19.01.2025

Академик И.А. Кассирский отмечал: «Канули в вечность те времена, когда врач только собирал анамнез у больного, выслушивал и  выстукивал его, измеряя артериальное давление, и делал несколько лабораторных анализов. Сегодня в его деятельность внедрилась биохимия, молекулярная химия, цитохимия, генетика, электроника». В арсенале современных врачей сегодня есть действительно наивысшие достижения науки и техники. Однако, по мнению заведующего кафедрой госпитальной педиатрии с курсами поликлинической педиатрии и ПДО КГМУ, доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ, профессора  Владимира Петровича Булатова в ведении больных, особенно маленьких детей,  важен опыт, навыки, профессионализм. В разговоре с Владимиром Петровичем мы решили уделить большое внимание пульмонологии в педиатрии, поскольку этот раздел полон вопросов и сложных решений.

— Владимир Петрович, каково значение знаний различных аспектов пульмонологии для педиатра?

— Раздел пульмонологии — это очень важное направление педиатрии. В этой области существует масса заболеваний как наследственного, так и приобретенного характера. Наиболее частые заболевания: самые различные бронхиты, начиная от банального острого, заканчивая тяжелейшими случаями.  К числу наиболее распространенных также можно отнести различной формы тяжести пневмонии: существует сегментарные пневмонии, которые достаточно легко поддаются терапии, очагово-сливные,  долевые пневмонии, при которых в процесс полностью вовлекаются доли легкого. Это конечно, сложные случаи. Наблюдается масса врожденных и наследственных заболеваний: муковисцидоз, синдром Катагенера и многие другие. Заболевания дыхательных путей, безусловно, одна из острейших и актуальных тем в современной педиатрии. К счастью,  прогресс научно-технической мысли обеспечил врачам условия, в которых можно успешно лечить пациентов с патологиями легких. В Детской республиканской клинической больнице (ДРКБ МЗ РТ), которая является основной клинической базой кафедры госпитальной педиатрии, функционирует отличное пульмонологическое отделение (заведующая — Д.С. Шагиахметова), в котором  любое заболевание поддается лечению. Однако заболевания пульмонологического характера требуют серьезных лечебных мероприятий и вдумчивого ведения этих больных.

— И конечно, в каждом конкретном случае подход будет индивидуальным?

— Безусловно. Нет двух одинаковых детей, соответственно одинакового течения заболеваний. В каждом случае необходимо учитывать наличие у пациента аллергии. Сегодня существует масса препаратов для лечения бронхо-легочной патологии, в основном антибиотиков, которые могут вызывать аллергические реакции на антибактериальную терапию. У пациентов  необходимо лечить воспалительный процесс, коррегировать аллергические реакции. Каждый врач понимает, что  любой ребенок — это индивидуальность, соответственно и подход должен быть таким же. В  процессе лечения бронхо-легочных патологий еще масса нюансов, мы упомянули только о аллергических реакциях, к тому же  необходимо проверять иммунную систему, учитывать возможные врожденные аномалии из-за неблагоприятной  экологической обстановки.

— В процессе лечения бронхо-легочных патологий, возможно ли отказаться от антибиотикотерапии? Есть ли альтернатива?

— Альтернативы нет. Здесь важен другой момент: есть выражение «non noscere» — не навреди. Поэтому также важен индивидуальный подход: необходимо понять, какой процесс происходит в организме. Можно вылечить бронхит, совершенно не прибегая к антибиотикотерапии. Но, к сожалению, практически в 100% случаев, участковые педиатры  сразу назначают   антибиотики. Их понять тоже можно, поскольку  есть опасение возникновения осложнений из банального бронхита в тяжелую пневмонию. Достаточно часто можно обойтись без антибиотиков в лечении не осложненных заболеваний легких. А лечение пневмонии и врожденных патологий без антибиотиков  невозможно. И в каждом случае нужно помнить об индивидуальном подходе.

— Фармацевтическая промышленность сегодня предлагает массу различных препаратов. По вашему,  не станет ли маленький пациент «жертвой» полипрагмазии?

— Конечно это  может произойти. Но когда  пациент поступает в отделение  с диагнозом «тяжелая пневмония», врач обязан назначить антибиотик, а иногда и сразу два: при тяжелых поражениях назначается как внутривенно, так и внутримышечно. В первый же день производится забор различных видов анализа, в том числе на чувствительность микроорганизмов  к антибиотикам. И, безусловно,  в каждом случае необходимо до минимума снизить так называемый метод «тыка», когда разом назначается несколько видов лекарственных препаратов.

— Какие методы  лечения бронхо-легочных заболеваний у детей  на сегодняшний день усовершенствовались?

— Сегодня в арсенале педиатров совершенно иные методы диагностики. Еще 20-25 лет назад  «высшим пилотажем» в диагностике пульмонологических заболеваний у детей  был обзорный снимок органов грудной клетки. Сегодня же можно выполнить компьютерную томографию (КТ), которая ответит на массу вопросов  при постановке диагноза. Так, например раньше бронхоэктатическая болезнь диагностировалась при помощи бронхографии, суть которой заключалась в том, что контрастная жидкость заливалась в бронхиальное дерево, тем самым просматривались изменения в легких. Но для ослабленного организма ребенка и врачей  это была тяжелейшая процедура.  Сегодня же, бронхография врачам уже не нужна, поскольку на КТ видны все изменения в бронхиальном дереве. Сцинтиграфия — радионуклидный метод диагностики, когда при помощи радиофармпрепарата также можно увидеть все изменения в бронхиальном дереве.  И конечно, отталкиваясь от более точных и более безопасных методов диагностики, мы можем назначить соответствующее адекватное лечение.  Развитие фармацевтической промышленности предоставило нам возможность выбора менее токсичных и более эффективных препаратов. Можно сказать, что современные средства диагностики задают верное направление в лечении.

— Не станет ли это поводом для отказа от диагностического поиска?

— Во-первых, техника никогда не поставит диагноз, а во-вторых она не сможет вылечить больного. На первом месте в процессе терапии стоит профессионализм, навыки, опыт  врача. На основании многочисленных лабораторных исследований врач поставит диагноз и подберет лечение. Конечно, врачу было бы гораздо проще вбить в компьютер данные анализов, симптомы, данные КТ и получить готовый диагноз  и алгоритм лечения. Но такого нет и никогда не будет — человеческий фактор является важнейшим звеном в цепи лечения заболеваний. Например, возникновение бронхоэктазов может быть обусловлено многими причинами, и только врач сможет дифференцировать их. Благодаря внедрению высокотехнологичных методов педиатры могут глубоко понимать какой-либо патологический процесс и в соответствии с этим назначать лечение. Благодаря развитию гистологии мы можем на клеточном уровне распознавать течение заболевания. Изменилось многое.  Пульмонология — это очень интересная и сложная область.

— В современной педиатрии имеет ли место быть такое заболевание как туберкулез?

— Забывать об этом заболевании при лечении детей, конечно, нельзя, поскольку бывают различные его формы.

— Насколько актуально  хирургическое лечение патологий легких и дыхательных путей?

— В 70х годах прошлого года у нас был так называемый «бум стафилококковой пневмонии», которая опасна тем, что очень быстро вызывает деструкцию легочной ткани двух видов: абсцесс либо булла. Их  разрыв   может привести к необратимым последствиям. В связи с этим было проведено достаточное  количество оперативных вмешательств. Сегодня конечно, таких случаев намного меньше благодаря адекватной антибиотикотерапии и современным  методам диагностики. Благодаря  современным  технологиям нам удается многие заболевания предупредить на ранних стадиях. Но даже в этом случае мы не должны забывать о клиническом мышлении.

Альфия Хасанова