Студенты КГМУ поменяли микроскопы на мониторы


фотографияВ Казанском медицинском университете 15 октября открылся первый в России интерактивный класс, созданный на базе инновационной отечественной разработки, которая позволяет студентам перейти от рутинного метода микроскопии к современной smart-технологии визуализации и анализа препарата. Подобные классы существуют в ведущих медицинских университетах Германии, Швейцарии и Австрии. Российская компания, которая подарила комплекс университету на 200-летие, планирует внедрять инновацию по всей стране.

Теперь студенты КГМУ на своих лабораторных занятиях не будут рассматривать в микроскопе гистологические препараты. Это, как известно, создавало множество неудобств. Вместо этого они будут смотреть в монитор и видеть четкое изображение отсканированного препарата.

Процесс «попадания» в мониторы препарата происходит следующим образом. Препарат сканируется. Его сохраняют в базе. Изображение появляется на «главном мониторе», с которого осуществляется управление. На изображении можно, например, рисовать стрелочки, выделять и увеличивать нужные области. Все это будет происходить и на других мониторах. Также изображение можно распечатать.

– А сейчас обратите внимание на участок, где красная стрелочка… – профессор кафедры патологии КГМУ, доктор медицинских наук Семен Петров дотронулся пальцами до монитора и «растянул» изображение отсканированного гистологического препарата. Будущие врачи как один внимательно посмотрели на мониторы, расположенные на их партах. На их экранах была та же картинка.

– К нам в университет приходят вчерашние школьники, еще дети, а мы даем им сложнейшие закономерности происхождения заболеваний, объясняем подходы к диагностике, – высказал свое мнение Семен Венедиктович журналистам после занятия. – Разумеется, молодым это дается с большим трудом. Раньше мы вначале показывали слайды, на которых были изображены патологии, потом сажали студентов за микроскопы. Преподаватель говорит, что нужно найти такой-то участок. Ребята смотрят в микроскоп. И многие не могут найти то, что требуется. Приходится к каждому подойти, показать, объяснить. В результате, конечно, мы не всегда успевали все, что запланировано. А сейчас таких вопросов не возникает! Студенты усваивают материал гораздо быстрее, лучше – качество изображений превосходное!


Всего в классе может находиться порядка 10-15 студентов. Необычную разработку хотя бы раз имеют возможность увидеть все студенты университета, поскольку курс патологической анатомии изучается на каждом факультете.

Также вузу на некоторое время предоставили сканер, с помощью которого специалисты смогут оцифровать все стекла с препаратами, некоторые из которых XIX века.

– Сканирование стекол позволяет полностью оцифровать весь препарат, – рассказала нашему корреспонденту старший лаборант кафедры общей патологии КГМУ Евгения Александрова. – Изображения получатся точные, их можно будет смотреть целиком. В микроскопе же препарат можно только снимать камерой и лишь какой-то один участок. Чувствуете, какая разница?

Морфологи вздохнут спокойно


Представители медицинской и научной общественности Татарстана, собравшиеся на круглом столе по поводу открытия класса, признали инновацию настоящим прорывом в морфологии.

Первый замминистра здравоохранения РТ Сергей Осипов отметил, что сегодня много делается для того, чтобы морфологические исследования стали просто рутинными исследованиями в клиниках. Этот класс, подчеркнул чиновник, будет делать медицинские конференции интереснее и насыщеннее. И, конечно, когда инновация появится в медучреждениях, население это оценит.

Заместитель главврача по науке республиканского онкодиспансера Михаил Бурмистров отметил, что разработка быстро появится в медучреждениях Казани, Татарстана и России.

– Она нам необходима, – заметил врач. – Ответственность морфолога перед хирургом, и в целом медициной, огромная. Особенно в нашей области. Этот специалист должен глазами увидеть патологию и дать ответ целой бригаде хирургов или терапевтов, которые потом назначат лечение. Одно дело, когда ошибается рентгенолог, ультразвуковой диагност или эндоскопист. А если ошибется морфолог? На кону – жизнь человека!

Чрезвычайная сложность профессии – одна из причин дефицита кадров в морфологии, вздыхает Бурмистров. Но новая разработка способна помочь решить эту проблему, ведь процесс работы значительно упрощается и убыстряется.

Данная инновация, отметили представители компании, была завершена в августе этого года. Однако разработчики не остановились на достигнутых результатах, а собираются совершенствовать свой продукт дальше. К примеру, планируется создать портал, на котором можно будет хранить изображения. Если говорить об образовательном процессе, то это позволит проводить обучение дистанционно. Допустим, преподаватель выложил отсканированный препарат и дал доступ студентам к этому изображению для того, чтобы они выполнили его задание.

Еще одна из идей, которые планируется реализовать, – программа обмена изображений среди морфологов.

Стоимость разработки зависит от количества мест. Она варьируется от 600-700 тыс. руб. до 1 млн рублей. Зарубежная подобная разработка стоит в 3-5 раз дороже.