Развитие фармацевтической отрасли страны соответственно требует развития сопутствующих направлений, в особенности последипломной подготовки фармацевтических кадров. От совершенства этой системы зависит качество доступности лекарственного обеспечения населению. В этой связи вопросу повышения последипломной подготовки фармацевтических кадров и была посвящена российская научно-практическая конференция, которая состоялась 23 марта 2011 года в Казани. В обсуждении этого чрезвычайно актуального вопроса участвовали специалисты из многих регионов страны.
Открывал конференцию доклад заведующей кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии КГМА Л.Е.Зиганшиной, в котором были детально изучены проблемы развития формулярной системы в РТ. По мнению профессора, Республика Татарстан — первый регион по внедрению формулярной системы. Но оказалось на практике, что многие врачи не знают, и не используют подобное нововведение. Это очень актуальный вопрос для современного здравоохранения, поскольку рациональное использование лекарственных средств — один из приоритетов фармации. Республика Татарстан в этом вопросе шагнула далеко вперед, однако по словам профессора проблемы еще есть.
Начальник управления по фармации МЗ РТ М.Г. Елисеева представила слушателям сообщение на тему «Совершенствование системы обеспечения качества лекарственных средств в РТ». По словам докладчика, на сегодняшний день фармацевтическая отрасль республики занимает одно из лидирующих позиций в стране по обеспечению качества лекарственных средств. Улучшилась ситуация с мониторингом качества. Также, Марина Геннадьевна подчеркнула, что за качество товара должны отвечать работники аптечных учреждений.
О проблемах фармацевтического консультирования, в частности фармацевтической этике и фармацевтическом бизнесе говорила непосредственный организатор конференции — заведующая кафедрой фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов КГМУ С.Н. Егорова. Профессор резюмировала: «В настоящее время неуклонно уменьшается количество производственных аптек, и роль провизора нередко сводится к реализации готовых лекарственных форм, что приводит к преобладанию торговых функций аптек. Особенностями деятельности провизоров и фармацевтов при реализации лекарственных средств БРО и других групп аптечных товаров является противоречие между специальными — фармацевтическими и торговыми функциями, что отмечается провизорами — слушателями циклов повышения квалификации как одна из основных проблем профессиональной деятельности». Как работник здравоохранения, рецептар ориентирован на благо пациента, сохранение и укрепление его здоровья. Однако как торговый работник рецептар непосредственно заинтересован в получении прибыли, увеличении объема продаж аптечных товаров, в том числе и лекарственных средств БРО. Ни для кого ни секрет, что для этики современного фармацевтического бизнеса характерна ориентация на продажу самых дорогих и поддерживаемых рекламой лекарственных средств (71%). отмечается тенденция к тому, что результате мерчандайзинговых мероприятий пациент принимает импульсивное решение о покупке, не имея полной информации об ассортименте и стоимости всех имеющихся препаратов.
Светлана Николаевна отметила, что кафедрой была предложена форма информирования населения о наличии лекарственных средств БРО и других групп аптечных товаров — «Информационный лист посетителя аптеки», в котором представлена полная и независимая информация для населения. Таким образом, посетителю аптеки при выборе аптечных товаров, разрешенных к отпуску без рецепта врача, будет представлена полная информация о наличии лекарственных средств безрецептурного отпуска и изделий медицинского назначения. Закрепление данного положения в правовых документах позволит защитить как потребителя фармацевтических услуг от необоснованного приобретения и чрезмерного употребления лекарственных средств и БАД, так и провизора, вызывающего неудовольствие владельца аптеки непродвижением дорогостоящих товаров, препаратов с истекающим сроком годности. «Опыт показывает, что аптека тоже выигрывает от выкладки «информационного листа» — возрастает реализация лекарственного растительного сырья, медикаментов и других групп аптечных товаров», — подчеркнула Светлана Николаевна.
После перерыва, была продолжена работа секционного заседания. Одним из докладов, вызвавших интерес у слушателей стало сообщение доцента кафедры управления и экономики фармации КГМУ Я.В. Грибовой. Она затронула тему управления конфликтными ситуациями в аптеке. По словам докладчика, аптека представляет довольно широкое конфликтное поле, что оттеняет важность требования гармонично увязывать гуманистические основы межличностной коммуникации в аптеке с ее социальными и экономическими задачами, с законами рыночных отношений, умения переводить их в плоскость безукоризненного, с этической точки зрения, процесса общения, предполагающего безболезненное для обеих сторон решение конфликтных ситуаций. Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения конфликта, формирование плана действий, её реализацию, оценку эффективности своих действий. Профессиональные качества и способности фармацевтических специалистов, как показывает современная практика, дают наибольшую отдачу при высокой культуре общения. Качество лекарственного обслуживания населения в аптеке в значительной степени определяется культурой и общей положительной установкой работников аптек. «Каждый специалист приносит на свое рабочее место энергию, направленную на получение конкретных результатов, дающих удовлетворение посетителям аптек и себе. И ни в коем случае — не раздражение, разочарование, потерю здоровья», — отметила Я.В. Грибова. Согласно результатам социологических исследований, основными причинами возникновения конфликтных ситуаций 58% провизоров указывают психологическую несовместимость и 42% — недостатки в организации управления. Также установлено, что наиболее часто возникающие конфликтные ситуации в аптеке: с посетителями — в 66% случаев, внутри коллектива — в 24% случаев, с медицинскими работниками — в 10% случаев. Социально-психологический климат оказывает сильную степень влияния на работоспособность у 90% опрошенных. Таким образом, проведенное исследование показало достаточно большую частоту возникновения конфликтных ситуаций в аптеке с доминирующей основной причиной психологической несовместимостью. При разрешении конфликтных ситуаций особая роль отводится руководителю аптечного учреждения.
О возможностях современных цифровых технологий в системе дистанционного обучения говорил заведующий кафедрой фармацевтической технологии и биотехнологии ГОУ ВПО Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского А.В. Пантюхин. Согласно сообщени, на сегодняшний день можно выделить три основных направления по развитию дистанционных форм обучения специалистов. Среди них наиболее перспективная — обучение в специальных программах дистанционно через интернет. Второй путь представляет собой интерактивное обучение через скайп или социальные сети. Данный вид обучения позволяет преподавателю в прямом эфире общаться со студентами. Третий путь развития дистанционного обучения — создание электронных учебных пособий, которые значительно превышают «бумажные» носители учебной информации.
Старший преподаватель кафедры фармации ФПК и ППС КГМУ Г.Х. Гарифуллина в своем выступлении отметила, что необходимость преподавания раздела «фармацевтическая биоэтика» в системе последипломного образования провизоров возросла в связи с увеличением негативных тенденций в сфере обращения лекарств, парафармцевтических товаров и биологически активных добавок. При изучении этого раздела необходимо уделить особое внимание биоэтическим и этическим проблемам создания и воспроизводства лекарств, проблемам в системе доклинических и клинических испытаний лекарств. В завершении доклада Г.Х. Гарифуллина подчеркнула, что фармацевтическая биоэтика должна являться основой морально-нравственных позиций провизоров в профессиональной деятельности в сфере обращения аптечных товаров, прежде всего лекарств.
Конференция завершилась обсуждением докладов.
Альфия Хасанова