Профилактика детского травматизма в майские праздники

Длительные выходные – прекрасный способ отдохнуть и восстановить силы взрослым.

Майские праздники, весенние солнце и выезд загород с нетерпением ожидают многие нижегородцы. Однако в период майских праздничных дней во избежание получения травм детьми, взрослым членам семьи необходимо уделять им особое внимание.

Статистика неумолимо свидетельствует — маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых. Это сигнал взрослым о том, что при появлении в доме малыша во время различных праздников следует не забывать простые правила безопасности и быть внимательными к детям. Последний пункт вдвойне актуален при выезде на природу.

Необходимо понимать, что детский травматизм — одна из серьезных медико-социальных проблем. Полученная ребенком травма может привести к тяжёлым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме ребенка.
В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: бытовой, транспортный, школьный и спортивный. И если последние в праздничные дни не столь актуальны, то для профилактики получения травм детьми различных возрастов в быту следует уделить предельное внимание.

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70-75% от всех случаев при обращении за медицинской помощью. Основными причинам являются: доступность опасных предметов для детей, активные травмоопасные игры, недостаточное соответствие организации окружающей среды возрасту ребенка. Так, при более теплой погоде после зимних месяцев всегда хочется проветрить помещение, открыв окна – в этот момент необходимо внимательно следить за ребенком, ведь при некоторой потере бдительности открытые окна или балконные двери могут привести к трагическим последствия.
Дети до трёх лет очень подвижны. Перед ними раскрывается новый неизвестный мир и, стремясь познать его, они пробуют предметы на ощупь, на вкус, их привлекают яркие, блестящие предметы, которые сделаны из стекла или пластика.


Следует отметить, что бытовые травмы снижаются в школьном возрасте и переходят в разряд школьного травматизма.

У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами. Они подвижные и несдержанные. Они редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является каким-то барьером, поэтому дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг со своими ровесниками, катаясь на велосипедах, самокатах, лезут на деревья, заглядывают в открытые люки. Особенно опасны для детей стройки и неограждённые участки, где проводятся ремонтные работы.
Родители должны создать для ребёнка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребёнка с различными проводами и прочее.
При выезде на природу следует помнить — по недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнём. Но не следует забывать об электроприборах.
У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке из собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них ещё слишком сложны, что и приводит к травме. Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребёнка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2-х лет можно начинать обучать ребёнка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги.

Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2-х лет можно начинать обучать ребёнка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений реже получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.