17 января 2014 года территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан исполнилось 8 лет. За этот промежуток времени был выполнен огромный объем работы.
Государственный контроль за оказанием медицинской и лекарственной помощи населению, лицензирование, противодействие коррупции, обеспечение контроля и надзора в сфере здравоохранения — эти и другие задачи возложены на профессионалов своего дела — специалистов Росздравнадзора по РТ.
Об актуальных аспектах контрольно-надзорной деятельности в здравоохранении мы беседуем с руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан Рустэмом Сафиулловичем Сафиуллиным.
— Рустэм Сафиуллович, на Управление Росздравнадзора по Республике Татарстан возложен большой объем работы. Какие основные вопросы приходится решать?
— Мы боремся за качество оказываемой медицинской помощи. Контроль и надзор требует максимальной ответственности и бдительности. Если мы что-то простим нарушителю и не потребуем исправления, то завтра это может стать целой проблемой, а на кону будет чья-то жизнь.
- Современные возможности медицины позволяют оказать медицинскую помощь пациентам, которые прежде считались неизлечимыми. Речь идет о широком внедрении в работу учреждений здравоохранения высокотехнологичной медицинской помощи. Какие виды помощи можно получить в наших лечебных учреждениях?
- В последние годы значительно увеличился объем оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи. Открыты первичные сосудистые центры, центры помощи при остром коронарном синдроме, расширился спектр травматологических и онкологических вмешательств. По ряду направлений очередь на получение высокотехнологичной медицинской помощи практически удалось ликвидировать. Однако, по результатам наших проверок остается высоко востребованной медицинская помощь по офтальмологии и репродуктивным технологиям. Очередность на получение этих видов помощи может составлять более года.
- Согласно Закона РФ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» с января 2013 года для всех учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в том числе частных, обязательны для исполнения порядки оказания медицинской помощи. Из чего складывается порядок? Исполняются ли порядки или есть нарушения?
- Действительно, согласно действующего закона с 1 января 2013 года порядки оказания медицинской помощи должны соблюдаться в каждом учреждении вне зависимости от формы собственности. Порядок включает в себя в основном, четыре составляющих. Прежде всего, это кадровое обеспечение службы, а именно, наличие в учреждении специалистов с высшим медицинским образованием, первичной профессиональной подготовкой и сертификатом специалиста.
- Вторая составляющая порядка – это оснащение медицинской техникой в соответствии с видом оказываемой медицинской помощи. При отсутствии того или иного прибора, необходимого для обследования пациента, порядок медицинской помощи не может быть признан исполненным, так как это не позволяет провести обследование пациента в соответствии со стандартом. Третья составляющая порядка — соблюдение этапности оказания медицинской помощи, оптимальная маршрутизация пациента. И четвертая, заключительная часть – обязательное ведение медицинской документации. Случаи неисполнения хотя бы одной составляющей являются основанием для административного наказания.
- Государство заинтересовано в создании благоприятных условий для предпринимателей, в развитии самого института предпринимательства. Какие меры поддержки были приняты для представителей частной медицины?
- С вступлением в силу Федерального Закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ» были установлены единые правила проведения контрольно-надзорных мероприятий для всех надзорных органов.
Эти правила включают в себя порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора), ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети «Интернет» либо иным доступным способом.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
— Закон о лицензировании (99-фз) значительно сократил перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Скажите, пожалуйста, коснулись ли эти изменения медицинской и фармацевтической деятельности? Как выглядит ситуация в республике?
— Идеология перевода лицензируемых видов, то есть разрешительных в уведомительные развивается. Однако, законодатели сочли целесообразным сохранить процедуру лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности. Несколько изменились лицензионные требования. Прежде всего, появилось обязательное требование к наличию в медицинском учреждении штатного организатора здравоохранения с соответствующим сертификатом. Ужесточились требования к работающим специалистам: они в обязательном порядке должны состоять в штате учреждения. Появились требования и к обеспечению внутреннего контроля качества медицинской деятельности.
- Как обстоит ситуация с кадрами в городе и на селе? Какие меры принимаются для уменьшения «кадрового голода»?
- Непосредственно работу по обеспечению кадрами системы здравоохранения осуществляет Министерство здравоохранения. Мы во время своих проверок видим нарушения, которые и обусловлены в ряде случаев отсутствием специалистов на местах. Основная наша претензия – невозможность в этом случае обеспечить соблюдение порядков оказания медицинской помощи, обязательных для исполнения с января 2013 года для всех медицинских организаций, включая частную систему здравоохранения. А это в свою очередь является составом административного правонарушения, подлежит составлению протокола и направлению его на рассмотрение в судебные органы.
- Дефицит кадров коснулся и города и села. В поликлиниках города не хватает терапевтов и педиатров, на селе – анестезиологов-реаниматологов. Для села проблема частично решилась путем привлечения так называемых специалистов-«миллионников». Когда из федерального бюджета были выделены целевые средства в размере 1 млн. рублей, республика обеспечила софинансирование в размере 200 тысяч для специалистов, желающих работать на селе. В рамках этой программы на село приехали 56 специалистов.
- Рустэм Сафиуллович, какие новые направления Вы планируете осуществить?
— Если еще раз вернуться к полномочиям службы, то это огромная работа. Единственное, что порой сдерживает, это недостаточно разработанная нормативная база по ряду направлений. Ведь принцип работы проверяющего установить несоответствие действующим нормативным документам. Когда есть на что опираться, с чем сравнивать, тогда работа эффективна. Мы еще недостаточно пристально работаем по выявлению случаев конфликта интересов между врачебным сообществом и фармацевтическими представителями. Много работы предстоит и по контролю за оценкой достоверности первичных статистических данных. А это очень важный раздел, так как только на основе достоверной статистики возможно принятие эффективных управленческих решений в области совершенствования и приближения к населению медицинской помощи.
А результат нашей работы я вижу в повышении удовлетворенности качественной медицинской и лекарственной помощью среди населения.
Гульнара Абдукаева