Школа «Регионарная анестезия и аналгезия»: от теории к практике


anisimov_belopuhov9-10 декабря 2010 года в НП «Образовательный центр высоких медицинских технологий» при ГУЗ «Республиканская клиническая больница» МЗ РТ прошли образовательные лекции-семинары учебно-практической школы Российской ассоциации специалистов по хирургическим инфекциям «Регионарная анестезия и аналгезия», где освещались вопросы в области анестезиологии и послеоперационного обезболивания пациентов. Она  направлена на теоретическое обучение с азов, а далее предметно в операционных на манекене анестезиологи-реаниматологи пытаются воспроизвести саму методику, как это принято на всех кафедрах по усовершенствованию навыков врачей в рамках постдипломного образования.

Главный внештатный анестезиолог-реаниматолог РТ, заведующая ОРИТ МКДЦ, д.м.н. А.Ж.Баялиева рассказала о возникновении традиции проведения данной школы в Казани, о ее основных целях и задачах: «Мы считаем, что врач должен быть в курсе последних изменений, в том числе происходящих на медицинском рынке, об этом мы также рассказываем в рамках Школы, которая соответственно проходит не без участия тех фирм-производителей необходимых материалов и оборудования для регионарной анестезии. zakirovЯ как главный специалист по анестезиологии и реаниматологии РТ, часто сталкиваюсь с осложнениями после анестезии, с поступающими обращениями и жалобами пациентов. И могу сказать, что основная причина осложнений заложена в несовершенстве технологий, методологий, расходного материала. Есть иглы, лески, материалы, которые не несут с собой повреждающего действия на организм, а есть те, что его травмируют. Поэтому это очень важно. Мы акцентируем внимание специалистов не только на самом методе анестезии, но и на инструментах, которыми ее нужно проводить. Инструменты нового поколения естественно стоят дороже, но разница в сумме не столь значительна. Однако, выбор в их пользу имеет принципиально важное значение для пациентов. Я надеюсь, что мы каждый год будем проводить эту Школу, так как ежегодно около 20 новых специалистов анестезиологов-реаниматологов начинают свою деятельность по республике, появляются клинические ординаторы-выпускники».

Школа функционирует уже 5 лет. Проходит она традиционно в ноябре. Но в этом году в связи с тем, что эти школы начали проводиться по всем регионам России. Нашу пришлось перенести, так как лекторы находились в других городах и муляж, на котором проводятся практические занятия, накануне был доставлен к нам после работы аналогичной школы из Уфы. В чем заключается эта школа? Первый ее день — теоретический, в ходе которого даются основы регионарного обезболивания для молодых врачей, которые вливаются в профессиональные коллективы. Вообще регионарная анестезия занимает около 40% от всей анестезии, которую проводит анестезиолог в своей общей практике. Регионарная анестезия представлена в хирургии, акушерстве, послеоперационном обезболивании, интенсивной терапии. Это огромная своеобразная область анестезиологии. «Выключить свет там где надо, а не полностью весь организм» — вот принцип регионарной анестезии. p1260409Он очень удобен для сохранения контакта с пациентом. Есть также особые группы пациентов с ожирением, пожилые, в их случае приходится избегать возможных побочных эффектов от общей анестезии. Но тем не менее процент соотношения регионарной и общей анестезии в общей практике врача с течением времени не меняется. Также существует метод комбинированной анестезии, когда регионарная анестезия применяется вместе с общей. Итак, основная цель, которая преследуется данной Школой — дать общетеоретические знания, напомнить теорию тем, кто уже работает, а на в следующий день — мануально, руками испытать те ощущения, которые испытывает врач, когда проводит регионарную анестезию. Привезенный муляж, изготовленный зарубежными коллегами, практически полностью повторяет анатомию человека. Он вызывает необходимые тактильные ощущения у врача, в зависимости даже от степени выраженности подкожно-жировой клетчатки. Если пациент, предположим, имеет избыток массы тела, очень трудно будет руками нащупать остистые отростки позвонков, а в данном случае муляж позволяет анатомически находить другие точки отсчета для того, чтобы обнаружить необходимые участки и правильно провести анестезию. С течением времени появляются новые препараты, устройства, расходные материалы для проведения регионарной анестезии, улучшается качество, препараты становятся безопаснее.

Заведующий отделением анестезиологии и реанимации ГКБ № 7, ведущий научный сотрудник РГМУ им. Н.И. Пирогова (г.Москва), к.м.н. А.В.Бабаянц также отметил, что первые лекции Школы рассчитаны на базовый уровень, и в них раскрываются основы регионарной анестезии. «Регионарная анестезия — очень большая тема и охватить ее за три часовых лекции — непросто. Лекции базового цикла дают основы анатомии, физиологии, фармакологии местных анестетиков. Другие докладчики осветили современные подходы, современные взгляды на регионарную анестезию. В частности, об инновационных методах говорилось в докладе И.И.Закирова «Регионарные методы анестезии в педиатрии под контролем УЗИ», — отметил А.В.Бабаянц.

Конференцию открыл член-корреспондент РАМН, профессор, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ГОУ ФПО РГМУ, вице-президент РАСХИ (г.Москва) Б.Р.Гельфанд. Он отметил, что регионарные методы анестезии — это тот раздел анестезиологии, о котором очень много говорят, но мало кто применяет эти методы на практике, особое место также занимает проблема хирургических инфекций. Об этих проблемах необходимо говорить во всероссийском масштабе, так как единых стандартов и какого-либо анестезиологического пособия по ведению пациентов — нет. Соответственно новые технологии и методики, которые на сегодняшний день разрабатываются и внедряются будут изучаться в рамках таких образовательных Школ. gelfandИ это в первую очередь, способствует формированию базы высококвалифицированных специалистов на всей территории России, работающих по международным стандартам. Б.Р.Гельфанд поблагодарил специалистов, гостей, выступающих с докладами, отдельно выразил благодарность Образовательному центру высоких медицинских технологий, который дает возможность проводить подобные курсы, и располагает необходимой базой по обучению анестезиологов-реаниматологов.


Ведущим школы выступил заведующий кафедрой анестезиологии-реаниматологии КГМА, профессор, д.м.н. В.М.Белопухов, в президиуме  присутствовали и выступали с докладами: заведующий отделением   анестезиологии и реанимации ГКБ № 7, ведущий научный сотрудник РГМУ им. Н.И. Пирогова (г.Москва), к.м.н. А.В.Бабаянц, заведующий курсом анестезиологии-реаниматологии КГМУ, куратор ОРИТ РКБ, к.м.н. О.Г.Анисимов, главный детский специалист по анестезиологии и реанимации, заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 1 ГМУ ДРКБ МЗ РТ И.И.Закиров.

В первом докладе «Клиническая фармакология местных анестетиков (МА)», представленном к.м.н., заведующим отделением анестезиологии и реанимации ГКБ № 7, ведущим научным сотрудником РГМУ им. Н.И. Пирогова, (г.Москва) А.В.Бабаянцем были рассмотрены следующие основные вопросы: краткая история клинической фармакологии местных анестетиков, основы анатомии и физиологии нервной ткани, химическая структура МА, фармакодинамика МА, фармакокинетика МА, токсическое действие МА, добавки к МА, характеристика современных МА, связывание с белками плазмы и проникновение через плаценту, всасывание МА в системный кровоток, применение МА в клинической практике. В следующем образовательном докладе «Регионарная анестезия и аналгезия» также прозвучала краткая историческая справка по вопросу, были рассмотрены основные характеристики, виды и технологии использования оборудования для регионарной анестезии, а также вопросы — роль седации при регионарной анестезии, периферические блокады конечностей, спинальная анестезия, эпидуральная анестезия, методики блокады периферических нервов (поиск парестезии, электростимуляция, применение УЗИ) и возможные осложнения.

В третьем докладе, прозвучавшем в рамках базового образовательного цикла Школы, «Роль эпидуральной аналгезии в борьбе с послеоперационной болью» также представленным А.В.Бабаянцем, речь шла о классификации боли, о послеоперационной боли, о продленной эпидуральной блокаде (преимущества и возможные трудности).

babaianzВниманию молодых специалистов также был предложен ряд научно-исследовательских докладов о новых технологиях и инновационных разработках в области регионарной анестезии и аналгезии. Это доклад «Регионарные методы анестезии в педиатрии под контролем УЗИ», представленный главным детским специалистом по анестезиологии и реанимации, заведующим отделением анестезиологии и реанимации № 1 ГМУ ДРКБ МЗ РТ И.И.Закировым, доклад «Эпидуральная аналгезия как метод патогенетической терапии», подготовленный заведующим курсом анестезиологии-реаниматологии КГМУ, куратором ОРИТ РКБ, к.м.н. О.Г.Анисимовым и сообщение «Новые технологии в регионарной анестезии» А.В.Запоева.


Представленные доклады вызвали оживленные дискуссии в форме вопросов и ответов, в процессе которых молодые специалисты получили возможность обратиться к своим более опытным московским и татарстанским коллегам.

На следующий день прошли практические занятия в операционном блоке и палатах интенсивной терапии РКБ по направлениям: субарахноидальная, эпидуральная, комбинированная анестезия; блокады периферических нервных сплетений; продленная эпидуральная аналгезия в послеоперационном периоде.

Екатерина Кузьмина