Предложения ПФО в общей сложности


p1130426Значимое для всего Приволжского федерального округа мероприятие состоялось 15 октября в Казани. Заседание координационного совета по послевузовскому образованию специалистов здравоохранения ПФО проходило под патронажем Казанской государственной медицинской академии.  Актуальные вопросы качества послевузовской подготовки врачебных кадров в свете государственной концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года —  так прозвучала основная тема совещания.

О значении данного мероприятия мы попросили дать комментарий представителей регионов, участвующий в Координационном Совете.

zuyatdinovРеспублика Татарстан — координаторы. К.Ш. Зыятдинов — ректор Казанской государственной медицинской академии:

Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его роль и место в развитии государства. Европейское региональное бюро Всемирной организации  здравоохранения и Всемирная федерация медицинского образования в последние годы уделяют большое внимание развитию системы подготовки врачебных кадров на медицинских факультетах университетов и в медицинских вузах. На берлинской встрече министров образования европейских стран в сентябре 2002 года Россия присоединилась к Болонскому процессу.  Это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Республика Чувашия. Семенова Э.Н. — начальник отдела кадровой политики и связи с общественностью Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:


— Мы присутствуем на Координационном совете впервые.  Мы знаем, что на заседаниях всегда обсуждаются актуальные темы, потому что система последипломной подготовки постоянно совершенствуется. Учитывая, что меняется и нормативная база, я считаю, что это заседание интересно вдвойне.

gerasimovaЛ.И. Герасимова — ректор института усовершенствования врачей министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, доктор медицинских наук, профессор:

— Для меня значение координационного совета достаточно высоко, поскольку здесь озвучиваются все конкретные вопросы, касающиеся непосредственно моей деятельности. Координационный совет проводится ежегодно, и создается такое впечатление, что проблемы не заканчиваются, а, наоборот, увеличиваются. Очень много вопросов связано с нормативной базой, а она у нас в России слишком сложная, многогранная. И то, что мы здесь собираемся, выявляем все сложные углы, вполне возможно, окажет влияние на дальнейшие события в системе послевузовского образования.

gorbunovРеспублика Удмуртия. Ю.В. Горбунов  — проректор по дополнительному и последипломному образованию Ижевской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор:


—  Заседание Координационного совета проводится традиционно раз или два года, в  зависимости от того, какие проблемы назревают в нашей отрасли. На сегодняшний день программа выстроена достаточно хорошо, потому что для того, чтобы что-то существенно сдвинуть в медицинской области, необходимо определится с большей частью с медицинской эффективностью. То есть, если мы говорим о здоровье нашего  населения, то естественно, мы должны  выстроить концепцию — каким образом подготовить врача. Координационный совет и решает в первую очередь проблему взаимоотношения наших практических врачей и возможность повышения их квалификации. Безусловно, те приоритеты, которые расставлены на сегодняшний день, а именно, каким образом должна быть выстроена медицинская деятельность,  как часто должен учиться специалист, какие возможности, каков путь к освоению новых высокотехнологичных методик, в принципе, мы возвращаемся к системе последипломного образования, когда мы можем добиться хорошей медицинской эффективности по повышению квалификации врача.

Сегодня мы также говорим о том, какие предложения, возможно, поправки необходимо внести в нормативно-правовое обеспечение послевузовского образования, таким образом повысить квалификацию докторов. В-первую очередь, речь идет о национальном проекте «Здоровье». Финансирование этот проекта позволяет закупать хорошие учебные классы. На мой взгляд, наша республика вписывается в формат сегодняшнего события, поскольку мы также участвуем в Приоритетном национальном  проекте «Здоровье».

Ульяновская область. Песков А.Б. — декан факультета последипломного, дополнительного высшего сестринского образования Ульяновского государственного университета, доктор медицинских наук, профессор:

—  Значимость мероприятия высокая, а если говорить конкретно, то например, у меня с собой два предложения, которые, наверное, будут интересными и представителям других регионов. Первое предложение заключается в бесфинансовом обмене лекциями через мультимедийные телемедицинские технологии, а второе — по внедрению системы непрерывного последипломного образования У многих выступающих  сегодня есть также предложения, которые идут векторно в ту же самую сторону.

soloninaПермский край. Солонинина А.В. — проректор Пермской государственной фармацевтической академии, профессор, д.фарм.н.:

—  Пермская фармакадемия — один из ведущих и старейших фармацевтических вузов в стране. Их всего три по России. Каждый год мы принимаем 220 человек на очный и столько же на заочный факультеты. У нас также есть факультет дополнительного образования и довузовская подготовка. Есть аспирантура, докторантура, диссертационный совет. Мы охватываем практически все уровни профессионального образования. В академии учатся иностранцы из 14 стран. Как видите, вуз достаточно большой и со своими традициями.

—  Как построена система дополнительного профессионального образования в академии?

perm—  В фармации есть некоторая специфика. После окончания института все выпускники должны пройти интернатуру, которая дает им право на получение одной из основных специальностей, то есть дает право на работу. Мы готовим специалистов по трем специальностям. Это управление и экономика фармации, фармацевтическая технология и фармацевтическая химия, фармакогнозия. Конечно, этих трех специальностей не достаточно в виду многообразия функций, которые выпускники  выполняют в своей последующей работе.  Сегодня  отсутствует дополнительные специальности. Хотя, на наш взгляд,  необходимо расширить перечень. В частности, мы предлагаем введение новой специальности «Общая фармацевтическая практика». Поскольку провизор-интерн после окончания интернатуры получает, например, специальность «Управление и экономика фармации». Это специалист-руководитель, но в этой должности работать он не имеет права. В Постановлении Правительства «О лицензировании фармдеятельности» прописано, что на должность руководителя допускаются лица, имеющие высшее фармобразование и  стаж работы не менее 3-х лет. Выпускник сможет работать только рядовым сотрудником, имея сертификат по специальности «Управление и экономика фармации».  То есть, остаются проблемы, связанные с номенклатурой специальностей.

Что касается номенклатуры должностей, то нигде не продифференцированы должности , которые занимают специалисты со средним и высшим образованием. Получается, что одни и те же должности могут занимать специалисты имеющие разное образование, разный уровень подготовки.

—  Вы первый раз участвуете в работе Координационного Совета. Чем интересно участие?

—  Специальность фармацевтическая, как и медицинские, входит в систему здравоохранения. Нам интересно послушать о том, как в других регионах построена система послевузовского и дополнительного профессионального образования, как  они решают проблемы, а также поделиться своим накопленным  опытом. Хотелось бы познакомить коллег со спецификой фармацевтического образования и найти общий язык. Фармацевты и медики должны работать вместе, понимая и уважая друг друга, чтобы все силы были направлены на качественную медицинскую и фармацевтическую помощь.

В Конституции РФ четко прописаны права человека по охране здоровья. Это право имеет каждый. Государство обязано выстроить  эту систему. Неправильное применение  лекарств в медицинской практике — это очень серьезная проблема. Кроме фармацевтов врачам не у кого получать информации. К сожалению, сегодня система фарминформации утрачена. Производители влиять на этот процесс не должны. На мой взгляд, надо восстанавливать систему фармацевтической информации, и в каждом ЛПУ должна быть введена должность провизора-информатора, который бы доносил объективную информацию до медиков. Это позволит врачам рационально назначать лекарства и выявлять побочные  реакции.

usanovaРеспублика Мордовия. Усанова А.А. — директор медицинского института Мордовского  государственного университета, к.м.н.:

—  Нашему институту 43 года. У нас обучаются более 2000 студентов со всех регионов России, а также с Ближнего и Дальнего зарубежья, Республика Йемен, Пакистан, Индия, Шри-Ланка и др. Иностранцев среди студентов  более 200 человек. Они с удовольствием к нам едут, потому что сразу у себя на родине подтверждают наш диплом. Многие из низ возвращаются и защищают кандидатские диссертации.

У нас два диссертационных совета, пять признанных научных школ по всей России.

Наша особая гордость — это студенческая наука. По России по количеству студенческих работ и медалей, дипломов мы заняли 1 место.

Практически все выпускники института работают по специальностям. Надо сказать, что у нас до сих пор проводится распределение.

mordoviaПри институте есть Центр повышения квалификации, на базе которого проходят сертификационные циклы. Здесь повышают свою квалификацию врачи по всем специальностям. У нас есть клиническая ординатура, интернатура по более 20 специальностям. В настоящее время предпочтение отдают, таким специальностям как акушерство-гинекология, анестезиология и реаниматология, дерматовенерология.

Слово приветствия произнес министр здравоохранения РТ А.З. Зыятдинов.

Открыл конференцию ректор КГМА К.Ш. Зыятдинов. Председатель Совета выступил с докладом «Актуальные вопросы совершенствования послевузовской и дополнительной профессиональной подготовки специалистов здравоохранения в свете государственной конфепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года».

«Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, способным многократно повысить эффективность деятельности системы в целом. Именно это и обуславливает осуществление единой кадровой политики в системе здравоохранения Российской Федерации», — отметил в своем выступлении ректор КГМА.

Также он подчеркнул, что существующую дистанцию между системой подготовки и повышения квалификации кадров и практическим здравоохранением необходимо минимизировать.

Внимание докладчика было обращено и на такой немаловажный процесс, имеющий, как отметил Камиль Зыятдинов, глобальное значение при последипломной подготовке кадров — рынок образовательных услуг.

«существующая на сегодняшний день система аттестации медицинских и фармацевтических работников имеет серьезные недостатки. Не должно  быть врачей высшего, первого и второго сорта, то есть категории. Врач должен иметь право работать самостоятельно или не иметь его. Все остальное должен определять рынок медицинских услуг. С целью реализации задачи по подготовке квалифицированных медицинских и фармацевтических кадров системы здравоохранения назрела необходимость создания единой Государственной системы аттестации специалистов здравоохранения», — прокомментировал председатель Координационного совета.

Далее выступил проректор по последипломному образованию Нижегородской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор Ю.Н. Филиппов. Его выступление было обращено к проблемам нормативно-правового обеспечения послевузовского образования специалистов здравоохранения.

«Актуальность проблемы определяется тем, что именно послевузовское профессиональное образование, занимая центральное место в структуре подготовки кадров старшего звена отрасли и являясь связующим звеном между додипломным — студенческим уровнем и практическим здравоохранением, в значительной степени определяет уровень готовности молодого специалиста к работе в отрасли. В свою очередь качество подготовки на послевузовском уровне находится в непосредственной зависимости от правовой регламентации, которая должна охватывать все направления данного процесса», —  отметил докладчик.

p1130417Что касается предложений, то профессор внес следующие: «Опыт практической работы по организации и проведению обучения специалистов на послевузовских формах профессиональной подготовки позволяет сделать вывод о крайней необходимости регламентации данного направления работы вузов на уровне подзаконных актов. В первую очередь, данная проблема касается одногодичной формы послевузовской профессиональной подготовки. Обновление и совершенствование нормативной базы позволит унифицировать систему подготовки по различным формам послевузовского образования, будет способствовать большему взаимопониманию между органами управления здравоохранением, практическими врачами и вузами и, что наиболее важно — повышению качества подготовки специалистов».

Подготовке врачей общей практики в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» был посвящен доклад ректора Пензенского института усовершенствования врачей, д.м.н., профессора А.И. Кислова.

Его предложения заключались в следующем:

—  В рамках концепции непрерывного профессионального образования врачей общей практики необходимо повышать квалификацию как путем самоподготовки, так и на циклах ПК по актуальным вопросам профессиональной деятельности (72-144 ч.) не реже 1 раза в год.

—  Активно внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии для освоения практических навыков применением новых медицинских тренажеров и симуляторов.

—  Развивать дистанционное обучение, как перспективное направление в системе непрерывного профессионального образования ВОП.

Далее выступил директор института последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета М.С. Кунафин. В своем сообщении он рассмотрел вопросы подготовки и переподготовки, сертификации, аттестации медицинских и фармацевтических работников при реализации приоритетного национального проекта в здравоохранении с учетом повышения качества подготовки специалистов и целевой их направленности.

Заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области Е.И. Полубенцева представила доклад «Переход к системе непрерывного профессионального развития специалистов здравоохранения, предпосылки и пути развития».

О том, как внедряются современные образовательные технологии в систему послевузовского и дополнительного профессионального образования, доложил в своем сообщении проректор по учебной работе Пензенского института усовершенствования врачей, к.м.н., доцент В.А. Типикин.

О совместной работе Кировской ГМА и Департамента здравоохранения Кировской области по подготовке специалистов для лечебно-профилактических учреждений области был представлен доклад проректора по дополнительному и последипломному образованию Кировской ГМА, д.м.н., профессора А.Г. Кисличко.

«Очень важной проблемой, которую приходится нам совместно с департаментом здравоохранения решать, является проблема клинических баз образовательных учреждений. В высшей медицинской школе действует принцип единства образования, науки и клиники. Если на собственной клинической базе акценты лечить или учить, можно расставить верно, то это весьма затруднительно, если кафедра работает на базе больницы. Крайне необходима оптимизация правовых и экономических взаимоотношений между академией и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы», — отметил профессор.

Доклад «Последипломное медицинское образование в Ульяновской области, состояние и перспективы развития» представил декан факультета последипломного, дополнительного и высшего сестринского образования Ульяновского государственного университета, д.м.н. профессор А.Б. Песков.

«Перспективы развития последипломного образования медицинских специалистов региона мы связываем с внедрением уже давно обсуждаемой «непрерывности» процесса обучения. В текущем году сотрудниками факультета при консультативной поддержке специалистов Минздрава области начата работа по пробному применению системы непрерывного последипломного образования врачей по специальностям «терапия» и «общая врачебная практика» в ряде поликлиник города. Первые результаты этой деятельности появятся приблизительно через год, и мы обязательно сообщим о них в печати и на соответствующих форумах», — отметил  профессор А.Б. Песков.

О номенклатуре специальностей в системе послевузовского и дополнительного профессионального фармацевтического образования, проблемах и путях решения сообщила в своем докладе проректор по последипломному образованию и внебюджетной деятельности Пермской государственной фармацевтической академии, д.ф.н., профессор А.В. Солонинина.

Заместитель министра здравоохранения Республики Мордовия  В.Н. Ревва представил доклад «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов первичного звена в Республике Мордовия».

Итоги заседания подвела проректор по инновационной деятельности, международным и внешним связям КГМА, к.м.н., доцент Г.Р. Хузина. После ее выступления началось обсуждение проблемных вопросов. Участники Координационного совета вносили свои предложения и изменения в общий проект. Завершилось заседание принятием общего решения по результатам голосования.

Екатерина Лобанова,

Ляйсан Халикова