В настоящее время неуклонно уменьшается количество производственных аптек, и роль провизора нередко сводится к реализации готовых лекарственных форм, что приводит к преобладанию торговых функций аптек.
Особенностями деятельности провизоров и фармацевтов при реализации лекарственных средств БРО и других групп аптечных товаров является противоречие между специальными — фармацевтическими и торговыми функциями, что отмечается провизорами – слушателями циклов повышения квалификации как одна из основных проблем профессиональной деятельности.
Как работник здравоохранения, рецептар ориентирован на благо пациента, сохранение и укрепление его здоровья. Статья 1.1. «Этического кодекса фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)» гласит: «Основная задача профессиональной деятельности фармацевтического работника — охрана здоровья человека», статья 1.3 регламентирует, что фармацевтический работник должен принимать профессиональные решения исключительно в интересах пациента [1].
Однако как торговый работник рецептар непосредственно заинтересован в получении прибыли, увеличении объема продаж аптечных товаров, в том числе и лекарственных средств БРО. Возникающий при этом конфликт интересов продавца (аптеки) и покупателя (пациента) представлен в таблице.
Конфликт интересов аптеки (продавца) и потребителя (пациента)
Интересы | Аптека | Пациент |
Реализация ОТС-препаратов | Продать
| Получить качественную фармацевтическую консультацию и приобрести необходимый минимум лекарственных средств безрецептурного отпуска |
Реализация БАД | Продать наибольшее количество БАД | Приобретение БАД-нутрицевтиков |
Продажа сопутствующих аптечных товаров | Максимальная реализация | Приобретение только необходимых товаров |
Поскольку в настоящее время не утверждены стандарты фармацевтического консультирования, то рекомендации провизора (фармацевта) при отпуске лекарственных средств без рецепта не всегда учитывают финансовые интересы пациента. А.Р.Уразманов отмечает, что для этики современного фармацевтического бизнеса характерна ориентация на продажу самых дорогих и поддерживаемых рекламой лекарственных средств (71%) [2, 3].
Имеющееся противоречие между интересами специалиста, получающего вознаграждение в зависимости от объема выручки, интересами аптеки, являющейся торговой организацией, и, с другой стороны, необоснованными финансовыми расходами потребителя фармацевтических товаров и услуг, может быть разрешено стандартами оказания фармацевтических услуг (фармацевтической опеки) и аптечного мерчандайзинга, представляющими полную и достоверную информацию.
Правовое поле оказания фармацевтической помощи в настоящее время несовершенно и требует дополнения для защиты прав потребителя фармацевтических услуг.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ) [4] устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора: «Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Основой правильного выбора пациентом лекарственных средств безрецептурного отпуска и изделий медицинского назначения является полнота представления информации о наличии товаров данных групп и цен на них, независимо от их физико-химических свойств и регламентированных условий хранения.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» [5] также регламентируется необходимость представления информации об аптечных товарах в торговом пространстве аптечных организаций: согласно п.2.9 «В аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены: «…ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций». Таким образом, термином «предлагаемые» устанавливается, что посетителю аптеки должна быть представлена информация о цене не только аптечных товаров, расположенных в витринах, но всех имеющихся товаров, допустимых к реализации без рецепта врача.
Однако на практике посетитель аптеки может ознакомиться с ценами только на товары, представленные в витрине. П.6.11 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2003 г. № 80 регламентирует: «Для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров». Таким образом, размещение информации о наличии аптечных товаров не ограничивается только витринами.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», регламентируя размещение в витринах лекарственных средств, разрешенных к отпуску из аптек без рецепта врача, не содержит указаний о порядке представления лекарственных средств, требующих особых условий хранения. Данная проблема является центральной в безрецептурном отпуске лекарств, т.к. значительное количество лекарственных средств безрецептурного отпуска требуют хранения в защищенном от света месте или при пониженной температуре, и информация об их наличии и ценах недоступна потребителю. Это открывает возможность представления в витринах товаров с наибольшей ценой, с истекающим сроком годности, активно «продвигаемых» на рынок без учета интересов пациента.
Приказ Минздравсоцразвития России от 15 сентября 2010 г. N 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» содержит перечень из 95 лекарственных препаратов (с учетом лекарственных форм), из них лекарственных средств БРО – 54. Однако, только 13 препаратов (24%) возможно представить на аптечной витрине, остальные требуют особых условий хранения: 30 – необходимо хранить в защищенном от света месте, 6 – в прохладном, защищенном от света месте, 5 — защищенном от света месте при температуре от 2 °С до 8 °С.
Следует отметить, что отечественные производители ОТС-препаратов уделяют недостаточное внимание внедрению светонепроницаемой упаковки, а также выпуску рекламных вторичных упаковок для выкладки на витрину.
Необходимо отметить, что особых условий хранения требуют не только лекарственные средства, но также изделия медицинского назначения. Согласно требованиям приказа Министерства Здравоохранения РФ от 13.11.96 г. №377 «Об утверждении «Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» такие востребованные в ассортименте аптек товары как резиновые изделия (кружки Эйсмарха и др.) не могут быть размещены в витринах аптек, т.к. должны быть наполнены воздухом, храниться в «подвещенном» положении в особых, регламентированных условиях температуры и влажности. Лекарственное растительное сырье, сборы и фильтр-пакеты являются доступными для населения по цене, однако отсутствуют на витринах вследствие необходимости особых условий хранения, и информации о возможности их использования посетитель аптеки не имеет.
Следует отметить недопустимость разъединения первичной и вторичной упаковки лекарственных препаратов для выкладки вторичной упаковки на витрину, что несет потенциальную опасность ошибки при отпуске лекарственного средства пациенту. Однако отечественные фармацевтические производители не сопровождают лекарственные средства БРО фальш-упаковками для выкладки на витрину.
В настоящее время в результате мерчандайзинговых мероприятий (оформления витрин) пациент принимает импульсивное решение о покупке, не имея полной информации об ассортименте и стоимости всех имеющихся ОТС-препаратов.
Таким образом, регламентация условий хранения медикаментов и других групп аптечных товаров с учетом физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды ограничивает возможность выкладки их на витрину, что обусловливает необходимость представления информации о товарах в иной форме (текста, фото и др.).
Нами предложена форма информирования населения о наличии лекарственных средств БРО и других групп аптечных товаров – «Информационный лист посетителя аптеки», в котором представлена полная и независимая информация для населения. Пример информационного листа при обращении с симптомом «Боль в горле» представлен на рисунке.
Информационный лист является не только формой представления информации о наличии лекарственных средств, но и позволяет осуществлять профессиональное фармацевтическое консультирование. При этом реализуются принципы «кросс-мерчандайзинга» — представление информации о «сопутствующих» товарах, совместная выкладка которых на аптечных витринах не допускается действующими нормативными документами (при обращении по поводу боли в горле – одноразовые носовые платки, грелки и т.д.).
Боль в горле: Лекарственные средства для местного применения
1. Таблетки для рассасывания во рту:
- Гексализ, таблетки 30
- Гексорал, таблетки 20
- Грамидин Нео, таблетки 18
- Лизобакт, таблетки 30
- Фалиминт, таблетки 20
- Фарингосепт, таблетки 20
2. Аэрозоли для обработки горла:
- Гексаспрей, аэрозоль 30 г
- Гексорал, аэрозоль 40 г
- Ингалипт, аэрозоль 30 мл
- Йокс, спрей 30 мл
- Каметон, аэрозоль 30 г
- Стопангин, спрей 30 мл
- Тантум верде, спрей 0,255 мг/доза
3. Растворы для полоскания горла
- Гексорал, раствор 200 мл
- Йокс, раствор 50 мл
- Ротокан, экстракт жидкий 50 мл
4. Лекарственное растительное сырье для приготовления настоев для полоскания горла
- Листья шалфея, фильтр/пакеты 20
- Листья эвкалипта, 75 г
- Цветки ноготков, 50 г
- Цветки ромашки, фильтр/пакеты 20
Цену и наличие препарата уточняйте у работника аптеки
Не забудьте купить
Минеральные воды | Платочки бумажные одноразовые |
Термометр медицинский | Пластыри специальные |
Горчичники | Грелка |
После ОРЗ необходимо поменять зубную щетку.
Таким образом, посетителю аптеки по его запросу о фармацевтической помощи при выборе аптечных товаров, разрешенных к отпуску без рецепта врача, должна быть представлена полная информация о наличии лекарственных средств безрецептурного отпуска и изделий медицинского назначения. Закрепление данного положения в правовых документах позволит защитить как потребителя фармацевтических услуг от необоснованного приобретения и чрезмерного употребления лекарственных средств и БАД, так и провизора, вызывающего неудовольствие владельца аптеки непродвижением дорогостоящих товаров, препаратов с истекающим сроком годности и др.. И опыт показывает, что аптека тоже выигрывает от выкладки «информационного листа» – возрастает реализация лекарственного растительного сырья, медикаментов и других групп аптечных товаров.
С.Н.Егорова,
д.фармац.н., профессор, зав.кафедрой фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета
Г.С.Яровиков,
аспирант
Литература:
1. Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) // Новая Аптека (Аптека и рынок). -1999 — №8 — С.17-21.
2. Уразманов А.Р. Медико-социальное исследование качества жизни и этико-правовых проблем деятельности работников аптек негосударственной формы собственности Автореферат дисс. к.м.н. 14.00.33 — Общественное здоровье и здравоохранение. — Рязань, 2009.
3. Уразманов А.Р. Этико-правовые проблемы фармацевтической деятельности /А.Р.Уразманов // Общественное здоровье и здравоохранение. – Казань, 2008. — №3. — С.66-70.
4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ)
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».