Послеоперационные осложнения, связанные с инфекцией каким-либо образом попавшей в организм тяжелого больного, который находится в отделении реанимации, всегда вызывают беспокойство, как со стороны хирургов, так и со стороны анестезиологов, реаниматологов, трансфузиологов, а также всех тех, кто так или иначе связан с обеспечением безопасности в плане дезинфекции. Вопросы внутрибольничных (назокомиальных) инфекций на сегодняшний день рассматриваются и решаются каждым лечебно-профилактическим учреждением, но в рамках данной публикации речь не об этом. Интересна другая сторона дела, а именно – правила посещения больных, находящихся в реанимационных отделениях. Актуальность данной темы мы попросили раскрыть главного внештатного специалиста-эксперта анестезиолога Управления здравоохранения г.Казани, заведующего кафедрой анестезиологии-реаниматологии и трансфузиологии Казанской государственной медицинской академии, профессора Валерия Матвеевича Белопухова.
-Во всех развитых странах, в частности США, где мне удалось побывать, посещение больных родственниками в реанимационных отделениях, разрешено. Безусловно, существуют правила посещения: оговаривается время пребывания у постели больного, специальная одежда, предусмотренная для посетителей, согласуется с режимом лечения больного. В Южно-Калифорнийском университете время нахождения родственников в реанимационной палате составляет 30 минут в сутки.
— А что у нас?
— Давно уже отстаиваю позиции посещения родственниками реанимационных больных. К сожалению, в некоторых клиниках все еще посещение родственниками больных категорически запрещено. Не призываю равняться на США, но придерживаюсь мнения, что нам необходимо рассматривать подобный вопрос несколько в демократичном ключе.
— Как же санитарные правила: есть ли риск распространения внутрибольничной инфекции, в случае, когда родственники свободно смогут посещать реанимационные палаты?
— Риск, конечно, всегда есть, но его можно и необходимо ограничить. Любое бездействие можно объяснить отказом от действия. Все положительные начинания в грамотном исполнении останутся положительными, вопрос в другом – как продумать безопасную, доступную и надежную систему, в которой родственники смогли бы посещать тяжелобольного, находящегося в отделении реанимации, не помешав общему режиму лечения и работе медицинского персонала.
— Что это даст больному? Оправдан ли риск, и какую пользу вы видите от посещения пациента родственниками?
— Наши больные нередко находятся на грани жизни и смерти. Бывает и так, что родственники видят больного в последний раз и, согласитесь, это важная встреча как для самого больного, так и для его близких. В этом же ключе посещение религиозных служителей по желанию родственников или самого больного имеют колоссальное значение. Верим мы в кого-то или нет, это дело каждого, но если процессу лечения это помогает, то нужно использовать и этот ресурс человека.
— Как дело обстоит с детскими реанимационными отделениями6 могут ли присутствовать родители?
— Не будем переходить на личности, но некоторых детских лечебных учреждениях до сих пор запрещено посещение маленьких пациентов собственными родителями.
Владимир Солоухин в 70-е годы писал, что есть два места в жизни: тюрьма и больница, куда не следует попадать человеку. Не хотелось бы переносить эту фразу на настоящее время, когда вокруг говориться о высоких технологиях, модернизации здравоохранения и других позитивных вещах.
Приведу, на мой взгляд, положительный пример. В Набережных Челнах в Закамской детской больнице с перинатальным отделением в отделении реанимации, которым руководит Н.И. Новиков давно уже как в ведущих клиниках США – родственникам разрешено посещать пациентов, приносить любимые игрушки, и что замечено – дети выздоравливают быстрее. Нижнекамск тоже перенял эту позицию, и сегодня во многих отделениях посещение больных разрешено, и кроме этого, даже приветствуются более длительные по времени посещения. А что касается инфекций, главное – это продуманная система безопасности.
— Не помешает ли посещение реанимационной палаты посторонними людьми работе анестезиологов-реаниматологов?
— У взрослых, кратковременные посещения никоем образом не сказываются на работе специалистов. Если технологически правильно налажен процесс лечения, если соблюдается санитарно-гигиенический режим, то бояться нечего.
— А если говорить о существующих законах и правилах посещения родственниками больных в реанимационных отделениях, есть ли по этому поводу какая-либо информация?
— По этому поводу мне ни разу не попадалась на глаза информация о запрете посещения больных родственниками. А что не запрещено, значит – разрешено?
Екатерина Лобанова
Юридическая справка: ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1» нигде не сказано, что могут быть какие-то ограничения на посещения, но существует внутренний распорядок лечебного учреждения. При оказании медицинской помощи и услуг в медицинском учреждении предусматривается: — время ожидания приема — не более 20-и минут от времени, назначенного пациенту и указанного в талоне, либо в другом документе (амбулаторной карте, консультативном заключении, направлении и др.). Исключение из этого правила допускается только в случаях, отвлекающих врача от его плановых обязанностей (оказание экстренной помощи другому пациенту по срочному вызову или жизненным показаниям), о чем пациенты, ожидающие приема, должны быть проинформированы персоналом медицинского учреждения; — предварительная запись, самозапись больных на амбулаторный прием, выдача повторных номеров на прием к врачу, порядок вызова врача на дом (с указанием телефонов, по которым регистрируются вызовы на дом), удобный режим работы регистратуры — регламентируются внутренними правилами работы медицинского учреждения; — амбулаторная карта застрахованного хранится в регистратуре медицинского учреждения. Работники регистратуры обеспечивают доставку амбулаторной карты по месту назначения при необходимости ее использования и несут ответственность за сохранность амбулаторных карт пациентов, прикрепленных к медицинскому учреждению; — медицинскому учреждению вменяется обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи гражданам в выходные и праздничные дни, в период отсутствия участковых специалистов (отпуска, командировки, болезнь и по другим причинам), а также в нерабочие для участковых специалистов часы при возникновении необходимости оказания экстренной и неотложной помощи гражданам. 2. При оказании медицинской помощи и услуг на дому у пациента предусматривается: — время ожидания медицинского работника (врача, медицинской сестры, фельдшера) не превышает 8 часов с момента регистрации вызова. Показания для оказания медицинской помощи на дому. — острые и внезапные ухудшения в состоянии здоровья (высокая температура от 38 и выше, боли в сердце, нарушение сердечного ритма, боли в животе, кровотечения, иные состояния, заболевания, травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача). Исключением из этого правила являются легкие травмы и ушибы конечностей с остановленным кровотечением и не мешающие передвижению пациента, травмы пальцев рук (в том числе с отрывом фаланг) после оказания первой медицинской помощи при необходимости организации транспортировки пострадавшего в приемное отделение стационара; — состояния, угрожающие окружающим (наличие контакта с инфекционными больными, появление сыпи на теле без причины, инфекционные заболевания до окончания инкубационного периода); — заболевания женщин после 20 недель беременности; — патронаж детей до 1 года и лечение острых заболеваний до выздоровления; — заболевания детей до 3-летнего возраста, активное их посещение; — патронаж хронических, диспансерных больных и инвалидов по инициативе врача (фельдшера, медицинской сестры); — организация профилактических и превентивных мероприятий по инициативе медицинских работников (врача, фельдшера, медсестры). 3. Оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях и на дому включает: — осмотр пациента; — сбор анамнеза; — необходимое инструментальное лабораторное обследование; — постановку предварительного диагноза, составление плана амбулаторного лечения и диагностики; — оформление медицинской документации в соответствии с установленными требованиями. Амбулаторная карта пациента должна содержать: — полностью заполненную паспортную часть; — лист уточненных диагнозов; — четко оформленные записи об амбулаторных посещениях; патронаж, активных посещениях; — лечебные назначения; — результаты дополнительного обследования и консультации — для диспансерных больных — годичные эпикризы; выписки из истории болезни (в случае госпитализации). В амбулаторной карте соответствующим образом (даты, подписи) должны быть оформлены записи о прививках, о выдаче листка нетрудоспособности, — о решении ВКК, о направлении на ВТЭК, — о направлении на госпитализацию, — о направлении на санаторно-курортное лечение, — о выписке льготного рецепта. Все записи лечащего врача должны быть им подписаны и содержать отметку о времени осмотра пациента; — предоставление пациенту необходимой информации о состоянии его здоровья и разъяснение порядка проведения лечебно — диагностических и превентивных мероприятий до момента возможной компенсации уровня здоровья; — организацию соответствующих лечебно — диагностических, превентивных мероприятий и содействие их своевременному осуществлению.
|