Правовой статус пациента: обязанности при получении медицинской помощи и ответственность за их нарушение


Правовой статус пациента является слабым звеном в юридическом обеспечении здравоохранения. Действующее законодательство, в частности, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, содержит нормы, закрепляющие права пациентов, но почти не содержит норм, регламентирующих обязанности пациентов и ответственность за их нарушение.

Однако вышеуказанное обстоятельство, на мой взгляд, не свидетельствует о полном отсутствии обязанностей у пациентов.

История правового регулирования медицинской деятельности в России, современное состояние нормативно-правовой базы, а также принятые в обществе нормы морали и нравственности позволяют выделить следующие обязанности пациента:

— предъявление при обращении за медицинской помощью страхового полиса и документа, удостоверяющего личность;

— информирование лечащего врача обо всех проблемах со здоровьем (в том числе о ВИЧ, сифилисе, гемофилии, гепатитах, аллергических реакциях или индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, о злоупотреблении алкоголем или наркотическими средствами);


— соблюдение предписаний лечащего врача относительно приема лекарственных средств, соблюдение режима, диеты, которые рекомендованы пациенту в связи с заболеванием;

— соблюдение правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;

— соблюдение правил поведения, сводящих к минимуму заражение другого лица болезнями, которыми страдает пациент;

— явка на профилактические медицинские осмотры в сроки, указанные медицинским работником.


Первая обязанность пациента при обращении за бесплатной медицинской помощью — предъявить страховой медицинский полис и документ, удостоверяющий личность. Эта обязанность установлена пунктом 6.2 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Республике Татарстан (далее — Правила).

В медицинские учреждения довольно часто обращаются пациенты, которые по разным причинам не могут предъявить страховой медицинский полис или паспорт. Медицинские регистраторы объясняют пациентам, что лечебное учреждение не может принять их без страхового полиса и паспорта, и требуют принести документы. В итоге пациенты ругаются и жалуются в страховые медицинские организации.

Следует отметить, что в данном случае речь идет об отказе в оказании медицинской помощи. Возникает законный вопрос: правомерны ли действия медицинских работников?

Ответ на этот вопрос необходимо разделить на три ситуации:

1) отсутствие страхового полиса, 2) отсутствие паспорта, 3) отсутствие и полиса, и паспорта.

1)     Отсутствие полиса обязательного медицинского страхования.

Пунктом 6.2 Правил предусмотрено, что в случае необходимости получения медицинской помощи застрахованным, не имеющим возможности предъявить страховой полис, он указывает застраховавшую его страховую медицинскую организацию или обращается в Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, которые обязаны подтвердить медицинскому учреждению факт страхования. В этом случае медицинское учреждение вправе требовать письменного подтверждения факта страхования со стороны страховой компании или Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.

Таким образом, отказ в оказании медицинской помощи в данном случае неправомерен, если пациент указывает свою страховую компанию или обращается в Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.

2)     Отсутствие документа, удостоверяющего личность.

Пункт 6.2 Правил обязывает пациента предъявлять вместе со страховым полисом документ, удостоверяющий личность. Вместе с тем ни Правила, ни другие нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня документов, удостоверяющих личность. В связи с этим медицинские работники задаются вопросом: какие документы они могут принять в качестве документов, удостоверяющих личность. Решение вопроса чаще всего сводится к следующему: медицинские работники требуют предъявить основной документ, удостоверяющий личность — паспорт.

Поэтому необходимо выяснить, является ли данное решение правильным, правомерно ли такое требование со стороны медицинских работников.

Следует иметь ввиду, что предъявление пациентом документа, удостоверяющего личность, необходимо для идентификации его личности и подтверждения принадлежности страхового полиса данному лицу.

Предположим, что пациент предъявил медицинскому регистратору водительское удостоверение. Водительское удостоверение — это документ, содержащий фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, а также место жительства его владельца. Кроме того, водительское удостоверение содержит фото, позволяющее идентифицировать его владельца. Следовательно, водительское удостоверение позволяет идентифицировать личность пациента и подтвердить принадлежность страхового полиса данному лицу. Значит, оно может служить документом, удостоверяющим личность пациента.

Таким образом, отказ в оказании медицинской помощи в данном случае неправомерен, если пациент предъявил документ, позволяющий идентифицировать его личность.

3)     Отсутствие страхового полиса и документа, удостоверяющего личность.

Пункт 6.2 Правил устанавливает: отсутствие страхового полиса или документа, удостоверяющего личность, не может являться основанием для отказа в оказании медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях.

Следует отметить, что медицинское учреждение имеет право самостоятельно устанавливать обязанности пациентов, при условии, что они не будут нарушать их конституционные и иные законные права. В частности, правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения могут содержать следующие обязанности пациентов: выполнять требования лечащего врача; соблюдать тишину, чистоту и порядок; придерживаться режима дня; курить только в отведенных для этого местах и т.д., а также устанавливать перечень нарушений: грубое, неуважительное отношение к персоналу; неявка или несвоевременная явка на прием к врачу или на процедуру; прием лекарственных препаратов по собственному усмотрению; самовольный уход из стационара и т.д.

Следует отметить, что пациенты должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях. Права и обязанности пациентов могут быть доведены до их сведения путем размещения соответствующей информации на информационных стендах в лечебном учреждении, а также путем их закрепления в документах, требующих подписи пациента.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в статье 58 предусматривают: лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.

Таким образом, в данной норме выражена своеобразная ответственность пациента за несоблюдение предписаний лечащего врача или правил внутреннего распорядка лечебного учреждения.

Анализ данной нормы позволяет выявить, по крайней мере, два вопроса: кого следует считать «соответствующим должностным лицом» и в какой форме должно быть выражено указанное согласование? На мой взгляд, отказ от наблюдения и лечения пациента должен быть согласован с руководителем лечебного учреждения и выражен в письменной форме, путем издания соответствующего приказа (распоряжения) руководителя.

Необходимо отметить, что нормативными документами установлена ответственность медицинского учреждения и медицинских работников за нарушения прав пациентов, в том числе, за отказ в оказании медицинской помощи.

Так, в соответствии со ст. 68 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские и фармацевтические работники обязаны возместить ущерб в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 124 Уголовного кодекса РФ неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. Неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Медицинские работники должны знать и помнить, что они несут уголовную, административную, гражданскую и дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.

Э.И. Мухитова, правовой консультант