Проблемы практического применения приказа МЗиСР РФ от 12.04.2011 г. № 302н в рамках проведения медицинских осмотров декретированного контингента


Г.Г. ВАФИНА, И.К. МИНУЛЛИН, И.В. ГАРИФУЛЛИНА

Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер МЗ РТ, г. Казань

Гарифуллина Ирина Владимировна

заведующая отделением профилактических медицинских осмотров

420012, г. Казань, ул. Толстого, д. 4, тел. (843) 236-40-86, e-mail: kazankvd@mail.ru


Представлены вопросы реализации положений приказа МЗиСР от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных … факторов и работ», … и «Порядка проведения медицинских осмотров…» на региональном уровне. Обобщены основные проблемы в организации проведения профилактических медицинских осмотров на инфекционную заболеваемость лиц из числа декретированных профессий.

Ключевые слова: профилактический медицинский осмотр, декретированный контингент.

 

G.G .VAFINA, I.K. MINULLIN, I.V. GARIFULLINA


Republican Clinical Skin and Venereal Diseases Dispensary, Kazan

Problems of practical application of the order of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation  from 12.04.2011 № 302nd as part of the medical examination decreed contingent

There are issues of implementation of the provisions of the order of Ministry of Health and Social Development of Russian Federation from 12.04.2011 Number 302nd «On approval of the lists of harmful factors and work …» … and «Order of medical examinations …» at the regional level. Summary of the major problems in the organization of preventive medical examinations on the incidence of infectious persons from decreed professions is presented.

Key words: preventive medical examination, decreed contingent.

 

До января 2012 г. на территории Российской Федерации система профилактических медицинских осмотров была представлена двумя основными видами: осмотром с целью определения профессиональной пригодности работника и в целях профилактики распространения инфекционных заболеваний. Медицинский осмотр работников, чья деятельность связана с профессиональной вредностью, регламентировался приказом Минздрава РФ от 14.03.1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» [1], приказом МЗ и СР России от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)» [2].

В указанных приказах определялся порядок проведения, перечень обязательных лабораторных исследований и набор специалистов при проведении медицинского осмотра на профессиональную пригодность, а также кратность его прохождения. Объемы и перечень обследований при проведении медицинского осмотра работников определенных профессий (декретированный контингент) определялся, прежде всего, санитарными правилами и нормативами, а также приказами службы Роспотребнадзора.

Введение в действие с января 2012 г. единого приказа МЗ и СР от 12.04.2011 г. № 302н [3] было обусловлено необходимостью сведения воедино регламентов медицинского осмотра различных групп работающих в рамках единого нормативного документа Минздрава. Однако опыт практического применения данного документа привел к появлению ряда противоречий и сложностей при его реализации. В приказе не было учтено, что медицинские осмотры работников вредных профессий и декретированного контингента являются медицинскими обследованиями, разными по своим целям и осматриваемому контингенту работников. Поэтому они существенно отличаются как кратностью осмотров и применяемыми методами исследования, так и составом врачебных комиссий и перечнем дополнительных противопоказаний.

Включенные в перечень работники декретированной группы не имеют фактора вредности. Однако эти работники сами могут быть источником массового заражения и распространения инфекций, т.к. заняты преимущественно в сфере обслуживания и находятся в контакте с большим количеством людей, в т.ч. и детского возраста.

Большой состав комиссии в редакции приказа 302н привел к резкому удорожанию стоимости медицинского осмотра и, как следствие, к искусственному сокращению списка работников.

При проведении медицинского осмотра лиц декретированной группы в обязательном порядке требуется участие врача-психиатра или психиатра-нарколога, однако выявить патологию наркологического и психиатрического профиля в ходе только визуального осмотра, без лабораторных исследований и, не располагая базой данных о лицах, состоящих на учете по поводу соответствующих заболеваний, невозможно.

Помимо обязательного участия врачей-специалистов, при проведении медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: общий анализ крови и анализ мочи, электрокардиография, биохимический скрининг, маммография или УЗИ молочных желез. Увеличение объема исследований привело к удлинению времени на проведение полного медицинского осмотра.

Также вызывает ряд вопросов порядок оформления медицинской документации. Согласно ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [4], данные о прохождении медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний подлежат внесению в личные медицинские книжки. Однако в приказе МЗиСР РФ № 302н не указывается точно, какие данные вносятся в личную медицинскую книжку, тогда как в разделе общего порядка проведения указывается, что при проведении предварительного или периодического медицинского осмотра на работника заполняется Паспорт здоровья, в котором указываются заключения врачей-специалистов, принимавших участие в медицинского осмотра работника, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра.

Кроме того, кратность обследования врачом-дерматовенерологом лиц декретированной группы 1 раз в год представляется недопустимой с точки зрения особенностей эпидемического процесса при инфекциях, передаваемых половым путем.

Учитывая, что в регионах России отмечается различный уровень заболеваемости инфекционными болезнями, целесообразно закрепить в приказе право субъектов РФ по решению органов самоуправления устанавливать свои временные порядки (в т.ч. кратность и объемы медосмотра) в зависимости от эпидемической ситуации в регионе, что соответствует положению Трудового кодекса России (ч. 4 ст. 213) [5].

В связи с возникшими противоречиями в ходе реализации, приказ МЗиСР РФ № 302н требует тщательной проработки с учетом особенностей медицинских осмотров, проводимых, как с целью экспертизы профессиональной пригодности, так и в рамках медицинского осмотра работников декретированной группы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Приказ от 14.03.1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

4. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ.