8 июня в ходе очередного Дня главного врача заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Надежда Осипова ознакомила руководителей учреждений здравоохранения с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Настоящий Федеральный закон, призванный сформировать основу законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной сети через внесение изменений в 28 законодательных актов, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также соответствующие отраслевые законы, вступает в силу с 1 января 2011 года. С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период.
В соответствии с вносимыми изменениями в статью 120 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение будет создаваться в форме бюджетного (нового типа), автономного или казенного учреждения.
Выбор соответствующего правового статуса будет осуществляться с учётом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов. Ключевой новацией Закона является переход от сметного финансирования от фактически сложившихся расходов бюджетных учреждений к финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий.
Таким образом, предлагается наделить органы государственных власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений, призванным повысить эффективность выполнения ими уставных задач.
Основная часть учреждений здравоохранения и социального обслуживания сохранят статус бюджетного учреждения с учетом правовых положений принятого Закона
Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Доходы полученные от такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. В статусе бюджетных учреждений планируется сохранить учреждения, предоставляющие услуги некоммерческого характера (медицинские, социальные) на основании государственного (муниципального) задания на предоставление государственных или муниципальных услуг и финансируемые за счет бюджетных средств и средств ОМС.
Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет.
Законом определен Перечень казенных учреждений, к которым отнесены психиатрических больницы и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В Чувашской Республики предусматривается расширить указанный перечень, к данному типу будут отнесены учреждения, оказывающие социально значимые услуги, финансирование которых будет осуществляться за счет бюджетных средств (к примеру, специализированные Дома ребенка, патологоанатомическая служба, бюро судебно-медицинской экспертизы, центр медицины катастроф).
Вышеуказанным законом снят запрет на перевод учреждений здравоохранения в автономные учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В статус автономных в первую очередь планируется перевод тех учреждений здравоохранения, которые получают значительные доходы от предпринимательской деятельности и имеют достаточный имущественный комплекс для оказания медицинской помощи (к примеру, стоматологические поликлиники, поликлиники восстановительного лечения (вертебрологии). Новый статус бюджетных учреждений обеспечит им большую финансовую свободу, а работникам — достойную заработную плату, повысится также эффективность расходования бюджетных средств.