Последнее заседание Общества гастроэнтерологов в 2009 году


imgp001625 декабря в конференц-зале гостиницы «Гранд отель» состоялось последнее в 2009 году заседание гастроэнтерологического общества, которое было посвящено теме «Лекарственные гепатиты».Организатором мероприятия выступила американская фармацевтическая компания «Abbott Laboratories». На заседании присутствовали представители лечебных учреждений и медицинской общественности.

Ординатор кафедры терапии КГМА А.Р. Гилязова представила в докладе, подготовленный совместно с кандидатом медицинских наук, ассистентом кафедры терапии № 1 КГМА З.М. Галеевой, результаты исследования больной, у которой был острый гепатит на фоне приема чистотела.

Главный гастроэнтеролог РТ, председатель общества гастроэнтерологов РТ, доктор медицинских наук, профессор Р.Г. Сайфутдинов выступил с докладом «Лекарственное поражение печени (ЛПП)».

Печеночный ацинус — это функциональная единица паренхимы печени. Ось ацинуса образована параллельно проходящими терминальными ветвями воротной вены (ТВВВ), печеночной артериолой (ПА) и желчными протоками (ЖП). Кровь протекает по паренхиме ацинуса сначала через зону 1, затем 2 и наконец через зону 3. После этого кровь прокидает ацинус через терминальную вену печени (ТВ). По словам докладчика, не существует лекарств, которые не вызывали бы повреждение печени. Они составляют от 1 до 28% всех побочных действий, связанных с медикаментозной терапией. У 2% больных — причина госпитализации — желтуха. Надо отметить, что во Франции частота ЛПП равна 13,9 на 100 000. В Испании — ежегодная частота ЛПП в последние 10 лет составила 34,2 на 1 млн жителей, в том числе серьезных ЛПП (требующих госпитализации, угрожающих жизни, приводящих к инвалидности или смерти) — 16,6. В США ЛС — причина гепатита у 40% пациентов старше 40 лет, половина всех случаев острой печеночной недостаточности.

Что касается России, то здесь острые ЛПП встречаются у 2,7% госпитализированных больных, чаще всего связаны с противотуберкулезными, антибактериальными препаратами, анальгетиками,  гормональными, цитостатическими, гипотензивными средствами, антиаритмическими препаратами.


Как отметил Рафик Галимзянович, смертность при лекарственно-индуцированном гепатите составляет в 5-10%. При интоксикациях отдельными препаратами (например, парацетамолом) — 19%. Смертность при фульминантной печеночной недостаточности без трансплантации печени — 90%.

ЛПП относятся к основным причинам отзыва ЛС с фармацевтического рынка. Прямое токсическое действие препаратов на гепатоциты в настоящее время встречается крайне редко вследствие ужесточения контроля за побочным действием лекарственных препаратов. Проникновение лекарств в гепатоцит зависит от липофильности  медикаментов. Лекарства с незначительной  липофильностью плохо абсорбируются  и экскретируются с каловыми массами.

Лекарства, соединяющиеся в комплексе  с протеином (обычно альбумином),  напротив, обладают высокой  проницаемостью в разные ткани (кроме  жировой).

Вероятность побочных реакций возрастает с увеличением количества одновременно принимаемых лекарств. Если больной принимает одновременно 6 препаратов или более, вероятность побочного действия — 80%. Беременность, стресс, бедное белками питание увеличивают риск токсичности медикаментов. Медикаменты, которые являются энзиматическими индукторами, могут потенцировать действие другого препарата.


Так, риск развития гепатита увеличивается у больных, которые одновременно с изониазидом принимают рифампицин. При этом гепатиты возникают в 5-8% случаев, тогда как при монотерапии изониазидом — в 1,2% случаев, при монотерапии рифампицином — в 0,3%.

Поражения печени, обусловленные лекарственной идиосинкразией могут возникать при воздействии любых медикаментов. Так, галотан, изониазид и парацетамол могут вызвать массивный некроз печени; метилдофа — острый или хронический гепатит.

Повреждения печени, связанные с лекарствами, обычно проявляют себя бессимптомным повышением печеночных ферментов, т.е. протекают субклинически, являясь «биохимической находкой» (безжелтушный вариант течения острого лекарственного гепатита (ОЛГ).

Дальнейший прием препаратов, вызвавших безжелтушный ОЛГ, может привести к развитию тяжелых лекарственных гепатитов, сопровождающихся желтухой. Факторами, затрудняющими диагностику лекарственных поражений печени являются нежелание пациента сообщать о приеме некоторых препаратов (нейролептики, антидепрессанты, средства для повышения потенции), а также неправильная трактовка симптоматики.

При острых ЛПП в большинстве случаев отмена вызвавшего их препарата приводит к регрессу патологических изменений, поэтому особую важность имеют точность и своевременность диагностики.

Хронические поражения печени при отмене препарата также нередко претерпевают обратное развитие или по крайней мере стабилизируются.

В случае продолжающегося после отмены ЛС прогрессирования поражений необходимо провести дополнительное обследование для исключения других этиологических факторов.

Ляйсан Халикова