Актуальность проблемы вырисовывается уже достаточно серьезно: речевые расстройства у детей в последнее время встречаются очень часто. Об этом говорится специалистами-неврологами, психиатрами, логопедами на семинарах, симпозиумах, конференциях и различных съездах. И не только говориться, но и делается — появляются научные исследования и практические достижения относительно коррекции речевых расстройств.
На кафедре детской неврологии Казанской государственной медицинской академии этой проблемой занимаются вплотную. На эту тему мы ведем беседу с ассистентом кафедры, кандидатом медицинских наук Мариной Владимировной Белоусовой.
— Все мы хотим, чтобы наши дети не только понимали речь, но и могли правильно и красиво излагать свои мысли (устно и письменно — и желательно на нескольких языках!), чтобы они читали книги и испытывали удовольствие от общения. Но почему-то не всем детям это удается.
Речевые расстройства у детей — это актуальная проблема современности, вызывающая обеспокоенность врачей, логопедов, воспитателей, педагогов, родителей. Речевые нарушения выявляют и корригируют педиатры, неврологи, психиатры, логопеды, педагоги-психологи. Единого специалиста, призванного заниматься этой проблемой, — нет.
— Каковы причины и виды речевых расстройств у детей?
— Нарушения психического и речевого развития часто наблюдаются у детей с перинатальной патологией ЦНС, вследствие церебральной гипоксии-ишемии, родовой травмы ЦНС, внутриутробных инфекций, системных дисметаболических нарушений. Патогенетические механизмы церебральных повреждений при этих состояниях в конечном итоге приводят к аноксии и гибели клеток нервной ткани. Нарушения развития речи могут возникать под влиянием наследственных факторов. Нельзя обойти вниманием и психо-социальные условия, в которых развивается малыш. Двуязычие в семье, лингвистически бедное окружение ребенка, отсутствие эмоционально окрашенной, хорошо интонированной, богатой оттенками речи, обращенной к ребенку, дефицит совместного времяпровождения (с чтением книг, разучиванием стихов и песен) — все это затрудняет правильное формирование речи у ребенка раннего возраста.
К числу наиболее тяжелых расстройств развития речи у детей раннего возраста относятся алалии — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Часто отмечается дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
Серьезную озабоченность вызывает рост расстройств аутистического спектра, при которых также отмечаются проблемы с речью. Дети не обращают внимания на речь взрослых, не реагируют на свое имя, не выполняют простые вербальные инструкции, затруднено использование жестов, мимической экспрессии. Иногда у родителей создается впечатление, что у ребенка нарушен слух, настолько трудно бывает привлечь его внимание и вступить в контакт. Отмечается склонность повторять одни и те же стереотипные фразы (например, из мультфильмов), порой вне контекста, а не конструировать собственные высказывания; типичны эхолалии (повтор чужих слов). Главным является то, что ребенок не стремится использовать речь с целью общения.
— Какого возраста дети наиболее уязвимы?
— Каждый возраст уникален. Интересен ранний возраст (от 0 до 3-х лет), когда мы наблюдаем, как ребенок пытается осваивать язык взрослых, используя речь для выражения своих потребностей и желаний. У многих детей возникают проблемы с произношением, и очень важна спокойная, доброжелательная помощь в преодолении этих трудностей. Бывает, что активный, подвижный ребенок торопится общаться с миром, а язычок не успевает за полетом мысли — и появляются запинки в речи, нарушается ее плавность. Заикание может быть проявлением невротических расстройств и возникать вследствие воздействия психотравмирующих факторов, стрессов, переутомления на фоне повышенной нагрузки. Это возможно на этапе адаптации к режиму дошкольного учреждения или школы у эмоционально лабильных, тревожных детей. Возрастной диапазон для этих расстройств — 4- 6 лет.
Еще одна возрастная вершинка — это возраст 7-8 лет, начало школьных занятий. Ответы у доски перед всем классом, страх и неуверенность в себе и своих знаниях, боязнь порицания и плохих оценок — все это можно отнести к факторам, провоцирующим у некоторых детей элективный мутизм. Это состояние невротического генеза — «отказ от речи», при сохранном речевом аппарате. В данном случае основное направление терапии — психокоррекция.
К нарушениям речи (письменной) относятся дисграфия и дислексия. Дисграфия — это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой, в усвоении грамматики родного языка. Дислексия — нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в ошибках стойкого характера, связанных с затруднением опознания и узнавания букв; с затруднением слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова и к искаженному пониманию прочитанного. Эти расстройства «маскируются» под неуспеваемость, нерадивость, невнимательность, интеллектуальную несостоятельность. Дети, не овладевшие ко 2-классу чтением и письмом, получают низкие оценки и становятся объектами насмешек сверстников. Долгое время они остаются один на один со своими проблемами, так как родители и учителя не расценивают данные симптомы как проявления болезни. Дети попадают к психоневрологам с сопутствующими проблемами — не хотят ходить в школу, убегают с уроков, дерзят учителям. Ранняя обращаемость к врачу, комплексная терапия, логопедическая помощь способны избавить ребенка от этих проблем и для него «учение не станет мучением».
— То есть, для того, чтобы успешно заниматься коррекцией речевых расстройств, необходима консолидация специалистов?
— Верно. Работа междисциплинарной команды специалистов в диагностике и коррекции речевых расстройств особенно эффективна. Конструктивное взаимодействие врача-невролога, психиатра, психотерапевта, логопеда-дефектолога помогает продумать и составить комплексную программу помощи ребенку с нарушением речи. Лечение не ограничивается 1-2 курсами медикаментозной терапии. Предстоит продолжительная коррекционно-логопедическая и психокоррекционная работа с ребенком и его семьей, потребуется активное участие и эмоциональная «включенность» родителей — ответственных, думающих и желающих помочь своему ребенку.
— Какими должны быть действия специалистов?
— В первую очередь, они должны быть согласованными и своевременными. Наиболее эффективно раннее начало занятий по развитию речи, повышение интереса к звучащей речи и мотивация к самостоятельному «говорению». Нужны квалифицированные советы логопеда, нужна артикуляционная гимнастика — и чем раньше, тем лучше.
В плане диагностики задержки речевого развития у детей обязательными являются консультации невролога, психиатра, ЛОР-врача, сурдолога, генетика. Рекомендации каждого из специалистов — неотъемлемые составные части единого целого, без которых понимание проблемы конкретного ребенка будет неполным.
— Какие современные лекарственные препараты используются для коррекции речевых нарушений у детей?
— В основном — это препараты ноотропного ряда. Они широко представлены на современном фармацевтическом рынке. Эффективность ноотропов достаточно высока, но, для достижения лучших результатов прием лекарств следует сочетать с логопедическими и коррекционными занятиями. В некоторых случаях требуется назначение сосудистой, нейропротекторной, витаминной, седативной терапии для лечения сопутствующих расстройств.
— Что, на ваш взгляд, является наиболее перспективным в коррекции речевых расстройств у детей?
— Создание коррекционно-диагностических центров дневного пребывания.
В Казани такие центры есть, но их недостаточно. Командное взаимодействие специалистов, использование современных методов ранней диагностики и адекватной комплексной терапии, повышение родительской компетентности в рамках семейно-центрированного подхода — вот, на мой взгляд, основные условия, которые позволят обеспечить своевременность оказания помощи детям с речевыми нарушениями и повысят ее эффективность.
Екатерина Лобанова