Первичное звено: о компетенции и профессиональных навыках


Александр Олегович Поздняк - декан терапевтического факультета, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, профессор, доктор медицинских наук
Александр Олегович Поздняк — декан терапевтического факультета, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, профессор, доктор медицинских наук

Врач общей практики, как и врач-терапевт, должны обладать определенным набором профессиональных навыков и компетенций.  В случае необходимости, при первичном обращении больного, врачи данной категории должны вовремя поставить правильный диагноз  и направить пациента для лечения в специализированное лечебное учреждение.

То есть во многом они выполняют не только функцию «диспетчера», но и диагноста. Поэтому так важно, чтобы    врач общей практики и врач-терапевт периодически проходили курсы повышения квалификации, на которых они могут приобрести новые знания, умения и навыки, с возможностью их дальнейшего применения в своей практической деятельности. О том, как осуществляется обучение врачей первичного звена, рассказал нам декан терапевтического факультета, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины, профессор, д.м.н. А.О. Поздняк.

— Александр Олегович, насколько вопрос об обучении врачей первичного звена актуален в наши дни? 

Обучение врачей первичного звена имеет немаловажное значение, так как во многих районах Республики Татарстан наблюдается серьезный дефицит врачей узких специальностей, в частности, эндокринологов, кардиологов, ревматологов и некоторых других. Именно поэтому, врачи данной категории должны быть компетентны не только в одной определенной области. «За счет этого функции врачей первичного звена во многом возрастают, особенно в районах РТ».

— Врачи какого профиля проходят обучение на вашей кафедре?


— На нашей кафедре обучаются, как терапевты, так и врачи общей практики. При этом для обучения врачей общей практики привлекаются специалисты других кафедр: офтальмологии, хирургии, акушерства и гинекологии, дерматовенерологии и ряда других. Таким образом, врач получает полноценное обучение. При этом стоит отметить, что такая система рассчитана  на проведение выездных циклов для тех, кто не может приехать на обучение в Казань.   Бригада специалистов, которая занимается обучением врачей первичного звена, выезжает в такие крупные города, как Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны. «Не всегда у главного врача есть возможность отпустить своего специалиста для того, чтобы он прошел обучение. Благодаря возможности проведения выездных циклов данные специалисты могут получить полноценное обучение по всем необходимым профилям».

— В течение какого времени продолжается обучение?

Продолжительность циклов на подтверждение сертификата специалиста  колеблется от 1 до  2 месяцев. В зависимости от специальности это составляет 144 – 288 часов. Стоит отметить, что у нас есть циклы первичной подготовки врачей общей практики, по которым обучение длится в течение 6 месяцев, для проведения, которых также привлекаются квалифицированные специалисты из различных областей. «Это можно считать серьезным полноценным обучением».

— Каким образом оно проходит? 


— Обучение включает в себя, как лекционные, так и практические занятия. К ним относятся: демонстрация и курация больных,  разбор сложных клинических случаев, историй болезни,  электрокардиограмм. Прослушав весь цикл, врачи получают основные знания по самым различным областям медицины.

Каждый цикл имеет свой план занятий, список литературы и пособия для обучения. «Учитывая то, что наука не стоит на месте, мы постоянно эти программы совершенствуем, дополняем и заново утверждаем в соответствии с потребностями сегодняшнего дня».

С какой периодичностью проводятся циклы по обучению специалистов первичного звена?

— Циклы общего усовершенствования носят обязательный характер, практикующий врач должен проходить их раз в 5 лет для подтверждения сертификата специалиста. Кроме этого, существуют циклы тематического усовершенствования, на которых рассматриваются какие-то более узкие дисциплины. Данные курсы врач может проходить, как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства. «Циклы тематического усовершенствования способствуют повышению квалификации врача».

Существуют ли какие-либо формы контроля?

— Перед тем, как врач приступает к обучению, проводится контроль базисных знаний, то есть «мы узнаем исходный уровень каждого врача». Это делается для того, чтобы в конечном итоге, после прохождения циклов, сравнить начальный уровень знаний и конечный. На всем протяжении обучения осуществляется контроль в виде промежуточных зачетов,  в конце обязательным является сдача итогового экзамена и написание реферата на актуальную тему из раздела внутренних болезней. Непосредственно итоговый экзамен состоит из нескольких этапов: компьютерного тестирования, экзаменационных билетов, ситуационных задач.

— Какие формы обучения возможны?

— В нашей практике мы используем очную, очно-заочную форму, а также циклы обучения без отрыва от производства. Обучение по очно-заочной форме проходит следующим образом. Например, при программе обучения 144 часа (1 месяц)  на первом этапе врач посещает  занятия, которые проходят в Казанской Государственной Медицинской Академии на протяжении 2-х недель; на втором этапе, он общается с преподавателем по средствам компьютерной программы в режиме онлайн, самостоятельно занимается изучением лекционных материалов, отвечает на поставленные вопросы, которые впоследствии оценивает преподаватель. В конце цикла проводится очный прием заключительного экзамена.

Какое количество врачей первичного звена ежегодно проходит обучение на вашей кафедре?

— В целом, за  год по проведенным  бюджетным циклам в среднем проходят обучение 200 — 250 врачей, в том числе врачи, прошедшие подготовку по циклу очно-заочной формы обучения.  Внебюджетные циклы, которые проводятся при условии выполнения плана подготовки специалистов по бюджету по заявкам местных органов здравоохранения, также набирают большое количество слушателей.

 

Лилия Сафина