог Мария Монтессори). Начало обучения в школе совпадает также и с возрастным кризисом, часто характеризующимся школьной дезадаптацией, одной из основных причин которой и является СДВГ.
Факторами риска выступают также и педагогические воздействия, связанные с чрезмерной интенсификацией и формализованностью учебно-воспитательного процесса, с неучетом возрастных и физиологических возможностей детей, со стремлением педагогов «подвести всех под одну линейку». Как отмечают ученые, при отсутствии адекватной помощи по мере взросления повышается компонент диссоциальности, а это приводит к тому, что 25% (!) взрослых имеют диссоциальные расстройства личности.
— Какие методы решения данной проблемы наиболее эффективны?
— Речь идет о комплексных нарушениях, затрагивающих целостное развитие личности, при которых необходима помощь многих специалистов. Только при междисциплинарном подходе можно рассчитывать на успех (часто далеко не скорый) в формировании адекватного интеллектуального, физического и эмоционального поведения детей с СДВГ. Планирование индивидуальных и групповых коррекционных программ должно производиться очень тщательно, при участии междисциплинарной команды, в состав которой обязательно должны входить родители. Необходимостью здесь является выход из того порочного круга, который создан поведенческими реакциями гиперактивных детей и их окружения.
В свое время И. Гете писал, что учатся только у того, кого любят. Вот именно с этой позиции и нужно подходить к детям с данной патологией. Для этого есть целый ряд своих возможностей: выявление факторов, обусловливающих гиперактивность, и причин нарушения диалога между ребенком и его окружением; создание условий успеха и положительной Я-концепции; формирование положительного отношения к собственному телу. Сюда можно отнести и усвоение новых форм социального поведения в группе, и преодоление конфликтных ситуаций и негативного социального опыта, и стимулирование усидчивости и работоспособности. Немаловажно также проводить обучение родителей с помощью различных тренингов и консультаций (как групповых, так и индивидуальных).
Как правило, родители начинают замечать у своего ребенка странности в 5-6 лет, однако чем раньше будет выявлена проблема, тем быстрее и эффективнее произойдет коррекция.
Существует ряд воспитательных стратегий, позволяющих «привести в норму» детей с СДВГ. К ним мы относим четкую организацию жизни (режим, чередование игры, отдыха и занятий); определение ясных границ допустимого поведения; избегание чрезмерной стимуляции перенапряжения ребенка; поддержание порядка окружающей среды; поощрение успехов (даже самых незначительных); недопущение соревновательности и др.
— Гиперактивность и сверхподвижность – причина или следствие?
— Многие родители и воспитатели считают, что сверхподвижность ребенка – это и есть основная проблема. Спору нет, гиперактивный ребенок может вывести из терпения даже самых спокойных и уравновешенных родителей и воспитателей, нарушает порядок в классе или детсадовской группе, своей нервной энергией раздражает не только взрослых, но и сверстников. Но дело в том, что гиперактивность – далеко не ключевая проблема. По мере созревания структур головного мозга, примерно к 13-15 годам, гиперактивность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут оставаться только суетливые движения и/или неспособность зафиксироваться в одном положении на долгое время.
Основными же симптомами СДВГ являются именно нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение. Хотя причина или причины СДВГ до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что ведущим компонентом этого нарушения является неспособность мозга ребёнка к адекватной саморегуляции.
Ратнер Фаина Лазаревна – доктор педагогических наук, профессор Центра подготовки научно-педагогических кадров ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, обладатель медали им. К.Д.Ушинского и международной медали (Германия) за помощь детям с ограниченными возможностями.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) – устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения. СДВГ — это нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте (Словарь основных терминов по психологии развития и возрастной психологи)