Клиническая лабораторная диагностика – это одна из тех медицинских специальностей, в которой контроль качества всех этапов деятельности является не просто желательным,- он обязателен.
Клиническую лабораторную диагностику расценивают как особую индустрию предоставления медицинских услуг, результатом которых является клинически полезная информация о химическом и морфологическом составе биологических сред организма, отражающих функцию различных органов и систем здорового и больного человека. И не последнее значение в эффективности лабораторной диагностики играет уровень профессиональной подготовки специалистов. Об этом и пойдет речь в интервью с заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики Казанской государственной медицинской академии, Заслуженным деятелем науки РФ и РТ Анатолием Павловичем Цибулькиным.
— Как осуществляется профессиональная подготовка кадров по лабораторной диагностике?
— Клиническая лабораторная диагностика реально объединяет в себе решение диагностических проблем диагностических проблем по абсолютному большинству заболеваний человека. Это приводит к тому, что процесс образования по данной специальности никогда не имеет предела и с годами становится все увлекательным.
Подготовка профессионально грамотного специалиста по лабораторной диагностике представляет собой, как уже было отмечено, длительный процесс обязательным большим объемом индивидуальных занятий, то есть, образно говоря, работник лаборатории – это «штучный товар».
В профессиональную подготовку специалиста по клинической лабораторной диагностике входят приобретение практических навыков и теоретическая подготовка по большому числу разделов медицинских знаний. Сюда включается как самостоятельные специальности (гематология, гемостазиология, цитология, паразитология), а также разделы, пронизывающие практически все врачебные специальности (клиническая иммунология, медицинская биохимия, цитокиновая и эндокринная регуляция основных жизненных процессов), а также проблемы острых и неотложных состояний пациента (состояние водно-электролитного обмена, кислотно-основного баланса, эффективного газообмена и других).
Начинающий специалист нередко еще не достаточно хорошо владеет микроскопом, о точной дозировке лабораторных ингредиентов знает только понаслышке, основное лабораторное оборудование видел только со стороны. Получив впервые в свои руки сразу все, обучающийся начинает осваивать лабораторную технику индивидуального использования. Микроскопам, вышедшим из рук начинающего, в лучшем случае дважды в год необходима профилактика или же ремонт. Взяв в свои руки точный современный дозатор, некоторые начинающие, конечно не специально, прежде всего, проверяют его на излом (кстати, последнее некоторым удается). Не желая брать на себя подобные хлопоты, главный врач направляет такого специалиста обучаться на специализированную кафедру.
— То есть, к вам в КГМА. Каким образом организована работа на кафедре Академии?
— Организация работы кафедры требует решения ряда вопросов – это, прежде всего, наличие достаточного помещения для одновременного развертывания индивидуальных рабочих мест по освоению различных разделов специальности. Во-вторых, каждое рабочее место необходимо оснастить лабораторным оборудованием индивидуального пользования, обеспечить его расходными материалами, клиническим материалом от тематических больных (причем темы изучения меняются практически ежедневно) с соблюдением всех правил техники безопасности работ.
Одновременно проходит подготовка специалистов и на единичных образцах современного лабораторного оборудования с освоением техники работы на современных фотометрах, биохимических анализаторах, иммуноферментных анализаторах, гематологических анализаторах, современном оборудовании для исследования гемостаза. Само собой разумеется, что в каждой группе обучающихся, у каждого комплекта оборудования должен стоять и делиться опытом квалифицированный педагог, знакомый со всеми особенностями проведения анализов и интерпретации полученных результатов. Таким образом, кафедра клинической лабораторной диагностики – это не набор комнат-классов, где достаточно для работы только доски и столов – это скорее целая фабрика, оживающая по утрам с циклов лекций и по мере дня убыстряющая напряжение и темп работ, а к концу дня затихающая, заполненная отработанным материалом, грязными пробирками, столами и помещениями, требующим очищения, уборки и подготовки к новому рабочему дню. Подобная деятельность мало похожа на представление стороннего наблюдателя, заглянувшего на кафедру на короткое время, как на размеренную, спокойную деятельность, традиционно связываемую словами: «кафедра, ассистент, доцент, заведующий».
Важно отметить, что сегодня наша кафедра получила по национальной программе здравоохранения один из немногих комплектов оборудования, которые распространялись по России в крупные лечебные учреждения и медицинские вузы. Это основа техники, которая вполне достаточна для городской больницы и позволяет специалистам работать на современной аппаратуре непосредственно на местах после обучения в Академии. Подводя итог сказанному, можно отметить, что на нашей кафедре есть на чем обучать курсантов.
— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель кафедры клинической лабораторной диагностики?
— Не каждый специалист-практик может работать на кафедре клинической лабораторной диагностики. Для преподавателя кафедры необходимы ряд качеств и, прежде всего, высокая профессиональная мобильность с быстрым переходом от одной темы к другой, от одного заболевания к другому, от одного аппарата к другому. И все это на основе хорошей профессиональной подготовки с постоянным ее совершенствованием, чтением отечественной и зарубежной периодики.
— Насколько заполнены циклы по клинической лабораторной диагностике?
— Кафедра клинической лабораторной диагностики Академии дифференцировано подходит к тому, какую категорию курсантов обучать и чему обучать. Все начинается с профессиональной подготовки, потому что по лабораторной службе в медицинских вузах подготовка проходит не на очень высоком уровне. Другими словами, нам приходится обучать специалистов, практически, «с нуля». Первичная подготовка имеет три системы: клинической ординатуры, более массовой – интернатуры и профессиональная переподготовка 4-х месячного цикла.
На сегодняшний день на нашу кафедру из медицинских вузов было принято 27 интернов.
— Наверное, большая нагрузка ложиться на преподавателей кафедры?
— Да.
— Приезжают ли курсанты из других городов России?
— На настоящий момент на нашей кафедре проходят обучение курсанты из Магнитогорска, Мурманска, Сыктывкара, Ульяновска, Тольятти, Ростовской области, Выксы, Петрозаводска и, конечно, же из Республики Татарстан.
Екатерина Лобанова