12.10.2024

Уважаемые коллеги!

12-13 апреля в Москве впервые в истории здравоохранения состоялся Первый всероссийский форум работников здравоохранения, на котором рассматривались три ключевых вопроса: медицинская помощь населению, политика в области медицинского образования и медицинское страхование. Форум проводился под руководством министра здравоохранения России Татьяны Голиковой и при непосредственном участии премьер-министра России Владимира Путина. Никогда раньше с такой высокой трибуны не поднимались насущные проблемы здравоохранения и образования, которые прозвучали от главных врачей областных больниц, станций скорой помощи, ректорского корпуса, студентов, ординаторов.

Особое внимание уделялось подготовке медицинских кадров высокой квалификации, владеющих всеми необходимыми навыками работы на современном оборудовании, способных оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь.

Подготовка таких специалистов невозможна без преобразований в системе российского образования. Об этом говорится в Законе «Об образовании», приоритетном национальном проекте «Образование», Концепции Федеральной целевой программы «Развитие образования» и других нормативно-правовых актах.

Кроме того, тема развития образования постоянно обсуждается на заседаниях Российского Союза ректоров. В докладе президента Российского Союза ректоров — ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего — в декабре 2010 года были указаны основные пути, цели и задачи, которые необходимо ставить и решать всем учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования.

Учреждениям высшей школы отводится роль инноваторов развития и модернизации России, генераторов уникальных научных знаний и образовательных школ с целью укрепления и расширения социокультурного пространства страны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации выбраны 5 направлений, охватывающих развитие различных сфер жизнедеятельности человека и государства:

•  Новое качество жизни

•  Инновационное развитие и модернизация экономики

•  Обеспечение национальной безопасности

•  Сбалансированное региональное развитие

•  Эффективное государство

По каждому направлению разработана и утверждена 41 государственная целевая программа.

Среди них программы: «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Развитие науки и технологий», соисполнителями которых являются 3 образовательных учреждения — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

В настоящее время собственные программы развития реализуют более 200 вузов. Наиболее успешными признаны программы развития образовательных учреждений Оренбургской, Тюменской областей, Северного Кавказа, г. Москвы.

Программы развития вузов предполагают создание модели будущего статуса учреждения, который обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов на основе интеграции науки, образования и практики, а также позволит и самому учреждению выжить в условиях жесткой конкуренции. Государственными нормативными актами предусматривается и бюджетное финансирование программ развития государственных бюджетных образовательных учреждений.

Основная стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина.

Основные требования к медицинским вузам со стороны государства и общества — это единство образования, научных исследований и клинической деятельности, интернационализация медицинского образования, междисциплинарные подходы, адекватные методы и формы образования.

В прошлом году по итогам конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», приказом Минздравсоцразвития России были выделены финансовые средства для развития учреждений — победителей конкурса.

Высшее медицинское образование особенно нуждается в государственной поддержке, потому что на сегодняшний день высшая медицинская школа, с одной стороны, относится к сфере образования и руководствуется государственной политикой высшего образования; с другой стороны, это часть системы здравоохранения. Такое положение не может остаться без внимания.

В Казанской государственной медицинской академии на сегодня разработана программа стратегического развития на пятилетний период (2011-2015 гг.), затрагивающая все сферы деятельности академии, которая состоит из 7 блоков. Каждый блок предусматривает решение определенной задачи посредством реализации тактических мероприятий:

— Образовательная деятельность
— Научная деятельность
— Консультативно-диагностическая деятельность
— Информатизационная деятельность
— Международная деятельность
— Кадрово-управленческая деятельность
— Хозяйственно-экономическая деятельность

В данный момент программа проходит этапы согласования

Совместная командная деятельность будет способствовать созданию современных образовательных продуктов, разработке новых образовательных программ, отвечающих потребностям практического здравоохранения, концентрации усилий на наиболее перспективных приоритетных направлениях развития академии.

Вы все, уважаемые коллеги, являетесь сотрудниками нашей академии, это ваше основное рабочее место. От инициативы каждого из нас зависят будущее академии и то, какую нишу займет Казанская медицинская академия в российском и мировом образовательном пространстве. Только сильная команда сможет поднять академию на высокий профессиональный уровень, доказать ее нужность практическому здравоохранению и сделать из нее конкурентоспособный образовательный центр мирового уровня.

 

Выступление ректора КГМА профессора К.Ш. Зыятдинова

на заседании ученого совета академии 19.04.2011 г.