По передовому пути: обновленная лаборатория больницы №18


По передовому пути: обновленная лаборатория больницы №18 Когда речь идет о здоровье людей, для его сохранения и поддержания требуется масса технологий, методов,  методик и алгоритмов. Но самое важное, пожалуй, это знания врача, опыт и  клиническое мышление, плюс ко всему этому,  тесное взаимодействие между врачами и конечно же,  хорошо оснащенная лабораторная служба. В ГАУЗ «Городская клиническая больница №18» города Казани вопрос наполнения лаборатории новым оборудованием уже решен. Как? Об этом мы и решили поговорить с главным врачом больницы  Рустамом Сайфулловичем Бакировым.

— По-вашему, какова роль лабораторной службы в развитии здравоохранения?

— Ее роль бесценна, поскольку ни один специалист  не сможет поставить окончательный диагноз, не имея на руках данных лабораторных анализов. Она востребована практически во всех видах медицинской помощи.  Сегодня мы являемся свидетелями бурного  научно-технического прогресса: постоянно появляется и расширяется спектр медицинского оборудования, которым оснащаются лаборатории. Это, соответственно, дает врачу больше возможностей для постановки точного диагноза.  В нашей больнице был  реализован  пилотный проект по организации лабораторной службы, которая была передана на аутсорсинг Казанскому лабораторному центру. На презентации этого проекта присутствовал лично министр здравоохранения РТ А.З. Фаррахов, который заметил, что данная работа — одно из перспективных направлений в модернизации лечебных учреждений республики. Эта форма частно-государственного партнерства, появилась впервые в Казани именно в нашем учреждении. Реализация этого проекта стала возможной благодаря активной, рациональной позиции министерства здравоохранения республики и лично министра А.З. Фаррахова.

— Какой была  до и какой стала лабораторная служба  после появления нового оборудования?

— Оборудование лаборатории, к сожалению, было на грани износа. Мы находились в постоянном поиске способов разрешения  возникшей ситуации, поскольку  в процессе лечения пациентов лабораторная служба — одно из основных звеньев.   Нельзя было допустить снижения того  ритма, которого придерживалась  больница, показателей,  которые были достигнуты.   Выход в итоге был найден —  реализована  программа аутсорсинга лабораторной службы больницы.  Для коллектива больницы  развитие лабораторной службы являлось одной из стратегических задач, соответственно и поддержания репутации больницы. Нам это удалось благодаря всесторонней поддержке руководства министерства здравоохранения и наших партнеров. В нашей республике в целом, очень многое делается для развития здравоохранения, к этому прикладываются усилия многочисленных специалистов. Благодаря этому, Татарстан считается одним из ведущих регионов в системе отечественного здравоохранения по внедрению современных технологий, методик, новейшего оборудования. Сегодня лаборатория оснащена  новейшими автоматическими высокопроизводительными анализаторами различного производства.  Очень важно, что каждое оборудование в лаборатории  в начале рабочего дня проходит контроль качества результатов. Выполняются все необходимые работы по периодическому плановому техническому обслуживанию  технических устройств и приборов. Ведется ежедневный контроль за состоянием оборудования. Но главную оценку, безусловно, дают лечащие врачи. Главный критерий — специалисты получают информацию  из проверенного оборудования, а значит результаты позволяют корректировать процесс лечения, отсюда возможно сокращение койко-дня, улучшение результатов лечения.  Использование оборудования, расходных материалов и реактивов от ведущих мировых производителей позволяет медицинской лаборатории  обеспечивать высокое качество лабораторных исследований.


— Замена старого оборудования на новое привела к необходимости переподготовки специалистов?

— Безусловно, надо отметить, что в развитии не только лабораторной службы, но  и больницы в целом,  свою главную роль играют кадры. Их подготовленность, профессионализм, постоянное совершенство знаний, умений и навыков — это залог того, что пациентам будет вовремя оказана необходимая высококвалифицированная помощь. Оборудование не сможет поставить диагноз,  учесть какие-то сопутствующие патологии у пациента, только клиническое мышление лаборантов, творческий подход к своему  делу, может помочь  сделать выводы и соответственно,  дальнейший процесс лечения пациентов будет идти по правильному пути. Для работы на новом оборудовании  весь кадровый состав лаборатории прошел соответствующее обучение в Москве. И отрадно заметить, что нашим специалистам дали наивысшую оценку при подтверждении своей профессиональной компетенции.

— Что представляет собой внедренная передовая лабораторно-информационная система?

Лабораторно-информационная система — это программа, которая занимается управлением лаборатории. То есть она связывает все подразделения лаборатории  в единую информационную систему, обеспечивая единство технологических процессов и контроль качества, позволяет предоставлять услуги удаленного доступа для клиентов лаборатории и  оказывать аналитические сервисы. Основным преимуществом этой специализированной системы является возможность бессрочного хранения результатов исследований в электронном архиве, что позволяет  вести историю всех выполненных в нашей лаборатории исследований на протяжении всей жизни пациентов. Любой пациент может обратиться к нам и получить дубликаты всех своих заключений не зависимо от срока давности выполненного исследования. Важно отметить, что эта система построена на передовых технологиях. А участие человека в этом процессе минимизировано,  дабы исключить возможность возникновения  ошибок, которые могут быть вызваны различными внешними и внутренними   факторами.


— Значит теперь, лаборатория вполне конкурентоспособна  наряду с различными медицинскими центрами, в  которых проводятся различные исследования?

— Сравнивать частные медицинские центры с государственными учреждениями здравоохранения в контексте лабораторной службы сложно, так как в том и другом случае совершенно разный контингент больных. В государственных больницах лежат тяжелых больных, требующих постоянного мониторинга лабораторных показателей для отслеживания динамики состояния больного. В связи с этим, у нашей лабораторной службы есть существенное кадровое преимущество, ведь наши врачи-лаборанты каждый день работают в тесной связи с лечащими врачами, принимая совместное участие в диагностике и лечении пациентов.

— Есть ли у Вас в планах передача других служб на аутсорсинг?

Да, на сегодняшний день мы начинаем реализовывать согласованные совместно с Министерством здравоохранения РТ еще два проекта частно-государственного партнёрства.

Альфия Хасанова