Рациональное использование лекарств – результаты анкетирования специалистов здравоохранения


Концепция рационального использования лекарств является неотъемлемой частью политики любого государства в области здравоохранения. Рациональное использование лекарств требует того, чтобы пациенты получали лечение, соответствующее их клиническим потребностям, в дозах, которые отвечают их индивидуальным особенностям, в течение адекватного периода времени и по самой низкой цене для них и для общества. Ключевым вмешательством для рационального использования лекарств является, согласно рекомендациям ВОЗ, разработка и использование Концепции основных лекарственных средств. Основные лекарственные средства – это препараты, удовлетворяющие приоритетные потребности большинства населения в области здравоохранения – потребности общественного здоровья. Они отбираются с учетом распространенности болезней, данных о действенности и безопасности, а также сравнительной эффективности по стоимости. Основные лекарственные средства (ЛС) должны быть в наличии в функционирующих системах здравоохранения в любое время, в достаточных количествах, в надлежащих лекарственных формах, гарантированного качества и по ценам, доступным для отдельных лиц и сообществ. С помощью перечня основных ЛС для потребностей населения в области здравоохранения страны могут определить приоритетность лекарств для закупок и распределения и, тем самым, снизить расходы систем здравоохранения.

Цель исследования. Оценить эффективность образовательных мероприятий по влиянию на знание и отношение специалистов здравоохранения к вопросам рационального использования лекарств и концепции Основных лекарств.

Материалы исследования. Анонимный опрос 442 врачей и 283 ординаторов/интернов, слушателей циклов повышения квалификации по клинической фармакологии на базе кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии Казанской государственной медицинской академии за 2009-2011 гг. Продолжительность обучения составила от 2 недель (72 часа обучения) до 1,5 месяцев (216 часов обучения). Оценивался исходный уровень знаний и отношения (пре-тест) и результаты обучения с влиянием обучения на знания и отношение (пост-тест). Анкета для опроса состояла из 24 вопросов: 14 вопросов на знание респондентов принципов рационального использования лекарств и концепции Основных лекарств (Формулярной системе), 5 вопросов – на личное отношение респондентов к формулярной системе и концепции рационального использования лекарств; 5 вопросов – вопросы об эффективности внедрения Концепции Основных ЛС (Формулярной системы) и принципов рационального использования лекарств в лечебном учреждении опрошенных.

Результаты исследования. Анализ анкет показал, что после проведенного обучения достоверно произошло увеличение доли правильных ответов на вопросы о концепции основных лекарств ВОЗ (с 20±2% до 63±3%).

Эффект образовательных мероприятий был незначительным в ответах на вопросы об эффективности внедрения Концепции Основных лекарственных средств (Формулярной системе) и принципов рационального использования лекарств в лечебном учреждении опрошенных (76±2% – показатель пре-теста и 83±2% – показатель пост-теста). 5% врачей не знают о существовании в лечебном учреждении формулярного списка лекарственных средств.


Произошло увеличение доли предпочтительных ответов с 61±2% до 78±3% на вопросы, выясняющие отношение к принципам формулярного регулирования. 28±2% респондентов в пре-тесте и 40±3% респондентов в пост-тесте считали необходимым изменение существующей лекарственной политики в их лечебном учреждении. Интересно, что молодые врачи — ординаторы и интерны предлагали различные меры по изменению лекарственной политики в стационаре, например, закуп ЛС в стационаре без влияния фармацевтических компаний, наличие в лечебном учреждении жизненно – важных ЛС, закупка в ЛПУ новых, оригинальных или отечественных лекарств, увеличение финансирования, а также наличие в больнице врача – клинического фармаколога. Около 10% врачей, отметивших необходимость изменения лекарственной политики закупок лекарств, использования и мониторинга использования ЛС, считали, что «мое мнение всё равно ничего не значит».

28±2% респондентов в пре-тесте и 21±3% респондентов в пост-тесте в качестве источника информации предпочитали использовать информацию от фармацевтических торговых представителей. Около трети врачей-ординаторов (29±3%) предпочитали использовать в качестве источника информации сведения с последней конференции в начале обучения и только 10±6% опрошенных ординаторов настаивали на этом мнении в конце обучения, то есть произошло уменьшение этого показателя почти в три раза. Это свидетельствует о том, что образовательные мероприятия были более эффективны для ординаторов/интернов, чем для врачей. Так, 32±2% врачей предпочитали использовать в качестве источника информации о лекарствах сведения с последней конференции в начале обучения и 29±3% опрошенных врачей – в конце обучения.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности циклов обучения по клинической фармакологии и о необходимости обучения ординаторов и интернов концепции рационального использования лекарств и принципам формулярного регулирования с последующим регулярным усовершенствованием в период самостоятельной врачебной деятельности.

Врачи и ординаторы не достаточно критично относятся к коммерческой информации о лекарственных средствах и используют ее в клинической практике, недооценивают ее негативное влияние на лекарственные назначения.


Обучение должно быть регулярным в процессе профессиональной деятельности специалистов здравоохранения и должно быть обращено к вопросам продвижения лекарств и навыкам его критической оценки.

Э.Г. Александрова, Л.Е. Зиганшина

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

 

Литература:

1. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs325/ru/index.html

2. http://www.who.int/topics/essential_medicines/ru/index.html

3. Hogerzeil H. V. The concept of essential medicines: lessons for rich countries // BMJ. — 2004. – Vol. 32. – P. 1169-1172.

4. Laing R., Waning B., Gray A. et all. 25 years of the WHO essential medicines lists: progress and challenges // Lancet.- 2003. – vol.361. – P.1723-1729.

5. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств / Под ред. А.Г.Чучалина, Ю.Б. Белоусова, Р.У. Хабриева, Л.Е.Зиганшиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 768 с.