Правовая грамотность врачей-стоматологов и качество их услуг: причины и особенности взаимосвязи


Одной из наиболее актуальных проблем отечественной медицины в целом, и стоматологии в особенности, на протяжении последних лет является юридическая защита деятельности врача при осуществлении профессиональной деятельности.

Сложность данной проблемы заключается в том, что она находится на пересечении двух абсолютно разных наук — стоматологии и юриспруденции. Вследствие этого юристам довольно сложно разобраться в специфике стоматологической практики, а врачи-стоматологи, не имеющие юридического образования, совершенно не подготовлены к правовой защите своих профессиональных интересов.

Проблема отягощается такими факторами, как отсутствие систематизированной информации о правовой и судебной практике, отсутствие единого нормативного регулирования деятельности стоматологов частной и муниципальной систем здравоохранения, малочисленность специалистов с медицинским и юридическим образованием, недостаточность специальной литературы для правовой подготовки стоматологов на различных этапах получения профессиональных знаний.

Появление большого числа стоматологических клиник различных форм собственности, а также повышение правовой информированности пациентов вызвало резкое увеличение количества судебных исков на некачественное оказание стоматологической помощи. В связи с этим в научной литературе возросло количество публикаций о наступлении уголовной и гражданско-правовой ответственности медицинских работников в случае ненадлежащего оказания медицинской помощи, но изучению правовой грамотности медицинских работников посвящены лишь единичные работы.

Современные процессы в России ставят перед образованием сложные задачи: подготовить специалистов (в том числе в области медицины) со знаниями многих дисциплин, с нацеленностью на соединение науки и практики; предоставить обучающимся возможность получения знаний в смежных областях, в том числе правовых знаний.


К сожалению, в настоящее время довольно мало специальной литературы для практикующих врачей, раскрывающей вопросы их правовой защиты и юридической ответственности в конкретных клинических случаях.

В юридической литературе отмечено, что учебники по различным областям медицины делают акцент на получение профессиональных знаний, но не отражают необходимость использования опыта и анализа конфликтных ситуаций, судебных дел, возникающих при оказании медицинской помощи.

Необходимость получения базовых знаний медицинского права приобретает особую остроту для специалистов, имеющих специальности повышенного профессионального риска (хирургов, акушер-гинекологов, стоматологов), а также для руководителей медицинских учреждений.

Анализ судебной практики, судебно-медицинских заключений, клинических случаев оказания медицинской помощи отражает прямую зависимость эффективности лечебно-диагностической помощи и ответственности врачей от клинико-правовых знаний медицинских работников.


При осуществлении профессиональной деятельности врачи-стоматологи нередко сталкиваются с необходимостью принимать решения, и поэтому они должны знать о возможных правовых последствиях своих действий.

Судебная практика, сложившаяся в области защиты прав пациентов в стоматологии, свидетельствует о том, что основное содержание претензий пациентов — качество стоматологической услуги.

Следует иметь ввиду, что многие виды стоматологических услуг не входят в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Пациент оплачивает подобные стоматологические услуги самостоятельно, вследствие чего растут его требования к качеству этих услуг.

В частности, при оказании услуг по протезированию претензии пациента могут быть вызваны неудобством пользования протезом, несоответствием цвета изготовленных металлокерамических протезов цвету расположенных рядом зубов, а также решением пациента прервать оказание медицинской услуги, не достигнув наступления желаемого результата.

В решении данной проблемы необходимо выполнить две задачи: с одной стороны — защитить врача-стоматолога от несправедливых притязаний пациента, а с другой — защитить пациента от некачественных результатов недобросовестной работы при оказании медицинской помощи стоматологом.

Качество медицинской помощи определяют как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям (состоянию) пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.

Таким образом, стоматологическая клиника практически не ограничена в выборе методов и используемых технологий, важен потребительский результат как цель, к которой стремится пациент, не имеющий при этом специальных познаний о свойствах и характеристиках оказываемых ему услуг.

Безусловно, это накладывает на стоматологическую клинику дополнительную обязанность определить собственный стандарт услуг, оказываемых пациентам.

Таким образом, при разрешении спора о качестве стоматологической услуги в условиях отсутствия четких государственных стандартов необходимо иметь ввиду следующее.

Каждое стоматологическое учреждение независимо от его организационно-правовой формы должно иметь и согласовать с волей пациента:

— составленный в письменной форме и подписанный обеими сторонами договор,

— медицинскую карту стоматологического больного,

— информированное согласие пациента на хирургическую стоматологию и протезирование, подписанное пациентом и содержащее информацию об услуге, цель которой — разъяснить технику и методику, предупредить о возможных рисках и осложнениях,

— согласованный план лечения, подписанный пациентом, содержащий существенные условия медицинской услуги: этапы обследования полости рта, обоснованность, сроки и алгоритм (стандарт) лечения,

— гарантийный сертификат, выданный пациенту, с правами и обязанностями сторон.

Следует отметить, что договор возмездного оказания медицинских услуг является публичным договором, т.е. заключается со всеми пациентами, пожелавшими получить медицинскую услугу за плату, путем присоединения пациента к тем стандартным условиям, которые разработаны в заданном для всех формуляре. Пациент при этом в большинстве случаев не способен повлиять на содержание договора и просто присоединяется к нему.

Таким образом, если качество работы не может быть определено в самом договоре по причине того, что различные виды стоматологических услуг предполагают свои нюансы качества, то договор обязательно должен содержать ссылку на другой документ, доступный для ознакомления, в котором имеются требования к стандарту услуги данной клиники. Нужно иметь ввиду, что эти требования должны быть сформулированы предельно четко и конкретно, они должны, по сути, являть собой предполагаемый план лечения, выполнение которого сторонами и приведет к наступлению желаемого результата.

* * *

Результаты социологических исследований в области профессионального обучения медицинских работников показывают, что и студенты, и врачи-стоматологи с достаточно большим стажем работы проявляют заинтересованность в вопросах защиты своих профессиональных интересов.

Анализ результатов исследований позволяет сделать следующие выводы.

Возможность осуществления стоматологами правовой защиты своих профессиональных интересов, по мнению самих специалистов, достаточно ограничены.

Стоматологи разного уровня профессиональной подготовленности готовы заниматься и получать дополнительные знания по вопросам юридической защиты профессиональной деятельности, а практикующие врачи готовы проходить дополнительное обучение, чтобы восполнить отсутствие знаний по правовым аспектам.

Результаты исследований подтверждают необходимость взаимопроникновения медицинских и юридических дисциплин во все программы профессиональной подготовки в вузе и на этапе последипломного образования. Это необходимо для формирования компетентного и востребованного специалиста, способного оказать эффективную медицинскую помощь и защитить свои профессиональные интересы.

Правовой консультант Э.И. Мухитова