28.03.2024

В общей  истории развития медицины 10, 15, 20 лет не имеют весомого значения, поскольку ее путь — это  годы, исчисляемые сотнями и тысячами.   Только человеческая жизнь была, есть и будет той путеводной звездой, которая ведет здравоохранение по тернистому, но важному пути.  Но порой именно время играет самую главную роль, когда речь идет об экстренном спасении жизни. Это явление называют по разному: «время от двери до иглы», «золотой час». Но как бы там ни было, когда важна каждая минута, а может и секунда, каждый шаг бригады экстренной  медицинской помощи должен быть точным и верным. Особенно, если во главе угла —  спасение  и сохранение  жизни детей.

Доцент кафедры скорой помощи, медицины катастроф и мобилизационной подготовки специалистов здравоохранения КГМА, кандидат медицинских наук  Шамиль Гумерович Асадуллин рассказал, как налажена система экстренной помощи детям при чрезвычайных ситуациях.

Шамиль Гумерович, скажите, насколько актуален вопрос оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП) детям при чрезвычайных происшествиях (ЧС)?

— До  40% пораженных в чрезвычайных ситуациях —  вспомнить последние события, произошедшие на реке Волга в июле этого года, события в городе Беслан  и другие  из недавнего прошлого нашей страны и республики — это дети. Поэтому актуальность оказания ЭМП очевидна. Кроме того, детский организм гораздо более чувствителен к полученной травме, повреждению. При оказании ЭМП взрослым мы говорим о «золотом часе» — периоде времени, когда проводимые мероприятия экстренной медицинской помощи наиболее эффективны. Все лечебные манипуляции, начатые в это время, являются наиболее успешными, поскольку разрывают формирование патологического процесса, который в последствии определяет тяжесть состояния и исход, положительный или отрицательный. У ребенка, к сожалению, нет этого «золотого» часа, поскольку патологические процессы развиваются у него быстрее. Причина в морфофункциональных особенностях организма ребенка. Это и повышенная гидрофильность тканей, а значит склонность к развитию отека. Это и незрелость нервной системы, что приводит к худшей реакции на болевые воздействия, и многое другое Но, к сожалению, очень часто отмечается  дефицит времени для оказания ЭМП, что соответственно приводит к нежелательным последствиям, ухудшениям в состоянии ребенка.  Поэтому вопрос об организации оказания ЭМП стоит достаточно остро.

Каковы основные задачи специализированной медицинской бригады для оказания ЭМП, ее наполнение и возможности?

— В состав этой бригады безусловно входит врач детский хирург, медицинская сестра либо операционного блока, либо детского хирургического отделения, которая обязательно имеет опыт в работе с детьми, выполнении хирургических манипуляций (набор инструментов, последовательность действий при оказании помощи и другое). Если говорить о специализированной медицинской помощи вообще, существует такое понятие как «план-задание» для лечебно-профилактических учреждений РТ, в которых есть специализированные отделения и соответственно специалисты, из которых могут формироваться подобные  бригады. В зависимости от ситуации «собирается» бригада из необходимых специалистов. Главнейшей задачей для такой бригады, при оказании помощи, будет спасение жизни ребенка. Уже после купирования шока, или ликвидации наиболее опасных для жизни состояний, специалисты бригады будут производить лечебные манипуляции направленные на конкретное повреждение, травму, заболевание. На первом же этапе, повторюсь, необходимо обеспечить выживание пациента (остановка кровотечения, обезболивание, иммобилизация, искусственная вентиляция легких, инфузионная терапия для восстановления ОЦК (объема циркулирующей крови).

Однако наряду со скоротечным развитием патологических процессов, молодой организм быстрее восстанавливается…

— Безусловно. Сравнить  например, перелом бедра у ребенка и взрослого. Тяжелое состояние разовьется у ребенка быстрее. Но в тоже время после оказания необходимой медицинской помощи, при правильном лечении, он намного раньше восстановится. Но для этого необходим этап оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи. И каждый специалист должен сделать свое дело — остановить развитие патологического процесса и включить процесс восстановления.  На первом этапе ребенок теряет свои резервные возможности быстрее.  Временное окно для ЭМП составляет у детей меньше 40 минут. До 30-40 минут — самый оптимальный период для оказания помощи ребенку: обезболить, остановить кровотечение, осуществить иммобилизацию, если есть переломы, начать инфузию растворов и многое другое. Но вопрос еще заключается в том, какое количество пораженных детей находится в очаге поражения. Одно дело, когда очаг все больше расширяется и таких детей с каждой секундой становится больше, другое дело, если бригада скорой помощи может спокойно наложить шину, жгут, начать инфузию и ребенок в процессе транспортировки будет получать лечение. Подобные детали естественно не позволяют создать унифицированную схему, поэтому мы говорим о предпочтениях. Однако реальная обстановка все равно наложит свои коррективы. Медико-экономические стандарты скорой помощи не всегда сработают по причине дефицита времени и дефицита формирований. Чрезвычайная ситуация всегда опережает нас. Она уже случилась, люди, взрослые и дети, терпят боль и страдания, а мы еще только едем. Поэтому процесс оказания медицинской помощи всегда начинается с проведения медицинской сортировки. Кому, в каком объеме, в какую очередь и как будет оказываться медицинская помощь. Сортировка призвана обеспечить каждого пораженного оптимальной помощью, исходя из условий и возможностей конкретной ситуации.

Входит ли психолог в состав специализированной бригады для оказания ЭМП?

— Психолог — это «больной» вопрос службы медицины катастроф. Вообще, психологов очень много. Они есть везде, но у них нет организационного начала. Все они разрознены и собрать их при необходимости бывает достаточно сложно.  Инструмент психолога — слово. Несмотря на то, что не всегда есть время для оказания срочной психологической помощи, в любой ЧС эти специалисты обязательно нужны. По данным за 1980 – 2010 года при взрывах, пожарах, транспортных авариях до 14-16 % участников ЧС теряют способность к адекватному восприятию действительности, а при землетрясениях эти цифры возрастают 64% — то есть больше половины населения нуждаются в психолого-психиатрической помощи. К тому же у каждого это неадекватное состояние выражается по разному, в различной степени. По нашему мнению, важность создания  единой психологической  службы трудно переоценить, она крайне необходима. Поэтому создание круглосуточной медицинской психологической службы «Сердэш 129»  это огромный шаг в улучшении ситуации с оказанием психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации.

Обозначьте основные принципы, на которых построена ЭМП для детей при ЧС?

— Приоритетность, скорость, точность. При оказании экстренной помощи необходимо использование квалифицированных, грамотных специалистов, которые в короткое время выполнят медицинскую сортировку и подберут адекватную терапию для пораженных.  Безусловно, время оказания ЭМП  зависит не только от медицинской службы, но и от того, на каком удалении от  произошло ЧС, а также  как быстро пришел сигнал о бедствии.

Каковы возможности нашей республики в оказании ЭМП детям при ЧС?

— Конечно, при наступлении  серьезной техногенной катастрофы, например  землетрясения в районе Ромашкинского сейсмического разлома в сочетании с взрывом одного из нефтехимических комбинатов (например г. Нижнекамск) счет пораженных будет идти на тысячи человек. Конечно, в таких случаях специализированных бригад нам не хватит. Но, согласно классификации  ЧС,  уровнем ответственности территориальной службы медицины катастроф, а следовательно и территориального здравоохранения является количество пораженных до 500 человек. Если эти цифры будут превышены, то для  ликвидации последствий происшествия и оказания ЭМП соответственно будут использоваться федеральные резервы: бригады, госпитали, специалисты из соседних регионов. В целом, при цифрах 500 человек, из которых в среднем  количество детей составит около 200, республика с этим справиться. Для этого есть все возможности: современные обновленные травмоцентры, специализированные многопрофильные лечебные учреждения республики и крупных городов. Если чрезвычайная ситуация сложилась на удалении от таких учреждений, то в близлежащий район будут доставлены специалисты, созданы бригады и медицинские отряды из врачей разных лечебных учреждений. Секрет успеха в маневре силами и средствами службы медицины катастроф, в их подготовленности и обученности. В результате каждый врач, специалисты каждого формирования, руководители службы всех уровней, как говорят в армии, «знают свой маневр». Счет в этих ситуациях идет уже на часы.

— Насколько сильно отличается медицинский набор при оказании экстренной помощи  детям  и  взрослым?

— В целом как бы все то же самое, но другого размера будут воздуховоды, трахеостомические трубки, интубационные трубки, клинки ларингоскопов, катетеры, как подключичные, так и уретральные, шовный материал, хирургические иглы, словом многое. В детской бригаде даже тонометр для измерения давления с маленькими манжетками. И еще многое зависит от этапа оказания помощи. На догоспитальном этапе комплектация сумки-укладки будет зависеть от объемов планируемой медицинской помощи.

По вашему, какое место по возможности оказания ЭМП занимает республика и в целом Россия?

— Надо сказать, что ситуация относительно оснащения, организации ЭМП в стране в целом стабильная. Безусловно, многие позиции еще можно и нужно улучшать. Что касается  зарубежного опыта в этом, могу сказать, что в 2003 году такие страны как Пакистан, Мексика были на таком уровне, на котором мы находились в 1995 году. Конечно, многое  зависит от финансирования, но и очень важна позиция руководства здравоохранения и республики в целом. Ориентация на готовность службы.

Какие ключевые моменты можно отметить в этом вопросе?

— Очень важно, чтобы не прерывался процесс подготовки и аттестации специалистов. Только получив звание «спасатель медицины катастроф» специалист будет допущен к  работе в ЧС. Важно, чтобы финансирование этой специальности, этой службы не угасало,  бригады формировались, специалисты аттестовались, в целом —  служба развивалась. Немаловажным моментом является и так называемая «предрасположенность» специалистов — готовность работать быстро, профессионально и  качественно. В самых экстремальных условиях.

Альфия Хасанова