
Врач общей практики, как и врач-терапевт, должны обладать определенным набором профессиональных навыков и компетенций. В случае необходимости, при первичном обращении больного, врачи данной категории должны вовремя поставить правильный диагноз и направить пациента для лечения в специализированное лечебное учреждение.
То есть во многом они выполняют не только функцию «диспетчера», но и диагноста. Поэтому так важно, чтобы врач общей практики и врач-терапевт периодически проходили курсы повышения квалификации, на которых они могут приобрести новые знания, умения и навыки, с возможностью их дальнейшего применения в своей практической деятельности. О том, как осуществляется обучение врачей первичного звена, рассказал нам декан терапевтического факультета, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины, профессор, д.м.н. А.О. Поздняк.
— Александр Олегович, насколько вопрос об обучении врачей первичного звена актуален в наши дни?
Обучение врачей первичного звена имеет немаловажное значение, так как во многих районах Республики Татарстан наблюдается серьезный дефицит врачей узких специальностей, в частности, эндокринологов, кардиологов, ревматологов и некоторых других. Именно поэтому, врачи данной категории должны быть компетентны не только в одной определенной области. «За счет этого функции врачей первичного звена во многом возрастают, особенно в районах РТ».
— Врачи какого профиля проходят обучение на вашей кафедре?
— На нашей кафедре обучаются, как терапевты, так и врачи общей практики. При этом для обучения врачей общей практики привлекаются специалисты других кафедр: офтальмологии, хирургии, акушерства и гинекологии, дерматовенерологии и ряда других. Таким образом, врач получает полноценное обучение. При этом стоит отметить, что такая система рассчитана на проведение выездных циклов для тех, кто не может приехать на обучение в Казань. Бригада специалистов, которая занимается обучением врачей первичного звена, выезжает в такие крупные города, как Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны. «Не всегда у главного врача есть возможность отпустить своего специалиста для того, чтобы он прошел обучение. Благодаря возможности проведения выездных циклов данные специалисты могут получить полноценное обучение по всем необходимым профилям».
— В течение какого времени продолжается обучение?
Продолжительность циклов на подтверждение сертификата специалиста колеблется от 1 до 2 месяцев. В зависимости от специальности это составляет 144 – 288 часов. Стоит отметить, что у нас есть циклы первичной подготовки врачей общей практики, по которым обучение длится в течение 6 месяцев, для проведения, которых также привлекаются квалифицированные специалисты из различных областей. «Это можно считать серьезным полноценным обучением».
— Каким образом оно проходит?
— Обучение включает в себя, как лекционные, так и практические занятия. К ним относятся: демонстрация и курация больных, разбор сложных клинических случаев, историй болезни, электрокардиограмм. Прослушав весь цикл, врачи получают основные знания по самым различным областям медицины.
Каждый цикл имеет свой план занятий, список литературы и пособия для обучения. «Учитывая то, что наука не стоит на месте, мы постоянно эти программы совершенствуем, дополняем и заново утверждаем в соответствии с потребностями сегодняшнего дня».
— С какой периодичностью проводятся циклы по обучению специалистов первичного звена?
— Циклы общего усовершенствования носят обязательный характер, практикующий врач должен проходить их раз в 5 лет для подтверждения сертификата специалиста. Кроме этого, существуют циклы тематического усовершенствования, на которых рассматриваются какие-то более узкие дисциплины. Данные курсы врач может проходить, как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства. «Циклы тематического усовершенствования способствуют повышению квалификации врача».
— Существуют ли какие-либо формы контроля?
— Перед тем, как врач приступает к обучению, проводится контроль базисных знаний, то есть «мы узнаем исходный уровень каждого врача». Это делается для того, чтобы в конечном итоге, после прохождения циклов, сравнить начальный уровень знаний и конечный. На всем протяжении обучения осуществляется контроль в виде промежуточных зачетов, в конце обязательным является сдача итогового экзамена и написание реферата на актуальную тему из раздела внутренних болезней. Непосредственно итоговый экзамен состоит из нескольких этапов: компьютерного тестирования, экзаменационных билетов, ситуационных задач.
— Какие формы обучения возможны?
— В нашей практике мы используем очную, очно-заочную форму, а также циклы обучения без отрыва от производства. Обучение по очно-заочной форме проходит следующим образом. Например, при программе обучения 144 часа (1 месяц) на первом этапе врач посещает занятия, которые проходят в Казанской Государственной Медицинской Академии на протяжении 2-х недель; на втором этапе, он общается с преподавателем по средствам компьютерной программы в режиме онлайн, самостоятельно занимается изучением лекционных материалов, отвечает на поставленные вопросы, которые впоследствии оценивает преподаватель. В конце цикла проводится очный прием заключительного экзамена.
— Какое количество врачей первичного звена ежегодно проходит обучение на вашей кафедре?
— В целом, за год по проведенным бюджетным циклам в среднем проходят обучение 200 — 250 врачей, в том числе врачи, прошедшие подготовку по циклу очно-заочной формы обучения. Внебюджетные циклы, которые проводятся при условии выполнения плана подготовки специалистов по бюджету по заявкам местных органов здравоохранения, также набирают большое количество слушателей.
Лилия Сафина