УДК 616-006:614.2(470.41)
Представлены результаты создания онкологического кластера и применения информационных технологий в организации работы врачей-онкологов первичных онкологических кабинетов и отделений Республики Татарстан. Показано несомненное преимущество единого информационного пространства онкологической службы для ранней диагностики злокачественных новообразований.
Use of information technologies at the managements of the oncological help to the population of the Republic of Tatarstan
The results create a cancer cluster and the application of information technology in the organization of oncologists primary oncology units and departments of the Republic of Tatarstan are presented. It is shown obvious advantage of uniform information space oncology services for the early detection of cancer.
Удовлетворение потребности граждан в сохранении и укреплении здоровья является одним из приоритетов государственной политики в области охраны здоровья населения в нашей стране. Одним из основных требований к организации онкологической помощи является обеспечение ее качества. Качество онкологической помощи обусловлено как развитием первичной медицинской сети, так и высокотехнологичными видами медицинской помощи. Оба эти компонента требуют обеспеченности информационными системами, квалифицированными медицинскими кадрами и эффективного менеджмента медицинских организаций, обеспечивающего экономическую эффективность и медицинскую результативность используемых ресурсов здравоохранения [1].
По состоянию на 01.01.2012 в Республике Татарстан проживает 3 786 488 человек, в том числе 1 748 443 (46,18%) мужчины и 2 038 045 (53,82%) женщин [2]. Абсолютное количество впервые выявляемых больных составляет в Республике около 11 000 ежегодно или, по данным 2011 года, 352,2 случая 100 тыс. населения, в РФ — 364,2. Смертность от злокачественных новообразований составляет более 170 случаев на 100 тыс. населения (по РФ — 204.4) [3].
В целях совершенствования онкологической помощи населению и снижения социально-экономического ущерба, связанного с заболеваемостью населения злокачественными новообразованиями (ЗНО), назрела необходимость широкого внедрения новых форм управления отраслью. Важнейшими ресурсами для достижения запланированного уровня качества медицинской помощи являются ресурсы информационные.
Республика Татарстан была включена в Национальную онкологическую программу в 2010 году по титулу регионального онкологического диспансера [4] и в 2011 году по титулу окружного онкологического диспансера [5].
В рамках программы, в конце 2010 г. Министерство здравоохранения Республики Татарстан совместно с Центром информационных технологий РТ приступили к реализации проекта по внедрению информационной системы, объединяющей учреждения здравоохранения, участвующие в оказании медицинской помощи при онкологических заболеваниях: первичные онкологические кабинеты/первичные онкологические отделения и стационарные отделения ЛПУ. Объектом исследования явились учреждения здравоохранения Республики Татарстан, участвующие в оказании первичной медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях.
Результаты
На начало 2010 года медицинская помощь населению при онкологических заболеваниях предоставлялась в учреждениях здравоохранения первичной медико-санитарной помощи и в специализированных онкологических учреждениях. При этом подразделения первичной онкологической помощи были представлены лишь в поликлиниках центральных районных больниц (43 учреждения здравоохранения). Из них были укомплектованы сертифицированными врачами-онкологами только 34,9% учреждений (15 учреждений здравоохранения). В поликлиниках столицы Татарстана, г. Казани, и в г. Набережные Челны таких подразделений не было. Выявление пациентов осуществлялось, в основном, в ходе обращений пациентов к различным врачам-специалистам. Каждый врач в силу своей компетенции принимал решение о направлении пациентов в Республиканский клинический онкологический диспансер, зачастую не проводя даже минимального объема исследований. В результате постоянным явлением были очереди в регистратуру, как правило, в первые дни недели и в первую половину дня, длительное ожидание пациентами приема врачей.
В результате проведенных мероприятий в Республике Татарстан в течение 2010 года были сформированы 70 первичных онкологических кабинета (ПОК) и 6 первичных онкологических отделения (ПОО). Из них 45 — в районах республики, 8 — в г. Набережные Челны и 23 — в г. Казани. В г. Набережные Челны на базе реконструируемого и модернизируемого учреждения ГБУЗ «Закамская БСМП» организовано стационарное онкологическое отделение на 55 коек для специализированного и высокотехнологичного лечения онкологических заболеваний. Стратегией развития здравоохранения предусмотрено также использование ресурса межмуниципальных сосудистых центров в городах Арск, Буинск и Чистополь для высокотехнологичной диагностики новообразований жителей районов РТ.
Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 сентября 2010 г. осуществлено создание в Республике единого онкологического учреждения, что способствовало повышению эффективности деятельности онкологической службы и дальнейшему повышению качества медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Схема на рис. 1 наглядно показывает сложившуюся систему онкологической помощи в РТ.
Рисунок 1. Структура онкологического кластера в Республике Татарстан
Таким образом, в республике все учреждения, участвующие в организации онкологической помощи населению, функционально объединены в онкологический кластер, который может быть представлен в виде пирамиды. Основой системы онкологической помощи являются учреждения здравоохранения, расположенные по месту проживания пациентов. Именно там силами врачей поликлиник и фельдшеров происходит выявления подозрения на онкологическое заболевание. При необходимости пациент направляется в первичный онкологический кабинет. Этот кабинет структурно является подразделением той же поликлиники по месту жительства пациента. Но функционально это этап первичной онкологической помощи.
На первичные онкологические кабинеты (ПОК) возложены задачи по обеспечению консультативной, диагностической помощью больным с онкологическими и предопухолевыми заболеваниями, по своевременному направлению больных в онкологическое учреждение для определения тактики ведения, диспансерного наблюдения онкологических больных, мониторинга за состоянием здоровья пациентов групп риска.
В рамках проекта подразделения онкологической помощи учреждения здравоохранения были оснащены персональными компьютерами, проведена локальная сеть до каждого онкологического кабинета, осуществлен монтаж локальной сети в подразделениях Республиканского клинического онкологического диспансера в г. Казани, г. Набережные Челны и г. Альметьевске.
Обсуждение
Для анализа медицинской результативности проведенных мероприятий использовался анализ отчетных форм, утвержденных Приказом МЗ СР РФ от 18.01.2010 г. № 16 [6]. В 2011 году в первичных онкологических кабинетах с целью выявления новообразований было осмотрено 118 643 человека, что на 12,1% больше, чем в 2010 году (104 237). Из них были направлены для уточняющей диагностики в РКОД МЗ РТ 34 000 пациентов (в 1,5 раза больше, чем в 2010 году — 21 902). Вместе с тем доля больных из числа направленных в РКОД МЗ РТ, у которых диагноз впоследствии был подтвержден, составила в 2011 году 33,1%, что на 15,1% ниже, чем в предыдущем (48,2%), хотя в абсолютных числах в 2011 году диагноз подтвержден у большего числа больных, чем в 2010 году (11 243 и 10 558 соответственно). Это указывает на гипердиагностику состояний, которые расцениваются врачами первичной медицинской сети, как подозрительные на онкологическую патологию. Доля больных, выявленных на поздних стадиях развития злокачественных новообразований, снизилась за рассматриваемый период на 0,5% и составила 30,7% (в 2010 году — 31,2%; в РФ — 29,8%).
Заключение
Информационная интеграция первичных онкологических кабинетов и отделений позволяет организовать мониторинг качественных показателей онкологической помощи всему населению РТ. Формирование единого информационного пространства онкологической службы РТ на основе компьютерных технологий в виде популяционного ракового регистра значительно увеличило возможность для анализа широкого спектра информации, характеризующей качество онкологической помощи населению. Реализация проекта позволяет своевременно принимать обоснованные и адекватные медицинские и организационные решения, способствует повышению качества онкологической помощи жителям РТ.
И.Ф. Раббаниев, Р.Ш. Хасанов, К.Т. Шакиров, И.А. Гилязутдинов, С.Е. Габитова
Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ, г. Казань
Раббаниев Ильдар Фуатович — кандидат медицинских наук, заместитель главного врача
Литература:
1. Кравец Б.Б., Климова Н.И., Громова Э.В., Припачкина А.П. Некоторые аспекты совершенствования управления качеством онкологической помощи // Современная онкология. — 2004. — № 2. — С. 49-51.
2. Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам РТ за 2007-2011 годы): А.З. Фаррахов, В.Г. Шерпутовский, Н.И. Молокович [и др.]. — Казань, 2012. — 264 с.
3. Чиссов В.И. Состояние онкологической помощи населению России в 2011 году / В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Г.В. Петрова. — М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздравсоцразвития России, 2012. — 240 с.
4. Правительство Российской Федерации / Постановление № 1156 от 31.12.2009 г. «О финансовом обеспечении в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями».
5. Правительство Российской Федерации / Постановление № 1222 от 31.12.2010 г. «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями».
6. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации / Приказ от 18 января 2010 г. № 16, Приложение 3 «Об утверждении Порядка организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ».