17.09.2024

image002Удивительный и  заботливый, добрый и умный… Пожалуй, таким предстает  перед глазами  ребенка тот, кто заботится о его здоровье с самого рождения.   Педиатр — не просто врач. Это тот, кто занимается одновременно многими проблемами,  тот, для которого нет  награды выше, чем  здоровье его маленьких пациентов. Сегодня, в свете модернизации   здравоохранения нашей  страны   в арсенале  педиатров  появилось достаточное количество новых методов диагностики  для решения тех проблем, которые раньше, казалось, вовсе не управляемы. Заведующий кафедрой педиатрии с курсами  поликлинической педиатрии и ПДО КГМУ, заслуженный врач РФ,  профессор Владимир Петрович Булатов рассказал о том, какие вопросы волнуют сегодня педиатров.

— Владимир Петрович, расскажите, какие наиболее актуальные проблемы стоят сегодня в педиатрии?

— Важно понять одно, проблемы  всегда есть и будут. Все  аспекты педиатрии одинаково важны и выделять какую-то одну ее сторону не имеет смысла. Сегодня с уверенностью можно говорить лишь о том, что мы стали, скажем так, дальше видеть. В последние годы  Детская   республиканская  клиническая  больница  (ДРКБ МЗ РТ), на базе которой находится наша кафедра, пополнилась самым современнейшим  оборудованием, отвечающим всем мировым стандартам и требованиям. Оно позволяет  увидеть то, чего мы раньше  не знали и не ведали. И что важно здесь — благодаря современной аппаратуре у нас возникают новые вопросы.  Раньше мы,  образно говоря,  были слепыми котятами,  сегодня же   совершенно по другому смотрим на некоторые вещи.

— Например?

— К великому сожалению, сегодня  увеличивается количество детей, страдающих нарушениями сердечно-сосудистой системы. Но используя современную аппаратуру мы можем пересмотреть методы лечения данной патологии,  проникнуть  в самую суть  проблемы.   В ДРКБ  есть специализированное гастроэнтерологическое отделение и  до последнего времени там  крайне редко звучал такой диагноз как «аутоиммунный  гепатит». Сегодня же мы его стали  чаще диагностировать, причем   совершенно случайно — он завуалирован под маски  других заболеваний.   Одно дело лечить простой гепатит,  другое — аутоиммунный. У нас меняются методы лечения,  а благодаря современной  диагностике  доходим до истины. Сегодня в отделении пульмонологии ДРКБ редко встречаются пациенты с такими заболеваниями как    пневмония  или бронхит. Чаще всего это дети с наследственными заболеваниями, например с таким как  «муковисцидоз». Эта патология  была огромнейшей проблемой педиатрии, поскольку еще  до начала 90-х годов смертность на ранних этапах жизни ребенка от этого заболевания была стопроцентной.   Максимальный возраст, до которого доживали больные муковисцидозом  — 12 лет. И посмотрите, что есть сегодня: самому старшему из наших пациентов уже больше 30 лет. Надо сказать,  он живет полноценной жизнью. Этот рубеж в 12 лет был преодолен благодаря  современной диагностике, действенным  лекарственным препаратам. То есть сегодня можно с уверенностью сказать, что педиатрия перешла на новый уровень, поскольку   есть возможность продлевать жизнь детям, уменьшать  смертность наших пациентов. К тому же сегодня на достижение этой  цели  активно работает ряд мер, предпринимаемых  в родильных домах:  проводится  скрининг заболеваний фенилкетонурией, муковисцидозом и целого ряда других  заболеваний  у всех новорожденных. Отсюда и эффективность лечения. Также сегодня одной из актуальнейших проблем педиатрии является заметное учащение количества врожденных дефектов почек, таких как  гипоплазия  почек, дисплазия  почек, и прочее. Надо отметить, что пациенты с такими патологиями  должны находится  под строжайшим наблюдением врачей, причем  мы должны вести контроль  даже после выписки из лечебного учреждения. Если этого  не происходит, то можно быть уверенным —    через некоторое время после выписки ребенок  может  стать  инвалидом. Сегодня педиатрия перешла на рельсы действенной диспансеризации, когда  выписавшиеся дети с различными патологиями будут продолжать лечение противорецидивное, профилактическое, санаторно-курортное.   Могу еще добавить, что  педиатры подошли к тому рубежу в работе, когда возникающая проблема уже не становится   тупиком, головоломкой,  она решаема  вполне эффективно.  Яркий пример  тому успехи в лечении муковисцидоза, о котором я уже говорил.

— То есть, можно сказать, что  успех в лечении зависит от тандема науки, техники и клинического мышления?

— Безусловно, без этого тандема никуда. Современная аппаратура позволяет увидеть то, чего раньше мы и представить не могли. Она позволяет  отказаться  от многих инвазивных методов диагностики. Любое вмешательство — это конечно  стресс,   неприятные ощущения,  и боль  в конце концов. Приведу один из  примеров: диагноз «бронхоэктатическая болезнь» раньше  устанавливался путем проведения бронхографии: контрастом заливалось  все  бронхиальное дерево больного, делали снимки, чтобы увидеть бронхоэктазы,   ребенок при этом  какое-то время не мог дышать. Сегодня  коренным образом изменился подход к диагностике этого заболевания.  Проводится компьютерная  томография, которая позволяет увидеть бронхоэктазы без хирургических вмешательств.  Все это  дало нам возможность шагнуть далеко вперед. Принципиально важен еще один момент: современная аппаратура  и наличие действенных лекарственных средств  позволяют снизить отрицательные эмоции пациентов, находящихся  в стационаре, а это особенно  важно в детском возрасте.

— Какая патология сегодня наиболее распространена среди школьников?

— Согласно статистике, лидирует  гастроэнтерология, поскольку  практически каждый школьник страдает  в той или иной степени гастритом, холециститом и прочими заболеваниями. Сегодня также  растет количество патологий со стороны сердечно-сосудистой системы, нередки проблемы с органами  дыхания (бронхиты, пневмонии) и другие.

Какие приоритетные направления развивает кафедра педиатрии КГМУ?

— Наша кафедра одна из самых многочисленных кафедр в Казанском медицинском университете. Сотрудники кафедры изучают  несколько направлений: детская гастроэнтерология, заболевания почек и мочевыводящих путей, неонатология, вопросы кардиологии. И надо сказать, что все эти направления   приоритетны.

— Что вы можете сказать о профессии педиатра?

— Несколько лет назад заместителем министра здравоохранения РТ была  Л.А. Никольская. Умнейший, воспитанный  человек. Она всегда говорила: «педиатр — это не профессия, это диагноз». В действительности, мы отличаемся от врачей других специальностей. Работать в педиатрии остаются только те люди, которые безумно любят детей, люди достойные этой профессии, на которых можно положиться.  Случайных людей не бывает.

Альфия Хасанова