12.05.2025

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСегодня основная деятельность современного провизора заключается в отпуске населению лекарственных средств и других товаров медицинского назначения. Это определяет спрос на высокопрофессиональных, адаптированных  к условиям современного фармацевтического рынка специалистов. О подготовке  провизоров нам рассказала заведующая кафедрой фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, доктор фармацевтических наук, профессор Светлана Николаевна Егорова.

— Светлана Николаевна, скажите, пожалуйста, какие изменения произошли в системе фармацевтического образования за последние годы?

— В первую очередь, для провизоров за последние десять лет очень изменилось правовое поле деятельности, а также сама специфика аптечного дела. Десять лет назад мы обучали совершенно другой контингент людей, большую часть которого составляли сотрудники производственных аптек. Это были провизоры-технологи, занятые аптечным  изготовленим лекарственных средств, провизоры-аналитики. Гораздо меньше было работников, занимающихся  только   отпуском лекарственных средств и других аптечных товаров населению. А в настоящее время мы видим, что большую часть составляют именно аптеки готовых лекарственных  средств. Посмотрите, ведь они сейчас на каждом углу! Если раньше ориентиром мог служить дом, где есть аптека, то сейчас все скорее наоборот – дом без нее уже становится редкостью.

В современных аптеках реализуют  различные группы товаров. В Федеральном законе от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вступившем в силу в сентябре 2011 года, очень подробно прописано, какие группы аптечных товаров  разрешены к реализации в аптечных организациях. И это вовсе не только лекарственные средства, сюда входят и минеральные воды, и предметы ухода за больными, и изделия медицинского назначения, товаров в ассортименте аптеки огромное количество, вплоть до парфюмерии. В ней разрешено реализовывать даже литературу, имеющую санитарно-гигиеническую направленность.

Обучая специалистов, мы делаем акцент на те знания, которые наиболее необходимы в  работе современного аптекаря. Во многом его функции изменились с чисто профессиональных (по изготовлению лекарственных средств, контролю их качества) на торговые. Востребованность  в наше время зависит от того, насколько профессионально и доступно сотрудник аптеки может проконсультировать клиента и реализовать ему товар.

— Какими знаниями необходимо владеть современному фармацевтическому работнику?

— Помимо стандартной неизменной информации провизор при повышении квалификации должен получить те знания, которых нет в программе высшего учебного заведения. Много ли мы рассказываем студентам на лекциях, например, про компрессионный трикотаж? А ведь такие группы товаров на законных основаниях реализуются во всех аптеках. Врач назначает фиксирующую повязку или компрессионные чулки, человек сразу же идет в аптеку. Или нужно приобрести тонометр, термометр, грелку. Там на витрине он видит практически один и тот же товар, но цены и упаковки отличаются друг от друга. К кому он обратится за помощью? Конечно же, к  рецептару. А были ли им получены нужные знания? Таким образом, ориентируясь на вопросы современной аптеки, мы готовим методические материалы. Конечно, на сегодняшний день в студенческих программах внимания медицинскому товароведению уделяется больше, однако в аптеках работают не только специалисты, закончившие вузы в течение последних нескольких лет. На протяжении трудовой деятельности сотрудников с большим стажем аптечные товары очень изменились, мы должны  оперативно реагировать на запросы рынка.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о последипломном образовании специалистов.

— Последипломное обучение в нашей области, как и во всех медицинских  специальностях, следует обязательно проходить каждые пять лет. Однако фармацевтический рынок в последнее время меняется невероятными темпами! Аптечные работники должны сейчас регулярно повышать свою квалификацию. Они посещают фармкружки, лекции специалистов крупных аптечных сетей (корпоративное обучение). За пять лет появляется много новых лекарственных средств безрецептурного отпуска и других аптечных товаров. Дополнительное образование становится непрерывным. Сейчас мы имеем прекрасную возможность разбивать на фрагменты те часы, за которые человек единовременно проходил курсы, то есть мы можем обучать человека регулярно в течение пяти лет по различным формам обучения. Они также регламентированы новыми правилами. Это и стажировка на рабочем месте, и конференции, и дистанционное обучение, и участие в написании статей. Все лекции мы перевели в презентации, вводятся в циклы специальные обучающие программы для дистанционного обучения. Такие разнообразные формы обучения нацелены на максимально полноценное образование специалиста.

Главная цель – оказание качественной фармацевтической помощи – требует постоянных нововведений и адаптации к современным условиям.

— Как обстоят дела с кадровым вопросом и востребованностью фармацевтических работников на современном рынке?

— Образовательный рынок на сегодняшний день очень хорошо реагирует на запрос кадров: открылись фармацевтические училища в Нижнекамске, Альметьевске, Набережных Челнах. Там, где специалистов не хватает, появляются все новые образовательные учреждения. В Казани фармацевтов готовят два колледжа, вуз готовит провизоров как на очном, так и на заочном отделениях. Радостно присутствовать на распределении, когда наши ученики буквально нарасхват! Сегодня нет ни кадровой  нехватки, и, что особенно важно для нас, преподавателей, работа для новых специалистов есть всегда. Новые аптеки открываются повсюду. В этом есть как свои плюсы, так и минусы. В плане доступности фармацевтической помощи – это хорошо, ведь существует много людей, которым жизненно необходимо иметь аптеку всегда «под рукой». Если рассматривать такое количество аптек с нашей стороны, нельзя не обратить внимание на то, что работник современной аптеки, проучившись в вузе и получив уникальные знания, вынужден  во многом заниматься торговлей парафармацевтикой, а это означает, что не все его время уходит на профессиональную область. Но это реалии рынка, во всем мире все происходит таким образом.

— Насколько актуальны знания наших выпускники за пределами нашей страны?

— Специалисты, закончившие наш фармацевтический факультет, нигде не пропадут. Наши выпускники так привыкли учиться, что они могут быстро адаптироваться к любым требованиям. Они преподают фармацию и работают в Германии, Израиле, Венгрии. Мы учим их учиться, а это на мой взгляд – самое важное.

Есть такая концепция Всемирной организации здравоохранения, что фармацевт должен активнее участвовать в рациональном использовании лекарственных средств. Несмотря на то, что безрецептурные лекарственные препараты разрешены для самостоятельного лечения, тем не менее это  лекарства, способные вызывать свои побочные эффекты. Фармацевт должен быть не просто продавцом, отпускающим товар, а специалистом, активно участвующим в системе охраны здоровья. Он должен знать больше медицинских дисциплин, способствовать рациональному использованию лекарственных средств. Он должен быть максимально адаптирован к регистрации неблагоприятных побочных реакций. Стоит помнить, что самая массовая помощь оказывается именно в аптеке. Мы должны идти рядом с общей мировой практикой и  ориентироваться на интеграцию в европейское образовательное пространство.

Екатерина Пирогова