Статокинетическая устойчивость студентов с нарушениями слуха


УДК 796.01:612

А.С. НАЗАРЕНКО, Н.В. РЫЛОВА, А.С. ЧИНКИН

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 420138, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35 

Назаренко Андрей Сергеевич — кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин, тел. (843) 294-90-16, e-mail: Hard@inbox.ru

Рылова Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин, тел. (843) 294-90-16, e-mail: rilovanv@mail.ru


Чинкин Абдулахат Сиразетдинович — доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин, тел. (843) 294-90-67, e-mail: enimbd@mail.ru

Проведен анализ стабилометрических показателей вертикального положения тела, вестибулярной устойчивости студентов, здоровых и с нарушениями слуха. Выявлено наличие статистически значимых различий в стабилометрических показателях, хронотропной реакции сердца на вестибулярное раздражение, вестибулярной устойчивости и длительности сенсорной реакции между изучаемыми показателями обследованного контингента. У студентов с нарушениями слуха ведущим звеном в поддержании равновесия тела является зрительный анализатор, тогда как у здоровых студентов определяющую роль играют проприоцептивный и вестибулярный анализаторы. Выраженность реакций сердечно-сосудистой системы на вестибулярное раздражение как у здоровых, так и у студентов нарушениями слуха в большей степени отражается на изменениях ЧСС, чем АД.

Ключевые слова: статокинетическая устойчивость, стабилометрические показатели, вестибулярная сенсорная система, равновесие тела, студенты с нарушениями слуха.

 


 

A.S. NAZARENKO, N.V. RYLOVA, A.S. CHINKIN

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, 35 Universiade Village, Kazan, Russian Federation, 420138

Statokinetic stability of students with hearing impairments

Nazarenko A. S. — Сand. Biol. Sc., Head Lecturer of the Department of Medical and Biological Disciplines, tel. (843) 294-90-16, e-mail: Hard@inbox.ru

Rylova N. V. — D. Med. Sc., Professor of the Department of Medical and Biological Disciplines, tel. (843) 294-90-16, e-mail: rilovanv@mail.ru

Chinkin A. S. — D. Med. Sc., Professor, Head of the Department of Medical and Biological Disciplines, tel. (843) 294-90-67, e-mail: enimbd@mail.ru

There was made an analysis of stabilometric indicators of vertical body position, and vestibular stability of healthy students and students with hearing impairments The presence of statistically significant differences in stabilometric indicators, chronotropic response of the heart to vestibular stimulation, vestibular stability and duration of sensory response of the studied parameters of the surveyed groups were discovered. Thus, for students with hearing impairments the leading element in maintaining the equilibrium of the body is the visual analyzer, whereas for healthy students the defining role goes to the proprioceptive and vestibular analyzer. The expression of reaction of the cardiovascular system to vestibular stimulation in both groups (healthy and with hearing impairments) is reflected on changes of heart rate more than blood pressure.

Key words: statokinetic stability, stabilometrical indicators, vestibular sensory system, body balance, students with hearing impairments.

 

Вестибулярная система наряду со зрительной, проприоцептивной и другими афферентными системами принимает активное участие в основе реакций равновесия тела, ориентации в пространстве и координации движений в статических и динамических условиях. Все эти системы обеспечивают статокинетическую устойчивость человека к различным видам ускорений (угловым, линейным, кориолисным, комбинированным), обусловленным пассивным или активным перемещением тела в пространстве [1, 2].

Многие исследователи отмечают особенности двигательной деятельности лиц с нарушением слуха и их связь со степенью его потери, недостаточностью речевой деятельности, с уменьшением объема внешней информации, развитием и состоянием двигательного анализатора [2, 3]. Считается, что уровень развития двигательной сферы лиц с нарушениями слуха во многом обусловлен недостаточной функциональной активностью вестибулярного анализатора. Уменьшение объема информации, в частности информации от вестибулярного анализатора, сказывается на развитии всех познавательных процессов, что в свою очередь накладывает отпечаток на развитие двигательного анализатора и овладение почти всеми видами двигательных навыков [2].

Опубликовано достаточное количество работ по физической реабилитации, физическому развитию и воспитанию лиц различного возраста и пола с нарушениями слуха, однако малочисленны данные по оценке их статокинетической устойчивости к внешним воздействиям и высокий уровень работоспособности человека.

Цель исследования — изучение статокинетической устойчивости студентов с нарушениями слуха.

Методы и организация исследования

Исследования проведены на базе учебно-научной лаборатории кафедры медико-биологических дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. В исследованиях участвовали 24 человека мужского пола, 12 из которых имели нарушения слуха. Контрольная группа состояла из здоровых студентов, не занимающихся спортом, которые не имели каких-либо отклонений в функции слухового аппарата (12 человек).

Функциональное состояние статокинетической системы оценивали на стабилографическом аппаратно-программном комплексе «Стабилан 01-2» (ЗАО «ОКБ» «Ритм», Россия) путем анализа колебаний центра давления (ЦД). Испытуемый выполнял пробу Ромберга, которая включала тест с открытыми и закрытыми глазами (по 52 секунды каждый).

Для анализа статокинетической устойчивости тела в вертикальной позе использовали следующие стабилографические показатели: QX, мм — разброс по фронтальной плоскости; QY, мм — разброс по сагиттальной плоскости; R, мм — средний разброс; VСР, мм/сек — средняя скорость перемещения центра давления; SV, мм2/с — скорость изменения площади статокинезиграммы; ELLS, мм2 — площадь эллипса статокинезиграммы; IV, усл. ед. — индекс скорости; OD, усл. ед. — оценка движения; КФР, % — качество функции равновесия; КРИНД, % — коэффициент резкого изменения направления движения.

Для изучения реакции сердечно-сосудистой системы на вестибулярное раздражение использовали вращательную пробу В.И. Воячека. Пробу проводили в положении испытуемого сидя в кресле Барани с закрытыми глазами, наклонив голову вперед на 90º. В таком положении производилось 5 вращений кресла со скоростью 180º/с (1 оборот в 2 с). После остановки кресла испытуемый, выдержав паузу в 5 с, восстанавливал вертикальное положение головы. Проба сочетает раздражение полукружных каналов при вращении кресла и аппарата статоконий при последующем восстановлении вертикального положения головы.

По данным, полученным до и после вращательной пробы, оценивали:

1) реакцию сердечно-сосудистой системы — по изменениям частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД);

2) вестибулярную устойчивость по методике Н.Н. Лозанова и И.П. Байченко (1938), в которой учитывались данные вегетативных рефлексов (ЧСС и АДС) на вращательную пробу в баллах;

3) вестибулосенсорную реакцию — по длительности вестибулярной иллюзии противовращения (ВИП): обследуемого с завязанными глазами вращали в течение 20 с (180º/с) и засекали время исчезновения ощущения противовращения, возникающего после остановки кресла.

Результаты представлены как средняя арифметическая выборки (М) ± стандартное отклонение (Ϭ). Статистическая значимость различий между группами спортсменов и контроля определяли с помощью Т-критерия Стьюдента для связанных и несвязанных выборок. Проверку на нормальность распределения в выборке определяли с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Обработка данных осуществлялась в программе для статистической обработки данных «SPSS 20».

Результаты исследования и их обсуждение

В пробе Ромберга с открытыми глазами основные показатели колебания центра давления у здоровых и лиц с нарушениями слуха не отличались, однако разброс по фронтальной плоскости, средняя скорость перемещения центра давления и скорость изменения площади статокинезиограммы были больше у лиц с нарушениями слуха (р<0,01), что отражает наличие напряжения одной из систем, ответственной за поддержание вертикальной позы (табл. 1).

Одинаковое поддержание равновесия тела в пробе Ромберга с открытыми глазами у исследуемых контингентов может быть связано с низкой степенью напряжения системы регуляции позы в простых тестах, что позволяет деятельность одних подсистем регуляции равновесия контролировать и компенсировать другими подсистемами [4]. Вероятно, различия в регуляции равновесия тела в большей степени выявляются в более сложных условиях поддержания вертикального положения тела, например, при дефиците зрительной информации [5, 6]. В пробе Ромберга с закрытыми глазами в обеих группах произошло увеличение большинства стабилометрических показателей (р<0,01), что повлияло на снижение интегрального показателя «качество функции равновесия», который дает представление о минимальной скорости изменения центра давления — чем выше значение этого показателя, тем выше способность к поддержанию равновесия. 

Таблица 1.

Стабилографические показатели пробы Ромберга у студентов с нарушениями слуха и контрольной группы с открытыми и закрытыми глазами (М ± Ϭ)

 

Показатели

Тест — открытые глазаТест — закрытые глаза
Студенты с нарушениями слухаКонтрольр1 <Студенты с нарушениями слухаКонтрольр1 <
QX, мм2,87±0,982,01±0,460,013,70±1,08*2,86±0,44***0,05
QY, мм3,87±2,103,24±0,635,03±0,79**3,85±0,48*0,001
R, мм3,93±1,133,30±0,654,89±0,06**4,85±1,72**
VСР, мм/сек8,37±1,836,42±2,100,0112,15±3,15***9,57±2,54***0,01
SV, мм212,54±7,667,59±1,880,0119,11±7,81***15,13±3,19***
ELLS, мм2114,35±48,4086,82±22,25193,01±66,07***132,69±18,58***0,001
IV, усл. ед.5,31±1,185,03±1,247,96±2,04***6,38±1,14**0,05
OD, усл. ед.43,24±12,7446,76±8,9655,89±11,56**49,35±10,82
КФР, %84,69±6,5586,42±4,9269,99±10,02***76,79±3,35***0,01
КРИНД, %14,10±6,8012,76±4,1216,54±6,76**15,46±4,48**

Примечание: *, **, *** — р<0,05; 0,01; 0,001 — статистические значимые изменения по сравнению с тестом «открытые глаза» соответствующей группы, р1 — значимость различий между контролем и студентами с нарушениями слуха в пробах «открытые» и «закрытые глаза»

 

В условиях, когда соматосенсорная информация недостаточна, центральное зрение оказывает большее влияние на контроль движений во фронтальной плоскости. Периферическое зрение в этих же усло­виях в большей степени контролирует колебания в сагиттальной плоскости. И все же, несмотря на высокую важность зрительного анализатора, он может быть компенсирован дру­гими сенсорными системами. Зрительные импульсы являются запускающим механизмом для актива­ции мышц, участвующих в поддержании постурального контроля во время движений тела, в первую очередь камбаловидной мышцы. Подключаются также мышцы шеи, полупере­пончатая и полусухожильная супраспинальные мышцы. Наи­большая роль принадлежит мышцам голеностопного, тазобедренного и коленного суставов [7].

Следовательно, дефицит зрительной информации ведет к снижению устойчивости равновесия тела, что увеличивает роль проприоцептивной системы в поддержании равновесия тела, так как баланс в вертикальном положении без поворотов головы регулируется в отсутствии активного участия вестибулярной системы. Рецепторы давления обнаруживают колебания тела, в то время как механорецепторы могут определить локализацию, скорость, ускоре­ние, давление и их изменение. Кроме этого, учитывается также положение голеностоп­ных суставов и совершаемое в них движение [7].

Однако прирост большинства стабилографических показателей в пробе Ромберга с закрытыми глазами был значительно меньше у контрольной группы, чем у лиц с нарушениями слуха, что привело к статистически значимым различиям в разбросе по фронтальной и сагиттальной плоскости, средней скорости перемещения центра давления, площади эллипса статокинезиграммы, индексе скорости и в интегральном показателе «качество функции равновесия» (р<0,05-0,001) между контрольными испытуемыми и лицами с нарушениями слуха. Эти данные позволяют полагать, что выключение зрительной информации у контрольной группы в меньшей степени нарушал регуляцию вертикального положения тела благодаря большей значимости проприоцептивной системы, тогда как у лиц с нарушением слуха поддержание равновесие зависит в большей мере от зрительного анализатора.

Данную особенность поддержания вертикального положения тела у студентов с нарушениями слуха мы можем объяснить компенсаторной функцией зрительной системы в связи с нарушением работы слухового анализатора. Компенсация недостатка одного анализатора другим — закономерное физиологическое явление, которое нашло экспериментальное подтверждение в других научных работах [2, 8].

Исходный уровень ЧСС у лиц с нарушениями слуха и контрольных испытуемых не отличался и составил в среднем 70,58±5,82 и 67,75±8,85 уд/мин соответственно, что оценивается как нормокардия в состоянии относительного покоя. Хронотропная реакция сердца на вестибулярное раздражение, как у лиц с нарушениями слуха, так и контрольных испытуемых, была положительной, что является одним из проявлений возбуждения симпатической нервной системы. Оценка физиологической целесообразности такой направленности реакции сердца может быть основана на представлении, согласно которому все наблюдаемые при вестибулярном раздражении вегетативные реакции по своей сущности и механизмам развития являются проявлениями срочной адаптации по типу стресс-реакции [9]. У контрольных испытуемых средний прирост частоты сокращений сердца в ответ на вращательную пробу составил 3,75±1,35 уд/мин и был почти вдвое ниже, чем у студентов с нарушениями слуха (6,91±2,71 уд/мин; р<0,001). Меньшее повышение хронотропной реакции сердца на вестибулярное раздражение свидетельству о большей устойчивости вестибулярного аппарата к вращательной нагрузке у контрольных испытуемых.

Систолическое давление (АДС) у лиц с нарушениями слуха и контрольных испытуемых не различалось и составило 124,08±7,17 и 120,25±9,00 мм рт. ст. соответственно, что оценивается как нормотония в состоянии относительного покоя. Прирост АДС после вращательной пробы у студентов с нарушениями слуха составил 3,33±4,86 против 5,00±2,08 мм рт. ст. (р˃0,05).

Диастолическое артериальное давление (АДД) до вестибулярной нагрузки у исследуемого контингента, как и АДС, статистически не различалось — 72,08±6,02 мм рт. ст. в контроле и 71,16±6,39 мм рт. ст. у студентов с нарушениями слуха. У всех испытуемых преобладающей реакцией было повышение АДД. Оно составило у контрольных испытуемых и лиц с нарушениями слуха 2,16±1,46 и 1,75±3,33 мм рт. ст. соответственно (р>0,05). Эта динамика АДД отразилась на изменении пульсового давления (ПД) в ответ на вестибулярное раздражение. У студентов с нарушениями слуха ПД в ответ на вращательную нагрузку достоверно не увеличилось — 1,58±6,58 мм рт.ст. (р>0,05), в то время как в контроле увеличение ПД было достоверным (р<0,01) и составило 2,83±2,52 мм рт. ст. Эти показатели также значимо не различаются.

Таким образом, воздействие углового ускорения при вращательной нагрузке вызывает преимущественно положительную реакцию ЧСС и АД в обеих группах испытуемых. При этом статистически значимые различия в большей степени характерны для реакции ЧСС, тогда как АДС и АДД изменяются в одинаковой мере у исследуемых групп студентов. Эти различия в реакциях ЧСС и АД могут быть связаны с особенностями регуляции водителя ритма сердца, представленного синусовым узлом, с одной стороны, и сердечного выброса и сопротивления току крови в сосудах, с другой.

Водитель ритма сердца, определяющий частоту его сокращений, имеет весьма тонкую систему регуляции и с высокой точностью реагирует на влияния симпатических и парасимпатических нервов и гормонов эндокринных желез в полном соответствии с потребностями и состоянием организма [10, 11].

Сердечный выброс и сопротивление току крови в сосудах как основные факторы, определяющие АД, имеют весьма сложный механизм регуляции и подвержены влияниям из многих источников [11]. Возможно, именно это обстоятельство не позволяет АД столь же тонко и соразмерно адаптации к угловым ускорениям реагировать на вращательное раздражение, как и ЧСС [12].

Выраженность реакций сердечно-сосудистой системы на вестибулярное раздражения повлияли на оценку вестибулярной устойчивости по методике Н.Н. Лозанова и И.П. Байченко (1938), которая у контрольных испытуемых составила 3,90±0,27 балла, что существенно превышает показатель студентов с нарушениями слуха — 3,00±0,64 балла (р<0,01). Следовательно, вестибулярная устойчивость организма к различным механическим воздействиям выше у контрольных испытуемых, чем у лиц с нарушениями слуха.

В формировании статокинетической устойчивости человека доминирующее значение принадлежит вестибулярному анализатору, как наиболее чувствительному к различным видам ускорений. Значима роль зрительного, проприоцептивного и интероцептивного анализаторов. Кроме анализаторных систем, для обеспечения равновесия тела и выполнения произвольных движений большое значение имеют корковые и подкорковые образования ЦНС, осуществляющие функцию равновесия, сохранение и выполнения координированных движений [1].

Вестибулярная устойчивость (показатель в баллах) тесно связана с хронотропной реакцией сердца на вращательную нагрузку (r=-0,62-0,76), связь с реакцией АДС отсутствует или слабая (r<0,14-0,22). Поэтому ВУ, как и реакция ЧСС, отражает уровень адаптации контрольных испытуемых и лиц с нарушениями слуха к угловым ускорениям. У контрольных испытуемых ВУ тесно связана также со стабилометрическими показателями — площадью эллипса (r=-0,76), средним разбросом (r=0,86); средней скоростью перемещения центра давления (r=-0,57) и коэффициентом резкого изменения направления движения (r=-0,62). Следовательно, чем выше вестибулярная устойчивость, тем меньше средний разброс и средняя скорость перемещения центра давления при поддержании вертикальной позы, выше способность к сохранению равновесия тела при меньшей площади опоры в пробе Ромберга с открытыми и закрытыми глазами. Минимальные изменения направления движения в тесте с закрытыми глазами характеризует оптимальность затрат человека в процессе удержания вертикальной позы. У лиц с нарушениями слуха связь ВУ со стабилометрическими показателями отсутствует или слабая (r<0,28).

Вестибулярная иллюзия противовращения (ВИП), возникающая после прекращения вращательной нагрузки, у студентов с нарушениями слуха составила в среднем 11,41±2,50 сек, что на 30,4% больше, чем у контрольных испытуемых — 8,75±2,05 сек (р<0,001). ВИП у лиц с нарушениями слуха расценивается как II степень — продолжительная сенсорная реакция, а в контроле как I степень — короткая, что характеризует меньшую вестибулосенсорную реакцию, следовательно, стабильный контроль движений и сохранение равновесия при перемещении тела в пространстве.

В процессе стимуляции вестибулярных рецепторов у испытуемых с нарушениями слуха, очевидно, в ЦНС поступает информация, приводящая к возникновению «сенсорного конфликта», что приводит к более длительным ощущениям ВИП. Это обусловлено тем, что для лиц с низкой статокинетической устойчивостью характерно слабое подавление импульсов, поступающих от рецепторных образований вестибулярного аппарата в высшие звенья анализатора при их адекватном раздражении, что вызывает более сильное субъективное переживание [13].

У контрольных испытуемых выявлена сильная отрицательная корреляционная взаимосвязь между вестибулярной иллюзии противовращения и стабилометрическими показателями — скоростью изменения площади статокинезиграммы (r=-0,76), оценкой движения (r=-0,64) и положительная связь с коэффициентом резкого изменения направления движения (r=0,66) и интегральным показателем «качество функции равновесия» (r=0,61). Это значит, что чем выше статокинетическая устойчивость, тем короче ВИП на вестибулярное раздражение и меньше скорость изменения площади статокинезиграммы и изменения направления движения, а также выше способность к поддержанию равновесия и оценка движения пробе Ромберга с открытыми и закрытыми глазами.

Заключение

Результаты наших исследований показали, что у студентов с нарушениями слуха ведущим звеном в поддержании равновесия тела является зрительный анализатор, тогда как у здоровых студентов определяющая роль переходит к вестибулярному и проприоцептивному анализатору, что подтверждается меньшей хронотропной реакцией сердца на вестибулярную нагрузку, короткой вестибулосенсорной реакцией, более высокой вестибулярной устойчивостью и меньшими изменениями стабилометрических показателей при лишении зрительной информации.

Выраженность реакций сердечно-сосудистой системы на вестибулярное раздражение как у здоровых, так и у студентов с нарушениями слуха в большей степени отражается на изменениях ЧСС, чем АД. У контрольных испытуемых наблюдается меньшее повышение ЧСС на вестибулярное раздражение, чем у лиц с нарушениями слуха, свидетельствующее о большей статокинетической устойчивости организма к прямолинейным и угловым ускорениям. Поэтому физическая реабилитация, занятия лечебной физической культурой и спортом для лиц с нарушениями слуха будут способствовать не только совершенствованию статокинетической устойчивости и физической работоспособности, но и воспитанию, укреплению здоровья и становлению социальной адаптации.

Наибольшее количество корреляций было выявлено у контрольных испытуемых между вестибулярной устойчивостью и стабилометрическими показателями, а также между вестибулярной иллюзией противовращения и стабилометрическими показателями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Буйнов Л.Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. — 2002. — № 2. — С. 27-50.

2. Сышко Д.В., Мутьев А. Влияние вестибулярных раздражений на показатели центральной кардиогемодинамики у спортсменов с нарушениями слуха // Наука в олимпийском спорте. — 2006. — № 4. — С. 80-83.

3. Хуртик Д.В. Особенности технической подготовки спортсменов с нарушениями слуха в различных видах спорта // Медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2012. — № 8. — С. 110-113.

4. Horak F.B. Postural orientation and equilibrium: what do we need to know about neural control of balance to prevent falls? // Age and Ageing. — 2006. — № 2. — P. 7-11.

5. Paillard T., Montoya R., Dupui Р. Postural adaptations specific to preferred throwing techniques practiced by competition-level judoists // J. Electromyogr. Kinesiol. — — № 17. — P. 241-244.

6. Nazarenko A.S., Chinkin A.S. Сardiovascular response to vestibular stimulation to cyclic, situational and stereotypical complex coordination kinds of sports // Central European Journal of Sport Sciences and Medicine. — 2014. — Vol. 5, № 1. — P. 47-52.

7. Скворцов Д.В. Стабилометрическое исследование: краткое руководство. — М.: Маска, 2010. — 174 с.

8. Козина Ж.Л., Собко И.М., Клименко А.И., Сак Н.Н. Сравнительная характеристика психофизиологических возможностей квалифицированных баскетболисток с нарушениями слуха и квалифицированных здоровых баскетболисток // Медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2013. — № 7. — С. 28-33.

9. Янов Ю.К., Герасимов К.В. Методология теории самоорганизации в развитии представлений о физиологических механизмах вестибулярных реакций // Успехи физиологических наук. — 2000. — Т. 31, № 2. — С. 79.

10. Баевский Р.М., Иванова Г.Г., Чирейкина Л.В. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем // Вестник аритмологии. — 2001. — № 24. — С. 65-68.

11. Нидеккер И.Г., Куприянова О.О. Количественный анализ сбалансированности нейрогенных влияний на ритм сердца // Физиология человека. — 2010. — Т. 36, № 2. — С. 72-76.

12. Nazarenko A.S., Chinkin S. Cardiovascular, impllent and reactions of various specializations athletes on vestibular irritation // Human Physiology. — 2011. — Vol. 37, № 6. — P. 726-732.

13. Лучихин Л.А., Ганичкина И.Я., Доронина О.М. Механизмы физической реабилитации больных с вестибулярными расстройствами // Вестник оториноларингологии. — 2003. — № 4. — С. 4-7.

 

REFERENCES

1. Buynov L.G. Statokinetic sustainability and approaches to its pharmacological correction. Obzory po klinicheskoy farmakologii i lekarstvennoy terapii, 2002, no. 2, pp. 27-50 (in Russ.).

2. Syshko D.V., Mut’ev A. Effect of vestibular stimulation on the central figures of cardiac hemodynamics in athletes with hearing impairments. Nauka v olimpiyskom sporte, 2006, no. 4, pp. 80-83 (in Russ.).

3. Khurtik D.V. Features technical training athletes with hearing impairments in various sports. Mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta, 2012, no. 8, pp. 110-113 (in Russ.).

4. Horak F.B. Postural orientation and equilibrium: what do we need to know about neural control of balance to prevent falls? Age and Ageing, 2006, no. 2, pp. 7-11.

5. Paillard T., Montoya R., Dupui R. Postural adaptations specific to preferred throwing techniques practiced by competition-level judoists. J. Electromyogr. Kinesiol., 2007, no. 17, pp. 241-244.

6. Nazarenko A.S., Chinkin A.S. Sardiovascular response to vestibular stimulation to cyclic, situational and stereotypical complex coordination kinds of sports. Central European Journal of Sport Sciences and Medicine, 2014, vol. 5, no. 1, pp. 47-52.

7. Skvortsov D.V. Stabilometricheskoe issledovanie: kratkoe rukovodstvo [Stabilometric research: a brief guide]. Moscow: Maska, 2010. 174 p.

8. Kozina Zh.L., Sobko I.M., Klimenko A.I., Sak N.N. Comparative characteristics of psychophysiological features skilled basketball players are hearing impaired and skilled basketball players healthy. Mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta, 2013, no. 7, pp. 28-33 (in Russ.).

9. Yanov Yu.K., Gerasimov K.V. The methodology of the theory of self-organization in the development of ideas about the physiological mechanisms of vestibular reactions. Uspekhi fiziologicheskikh nauk, 2000, vol. 31, no. 2, p. 79 (in Russ.).

10. Baevskiy R.M., Ivanova G.G., Chireykina L.V. Analysis of heart rate variability using different electrocardiographic systems. Vestnik aritmologii, 2001, no. 24, pp. 65-68 (in Russ.).

11. Nidekker I.G., Kupriyanova O.O. Quantitative analysis of the balance of neurogenic effects on heart rhythm. Fiziologiya cheloveka, 2010, vol. 36, no. 2, pp. 72-76 (in Russ.).

12. Nazarenko A.S., Chinkin A.S. Cardiovascular, impllent and reactions of various specializations athletes on vestibular irritation. Human Physiology, 2011, vol. 37, no. 6, pp. 726-732.

13. Luchikhin L.A., Ganichkina I.Ya., Doronina O.M. Mechanisms for the physical rehabilitation of patients with vestibular disorders. Vestnik otorinolaringologii, 2003, no. 4, pp. 4-7 (in Russ.).