На сегодняшний день качество медицинской помощи – неотъемлемая часть современного здравоохранения, которая обеспечивается с одной стороны развитием первичной медицинско-санитарной службы, с другой — высокотехнологичными видами медицинской помощи, что требует высококвалифицированного медицинского персонала, принимающих клинически обоснованные решения на основе научного подхода.
О том, что такое качество и с какими трудностями можно столкнуться при внедрении системы управления качеством медицинской помощью нам рассказал директор ГАУ РТ «Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Ростислав Иванович Туишев.
— Качество можно оценивать в разных точек зрения. Очень важно понимать, что ждет пациент и, что он должен получить после лечения. Для пациента важно получить эффективное лечение с хорошим результатом. Система управления качеством медицинской помощью включает в себя результат, как результат был достигнут и, конечно, создание комфортных условий для пациента. Каким образом пациента встретили в регистратуре — сделали это с улыбкой или ответили нехотя — все это подразумевает под собой качество.
Качество — это совокупность множества характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Очень важно выбрать уровень сравнения. Или вы сравниваете свои достижения с посредственными результатами, или берете за основу лучшие достижения в медицине. Один из важных элементов качества — сделать прозрачным сравнительные характеристики по целому ряду направлений. Мы должны ориентироваться на лучшие европейские показатели, где оказание медицинской помощи находится на высоком уровне.
Следует учитывать, что качество бывает разное, например, качество с позиции технологии, комфорта или клинических результатов.
В достижении качественной медицинской помощи акцент надо делать на конечный результат. Врач может опрятно выглядеть, но оказанная им помощь оставляет желать лучшего, либо наоборот, врач, перед вами сидит в грязном халате, но в своей работе является профессионалом своего дела.
Медицинские услуги имеют свои особенности и одна из важных особенностей, это низкая эластичность услуги. Например, если ребенок порезал палец, то для его мамы это будет большой трагедией, а для врача – это минутное дело.
Когда пациент находится под наркозом, он не помнит врача-анестезиолога, а будет помнить специалиста, который снял ему швы. Поэтому качество в медицине это интегральное понятие, включающее в себя весь спектр отношений с пациентом и в коллективе. Важно, чтобы качество сопровождало все этапы пути больного. Так, в частных клиниках много удобства, но это не говорит о том, что там работают самые лучшие врачи. На сегодняшний день в медицине чрезвычайно важно совместное использование как ресурсов государства, так и частных клиник, так называемое, частно-государственное партнерство. Все это только повысит доступность и качество медицинской помощи, но при условии хорошей подготовки врачей и согласованность действий.
— Какая сложность может возникнуть при внедрении системы управления качеством медицинской помощью?
— Прежде всего, это сопротивление самих врачей, так как работать в условиях напряженных обязательств перед пациентом, безусловно, сложнее. Поэтому система качества требует постоянного повышения квалификации и прохождения тестов.
Гульнара Абдукаева