Суицид как попытка спасти свой внутренний мир


karpovЧто является перворпричинами детских суицидов, как их предотвратить, какую работу необходимо проводить, комментирует заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии КГМА, профессор Анатолий Михайлович Карпов.

К сожалению, сейчас идет тенденция роста числа суицидов как среди взрослых, так и среди детей и подростков. За последние 30 лет суициды у детей от 5 до 14 лет выросли в 8 раз. Это вытекает из причин, прежде всего, социально-экономических и психологических.  Подсчитано, что повышение безработицы на 1% повышает частоту суицидов на 4-5%. Из-за неразрешимости социальных проблем 15% выпускников детских домов Санкт-Петербурга кончают жизнь самоубийством. Частота суицидов молодых солдат и офицеров в Российской армии  в 15 раз выше, чем среди населения.

У всех людей кроме биологических потребностей в еде, воде, жилье и прочем. есть потребность в безопасности и защищенности, в единении с близкими людьми в семье, в уважении, любви, в психологическом комфорте, и если дети получают все это в семье, тогда, конечно, никаких оснований для совершения суицида не появится. Бывают ситуации, в которой ребенок чувствует разрушение своего мира и своей души, пытается защититься, но не может. Например, ссоры и развод родителей, необходимость сделать выбор между равно любимыми и нужными мамой и папой, страх обидеть кого-то при выборе одного из них, чувство вины.  Детский суицидолог Е. Вроно отмечает у суицидентов наличие проблемы трех «Н» — непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. В этой ситуации подросток вынужден бороться с тремя «Б» -беспомощностью, бессилием и безнадежностью. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. Суицид это результат социально-психологического кризиса, когда страдание настолько тяжело, что надо от него освободиться любым способом, даже уничтожением своего тела.

Кроме того, дети не до конца осознают, что самоубийство — это конец жизни. Для них это вызов, обращение к близким, которые, увидев их мертвыми, поймут свои ошибки,  исправятся, и тогда суициденты вернуться и все будут счастливы.

Одним из факторов риска суидида считается перфекционизм. В благополучных семьях воспитываются подростки с высокими требованиями к себе, стремящиеся только к одобрению, поощрению, высоким оценкам во всем. Для них тяжелой психологической травмой, позором, потерей лица, является любой неуспех, например, тройка или даже четверка для отличника. Талантливых, успешных  детей нужно учить переносить неудачи. Формировать понимание того, что ценность самой жизни выше ценности элементов ее составляющих, воспитывать оптимизм, учить преодолевать трудности.


Для того, чтобы предотвратить рост суицидов среди детей и подростков, необходимо проводить профилактическую работу, учить взрослых понимать детей, слышать и видеть, не игнорировать, не притеснять, не «откупаться» подарками, а именно общаться с ними, чтобы ребенок ощущал свою «нужность».

Суицидам предшествуют различные варианты саморазрушающего поведения, неприятия себя с причинением ущерба своему организму. К ним относят  голодание ради стройности, или накачка мышечной массы с использованием гормонов, татуировки, прокалывание частей тела и вставление в отверстия инородных предметов. Алкоголизация, курение, наркотизация также содержат элемент саморазрушения. Навязчивые действия вроде покусывания языка, губ, рук, вывихов суставов пальцев, выдергивания волос, самоожоги сигаретами — это тоже проявление нелюбви к себе и самонаказания.

Обязательно нужно знать признаки суицидальной готовности, чтобы их своевременно заметить и помочь подростку. Насторожить должны высказывания ребенка  о бессмысленности жизни, рассуждения о смерти, о похоронах,  о том, что без него в этом мире будет лучше, что ему все надоело, что он ненавидит всех и себя, так жить невозможно. Вопросы «А что бы вы делали, если бы меня не стало?», «Когда все это закончится?», «Какая смерть самая приятная?»

В поведении ребенка  могут быть характерные изменения: утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, успеваемости, безразличие к оценкам, к внешнему виду, неряшливость, отсутствие стремления хорошо выглядеть и нравиться другим, склонность к уединению, отдаление от близких, ухудшение аппетита и сна. В поведении могут резкие перепады настроения, обидчивость, неадекватные реакции на слова,  беспричинные слезы, просьбы простить за все, чувство вины, рискованные, безрассудные поступки. С суицидальными переживаниями обычно связаны стремление раздать долги, привести в порядок все дела, раздарить свои вещи с пояснением, что они больше не понадобятся.


При обнаружении подобных  признаков с ребенком нужно поговорить по душам, «присоединиться», установить доверительный контакт, мягко и спокойно  выяснить что его волнует и тревожит, что вызывает опасения, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, виноватым, обиженным, отверженным, несчастным, должником, загнанным в ловушку. Нужно расширить масштаб переживаний и определить ресурсы — выяснить с кем он дружит, чего хочет, чем увлекается, что ценит в людях, кому доверяет, кем хотел бы стать. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться и снять напряжение. Это существенно снижает риск суицида и открывает доступ к оказанию помощи. Ребенку необходимо ощутить что он не одинок и его любят.

Светлана Емельянова