06.12.2024
По дороге в Университет

Казанские специалисты вернулись в Казань из поездки в США. В медицинском центре Университета Питтсбурга (штат Пенсильвания)  заведующий кафедрой оториноларингологии КГМА, профессор Владимир Николаевич Красножен и врач-нейрохирург высшей категории МКДЦ Бахтияр Юсупович Пашаев проходили стажировку. Как и было обещано, по приезду, профессор Владимир Николаевич Красножен рассказал нам новости и  поделился впечатлениями о поездке.

С какой целью вы поехали в США?

в лаборатории
В лаборатории

— Мы развиваем новое направление, осваиваем новую перспективную методику, какой является эндоназальная кранио-фациальная резекция при хирургическом лечении опухоли основания черепа. Если говорить кратко, то опухоли основания черепа представляют собой достаточно разнородную по видам и сходную по распространению группу новообразований. В ряде случаев опухоль распространяется не столько в полость черепа, сколько в пазухи основания черепа. Подобный вариант роста опухоли диктует необходимость использования кранио-фациальных доступов, которые предусматривают кожные разрезы на границе лица и волосистой части головы, иногда и с заходом на лицевую часть. Кроме того, последующая пластика может оставлять косметические дефекты на лице. Хирургия опухолей основания черепа с применением доступа через полость носа, эндоскопии и отсутствием прямой травмы головного мозга на сегодняшний день считается самой передовой технологией в мире. Именно такой метод лечения данной патологии применяется в развитых странах в силу малой инвазивности, высокой эффективности и, как следствие, коротким периодом реабилитации пациентов.

Суть вмешательства заключается в том, что после удаления опухоли формируется обширный дефект тканей, примыкающих к головному мозгу. Его следует закрывать собственными тканями, причем на питающей ножке, для гарантированного приживления и закрытия дефекта. При этом применяются специальные клеи. Завершается операция тампонадой латексным раздувным тампоном. Преимущества нового внедренного метода эндоназальной кранио-фациальной резекции заключаются в отсутствии разрезов на лице, меньшей травматизации пазух основания черепа и при необходимости – использования слизистой оболочки носа и/или фрагмента надкостницы с поверхности черепа в качестве пластического материала для закрытия дефектов основания черепа для предупреждения или купирования ликвореи. Кроме того, эта хирургия предусматривает командный подход в решении проблемы и обязательное взаимодействие нейрохирургов и ЛОР-хирургов.  Мы провели ряд хирургических вмешательств по данной методике, а за новыми, более глубокими знаниями мы отправились в Америку в Питтсбург, штат Пенсильвания. Именно там, в медицинском центре Университета и состоялась школа по хирургии заболеваний основания черепа. Обучение проходило в течение пяти дней с 9 по 13 ноября.

Чтение родной газеты на чужбине перед занятиями

Чему вы учились в США? Что нового по данной методике вы узнали из уст зарубежных специалистов?

— Практически все было новым. Если говорить в целом, то мы обучались операциям по методу эндоназальной кранио-фациальной резекции при хирургическом лечении опухоли основания черепа, но более расширенного типа.

Нам читались лекции по таким разделам хирургии, как «Анатомия носа и околоносовых пазух», «Классификация эндоназальных доступов основания черепа», «Обеспечение эндоназальных доступов: оборудование, инстументы, хирургическая техника», «Эндоскопическая эндоназальная хирургия гипофиза», «Эндоскопическая реконструкция дефектов основания черепа», «Онкологические принципы эндоскопических и эндоназальных  хирургических операций основания черепа», «Профилактика осложнений эндоназальной хирургии основания черепа», «Преимущества эндоназальной хирургии основания черепа».

Обучение носило интенсивный характер и продолжалось ежедневно с 7 30 до 18 00. Занятия представляли собой лекции, «живые» операции, операции на трупах и включали самостоятельную работу.

Занятия проводили ведущие специалисты-нейрохирурги и ринологи США.

На практических занятиях мы получили возможность усовершенствовать собственную технику исполнения операции по данной методике. Голова трупа, на которой мы выполняли операцию, была предварительно  сканирована, и хирургическое вмешательство проводилось с помощью навигационной и видеосистем. Таким образом, анатомия преподавалась в 3d формате.

В лаборатории с навигацией занятия на трупах

Присутствовали на занятиях коллеги из России?

— Из России нас было только двое. На обучающий семинар приехали 50 специалистов из Польши, Чехии, Аргентины, Китая, были врачи из других штатов США – тема семинара была интересной и актуальной, поскольку данной направление является новым и все понемногу его осваивают.

Какие практические результаты и идеи вы привезли из США?

— Хотелось бы внедрить систему 3D изображения для обучения наших курсантов. На собственном опыте мы поняли, насколько повышается эффективность запоминания информации, преподнесенной в 3D режиме.

Возможно ли это осуществить у нас?

— В принципе, нет ничего невозможного – дело за техническим обеспечением, но оно не настолько сложное, чтобы отказываться от воплощения этой идеи в реальность. Почему бы и нам не обучать курсантов таким образом, если замечено, что эффективность запоминания гораздо выше. Тем более в России это нигде не применяется, и мы, надеюсь, будем первыми на кафедре оториноларингологии Казанской государственной медицинской академии, кто внедрит данную систему.

А что в плане оперативного вмешательства по данной методике? Есть ли у нас возможности, чтобы воплощать на практике то, чему вас научили зарубежные коллеги?

— Да. Оснащение позволяет нам осуществлять операции такого типа.

Почему невозможно было этого сделать без обучения в США?

— Метод был недостаточно разработан. Не было таких практических знаний, которые мы получили там, чтобы осуществлять расширенные операции. Кроме этого, даже в США методика позиционируется как новая – ей всего два года.

А если говорить в общем и целом, каковы ваши эмоции после поездки?

— Все было замечательно! Хочется работать и развивать данное направление. Не зря съездили.

Екатерина Лобанова